Теперь, когда все снова заговорили о возможном вторжении американских войск в Сирию, стоит потратить немного времени на то, чтобы рассмотреть некоторые комментарии в отношении России, исходящие от влиятельных американских консерваторов в последние несколько недель.
Не прошло и недели после церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, как на страницах журнала Foreign Policy внешнеполитический аналитик Джеймс Трауб (James Traub) уверенно выступил с таким прогнозом:
«Путинизм обречен на провал: по всеобщему убеждению, он уже слабеет. 25 лет назад у США хватило здравого смысла помочь развалиться советской империи настолько аккуратно, насколько это было возможно. Через некоторое время, вероятно, уже довольно скоро, США снова придется прибегнуть к своим навыкам искусной дипломатии».
Еще один неоконсерватор и активист ЛГТБ-движения Джейми Кирчик (Jamie Kirchick) написал в лондонском издании Spectator следующее:
«Какой бы неблагополучной ни казалась ситуация с правами геев в России, их вряд ли можно назвать самой угнетенной группой в этой отсталой стране. В октябре толпа в Москве учинила то, что можно назвать старым добрым погромом рабочих-мигрантов, призывая очистить родину от приезжих из Средней Азии и Кавказа. Разумеется, расовая ненависть не стоит считать чем-то новым для России, и в течение последних нескольких лет Путин и его соратники цинично ее подпитывали».
Это тот же самый кабинетный вояка, который в конце одной длинной и скучной статьи в The Daily Beast, направленной против собственно консерваторов, заметил, что путинская Россия — это «жестокое общество, характеризующееся яростным национализмом, упадком в социальной сфере, авторитаризмом и агрессией по отношению к иностранцам».
И такого рода высказывания — оскорбления, выдаваемые за анализ — продолжают поступать в течение всей второй недели Олимпийских игр. На страницах прежде консервативного издания National Review колумнист и всем известный коллекционер клише Джона Голдберг (Jonah Goldberg) опубликовал статью, в которой он выразил — в фальшивом негодовании, которое стало лейтмотивом большинства репортажей о путинской Росси — свое недоумение в связи с тем, что церемония открытия Олимпийских игр не была посвящена подробному анализу преступлений Сталина и рассказу об ужасах ГУЛАГа и голодомора.
На прошлой неделе Уолтер Рассел Мид (Walter Russell Mead) опубликовал в Wall Street Journal статью, в которой он убеждал читателей не волноваться, несмотря на то, что олимпиада г-на Путина на первый взгляд проходит удачно:
«Главная проблема, которую необходимо решить российскому президенту, проста: постсоветская Россия представляет собой слабое государство. Заберите у нее ее нефтяные и газовые ресурсы, ядерный арсенал и разведывательные сети, созданные во времена холодной войны, и вы увидите, что ничего не осталось».
Тем не менее, мы не должны забывать о том, что, по мнению г-на Мида, конечная цель Путина заключается в том, чтобы «восстановить советскую империю в посткоммунистическом мире».
Каковы намерения этих журналистов? Очевидно, они стремятся настроить американскую общественность и элиту против любