Вдруг мы почувствовали себя как во время путешествия в будущее. Или путешествия во времени. А ведь мы только недавно выехали из Казани, столицы Татарстана, и проехали всего один час на север. Россия строит тут новый город, первый после развала Советского Союза. В любом отношении Иннополис — самый молодой город страны: средний возраст его 3-х тысяч жителей составляет всего лишь 28 лет. Пенсионеров здесь нет.
Городок выглядит настолько современно, что кажется, будто сюда его доставил космический корабль. Все светлое и широкое, наполненное светом, мягкие линии очерчивают силуэты зданий. Для некоторых квартир нет даже ключа, жители открывают их сканом пальца. Мэр общается с гражданами через чат. Студенты в мягких тапочках переходят по отапливаемому стеклянному туннелю из общежития в университет. Бюро по обслуживанию зданий говорит на трех языках. Иннополис должен со временем стать центром высоких технологий страны, российский версией Кремниевой долины.
Но при планировании города власти ориентировались скорее на Азию, чем на США, объясняют нам. Об этом свидетельствует и выбор архитекторов. Лиу Тай Кер (Liu Thai Ker) отвечал в 80-ые годы за реконструкцию Сингапура, теперь он проектирует российский образцово-показательный город. Девиз города: «Будущее уже наступило».
Новый IT-центр в России
Строительство продвигалось быстро. Всего лишь в 2012 году Медведев заложил под первый камень капсулу с посланием потомкам. А уже в 2015 году Иннополис получил статус города: только за три года тут возник первый IT-университет в стране, школа, IT-гимназия, детский сад, фитнес-центр и поликлиника. Согласно плану к 2035 году в Иннополисе должны жить и работать 150 тысяч человек, половина из них — IT-специалисты. Все студенты обязались после окончания учебы какое-то время остаться в Иннополисе.
Но до сих пор образцовый город в большей своей части напоминает стройплощадку. Везде видишь краны и свежевырытые котлованы. Кроме того: пустоту. Пока Иннополис немного похож на город из фантастических фильмов, в которых все жители вдруг исчезли с лица земли. Один русский репортер написал о нем: «Если тебе тут повстречается прохожий или автомобиль, то тебе повезло». Пройдя всего десять минут, оказываешься среди дикой природы. Некоторым приезжим Иннополис напоминает закрытые города Советского Союза, где изолированные от внешнего мира ученые разрабатывали свои проекты.
В последнее время тут появились супермаркет, даже ресторан и бар. Ну а для политкорректного досуга предназначен огромный фитнес-центр. Для студентов занятия спортом обязательны. Но некоторые ребята хитрят: проходят внутрь центра по своим клип-картам, но потом с ноутбуками на коленях сидят по коридорам.
Фирм здесь еще немного, и большинство из них принадлежат государству. Предпринимателям обещают налоговые льготы: тот, кто перенесет свою фирму в город, станет частью особой экономической зоны. Иностранцы тоже пока сюда не торопятся. Но на квартиры уже есть листы ожидания.
Супругам Телечеевым Иннополис сначала также показался городом в пустыне, стерильным и голым. Это и понятно, ведь они приехали из Красноярска, сибирского города-миллионника. Михаил Телечеев — учитель информатики, право переехать сюда он выиграл в лотерею. Жену Ирину ему пришлось уговаривать покинуть родные места и переехать в этот город, разработанный на чертежной доске.
Когда осенью они приехали в Иннополис, холодный ветер гулял между голыми блоками домов. «А где же тут люди?» — спросила Ирина и почувствовала себя вдруг очень одинокой. Но сейчас ей тут нравится. В детском саду, куда ходит дочка, есть плавательный бассейн и занятия по английскому языку. IT-гимназия, где преподает Михаил, настолько популярна, что на одно место претендуют восемь детей. Все его — коллеги молодые люди.
Телечеевы теперь знают всех соседей, и когда они идут на работу, то по дороге повсюду встречают знакомых. Во дворе на детской площадке дети играют с друзьями, редко когда тут проезжает машина. Жизнь немного напоминают деревенскую, только с вай-фаем, эллиптическими тренажерами и группами в ВотсАп. А вот их родной город Красноярск, куда они съездили недавно, показался им теперь неухоженным, грязным и старым. Во всяком случае из Иннополиса они уезжать не собираются.