О том, как возросло внимание к вопросу о безопасности журналистов в России и отсутствию свободы слова в стране, чем Россия похожа на режим Муссолини и Веймарскую Республику, будут ли мировые тяжеловесы тянуть одеяло на себя или окажутся способными решить глобальные экономические проблемы, насколько «гнила» и бездарна внешняя политика Путина и как ислам направит Россию на путь высокой морали и нравственности – в сегодняшнем обзоре СМИ.
Французское информационное агентство AFP сообщает о негодовании влиятельного конгрессмена США Илеаны Рос-Лейтинен, заявившей, что Бараку Обаме пора проснуться, признать «зверскую природу» режима, с которым он имеет дело в Москве, и пересмотреть отношения между США и Россией с учетом «жестоких нападений» на журналистов. Кремль и контролируемые государством СМИ в прошлом старались замалчивать подобные инциденты, а иногда даже возлагали часть вины на самих журналистов, пишущих на темы, которые могут противоречить государственным интересам. Однако последние события, потрясшие страну, похоже, заставляют ее - через два десятилетия после распада Советского Союза - по-новому взглянуть на проблему свободы прессы.
Один из известных советологов, экспертов в области безопасности Ариэль Коэн сравнивает Олега Кашина с политиками и журналистами, убитыми в России: с Галиной Старовойтовой, с Сергеем Юшенковым, с Юрием Щекочихиным, и ставшими, по его мнению, мучениками за либеральные идеи, такие, как свобода прессы, демократические выборы, свободные рынки и интеграция России в мировую экономику. Все они ненавидели коррупцию и советских аппаратчиков, которые в посткоммунистической России быстро вернули себе и власть, и деньги. Кашин, подобно им, заплатил за свои убеждения самую высокую цену. В связи с этим, Коэну импонирует сравнение воцарившейся в России атмосферы ужаса с обстановкой в Италии перед захватом власти Муссолини, а также с положением в Веймарской республике перед победой нацистов, и эта аналогия вовсе не натянута, считает он, о чем и указывает в своем материале на сайте фонда Heritage Foundation. «Если и дальше будут оставаться безнаказанными нападения на правозащитников и журналистов, то уровень поддержки элиты может снизиться еще больше, и это приведет к общественным беспорядкам. Иностранные инвесторы начнут косо посматривать на Россию, а местные предприниматели свои с трудом заработанные деньги спрячут в более безопасном месте».
«В России царит террор» - вторит Коэну сотрудник Центра международных исследований Монреальского университета Жослин Кулон. Конечно, ГУЛАГ не появился вновь, никто не истребляет целые народы, однако с каждым днем в стране в атмосфере какого-то безразличия крепнет режим другого террора, более избирательного, скрытого. «Он поражает журналистов, тех, кто выносит на суд общественности скандалы новой автократии. И эта автократия решила устрашить обличителей и их убить», - читаем в статье Кулон, опубликованной на канадском сайте Cyberpresse.ca. Главной проблемой автор видит то, что граждане России всецело принимают стратегию премьера Путина, позаимствованную им у Китая: обогащайтесь и не пытайтесь противостоять политическому режиму. «Демократические неудачи 1980-х и 1990-х годов оставили горький осадок у россиян. Верно, в те времена многие реформаторы и демократы воспользовались ситуацией в целях собственного обогащения», констатирует Кулон.
Другое дело, за которое в адрес российских властей сейчас направлены потоки критики: завершающийся «процесс ЮКОСа», в котором страну, как утверждает трейдер лондонской компании CF Global Trading Джулиан Риммер, неминуемо ожидает «момент Манделы». Статья Риммера опубликована на сайте агентства деловых новостей Bloomberg. Во-первых, президенту Дмитрию Медведеву не нужно даже его юридическое образование и опыт, чтобы понять: судебный процесс по делу не соответствует никаким требованиям и нормам. Сравнение с Нельсоном Манделой, которого южноафриканский режим апартеида 27 лет держал в заключении, может показаться преувеличением: нет никакой схожести в том, как они оказались за решеткой; да и цели, за которые они выступали, были диаметрально противоположны. Мандела боролся за свободу от расистского режима. Ходорковского же больше всего заботило личное обогащение, да и светочем свободы его не назовешь. Но, уверен Риммер, два этих дела стали иллюстрацией определяющих моментов в истории двух стран, которые боролись за демократию и власть закона.
В интервью американскому изданию Los Angeles Times театральный режиссер Юрий Любимов, ставший одним из первых советских диссидентов и лишившийся гражданства в 1983 году, говорит, что со времен СССР мало, что изменилось. «И близко нет ничего похожего на ту бурю, которая была во время оттепели шестидесятых. Люди сидят тихо. Они устали и попросту перепугались. Они не хотят, чтобы им дали по голове, затолкали в машину и там избили», - описывает российскую действительность культурный деятель. Но, уверен он, у властей тоже проблемы - иначе зачем им так грубо разгонять митинги оппозиции? Пятьсот человек выходит на улицу, а власти «шлют против них полторы тысячи карателей»!
Накануне саммита «большой двадцатки» агентство France24 попыталось определить, что хочет сказать каждая из «звезд G-20». Пекин станет большой звездой этой встречи, что особенно важно с учетом ослабления позиций Барака Обамы после недавних выборов. Ху Цзиньтао, по-видимому, уже решил, какая роль подойдет ему лучше всего: он претендует на место лидера и защитника развивающихся стран. И, если раньше главным объектом критики должен был стать именно Китай, то сегодня эта роль плавно переходит к США. Сильнейшая держава Латинской Америки Бразилия стремится, как и Китай, стать голосом развивающихся стран - в одиночку. А Германия, которая отказалась принимать участие в валютных войнах, сосредоточится на финансовых проблемах: ей нужно укрепить банковский сектор, справиться с дефицитом бюджета и не допустить того, чтобы валютные войны подмяли под собой все остальное.
Журналисты Deutsche Welle отмечают, что у стран-участниц встречи будет велик соблазн пожертвовать общими целями ради отстаивания национальных интересов, то есть совершать протекционистские шаги, которые противоречат общим договоренностям, однако могут понравиться избирателям или влиятельным лоббистским группам. Таким образом, политическая воля к взаимодействию все более ослабевает. Необходимо прислушаться к совету главы «европейского правительства» Жозе Мануэля Баррозу, который призывает «признать, что глобальные дисбалансы являются нашей общей проблемой и что все крупные народные хозяйства должны вносить свой вклад в ее решение».
«Как бы плохо ни шли дела, решения будут приняты: подадут под новым соусом соглашения, уже достигнутые министрами экономики накануне», - пишет журналист известной итальянской газеты La Stampa. Желанного общего соглашения ждать не стоит: для подобного пессимизма есть все основания. Богатые страны должны смириться с более медленным экономическим ростом; США будет особенно трудно с этим согласиться, поскольку число безработных в стране насчитывает 10%. Долги американцев, которые тормозят мировую экономику, могли бы компенсироваться более высоким ростом потребления в Китае, но чтобы добиться этого, заработная плата китайцев, хотя и выросшая за последние месяцы, должна повышаться и дальше. Между тем, тот, кто стоит у власти в Китае, не хочет уменьшать свои доходы – объясняет автор.
В блоге La Russophobe появился комментарий, посвященный якобы неумелой дипломатии российской власти. «Внешняя политика Путина лежит сегодня в дымящихся руинах. За десять с лишним лет своего диктаторского правления Путин так и не сумел сформировать ни одного союза со сколь-либо значимыми странами; и в то же время, он обидел, оттолкнул и настроил против России все влиятельные государства мира», - пишет автор поста. Абсолютный хаос – такой вердикт вынесен тактике внешних «сношений» России: руководители страны, полностью лишенные основной информации и, как в советские времена, отравленные своей собственной пропагандой, неспособны понять иностранцев и не могут успешно строить взаимоотношения с ними. Все, что они могут, это травмировать других; однако они недостаточно сильны и влиятельны, чтобы использовать травму в качестве инструмента политики. Вообще российское государство мало, чем отличается от Аль-Каиды – этой «банды террористов, совершающих беспорядочные акты насилия в мире, который они просто не могут понять; в мире, который быстро уходит вперед, оставляя их кашлять от поднятой на дороге пыли и злиться от обиды».
«Изобилие конфузов и ляпов» - так звучит ответ блогера The Kremlin Stooge на заявления автора La Russophobe. Автор разбирает и приводит аргументы «против» тех факторов, которые якобы вызвали крах внешней политики России: о провале в отношениях с Грузией, о ссоре с Японией, потенциальной судебной тяжбе с Ираном, и республиканском триумфе в Сенате США. Вот кому действительно нужно озаботиться своим внешнеполитическим параличом - так это Вашингтону, а не Москве. Соединенным Штатам не мешало бы серьезно присмотреться к собственной внешней политике, подчеркивает блогер.
Немецкая консервативная газета FAZ опубликовала на своих страницах обстоятельную статью про ислам в России. По мнению журналистов газеты, власти культивируют картину гармонического согласия между традиционными религиями – христианством, мусульманством, иудаизмом и буддизмом, при этом Московский Патриархат, представляющий упомянутую первой часть населения, явно задает тон и должен играть ведущую среди них роль. РПЦ также рассматривает преданный государству ислам как своего главного союзника при осуществлении своих намерений, направленных на то, чтобы вновь привить основному по численности и ставшему циничным русскому народу моральные принципы, а также готовность к жертвам и ограничениям. Рассудительный российский ислам, который сами русские, а также западные политики расхваливают и считают европейским и перспективным, распространен в Татарстане и Башкирии. К сожалению, нельзя из этой идиллической картины выкинуть мусульман-мигрантов из Средней Азии, а также регион Северного Кавказа, где зачастую распространены фундаменталистские настроения.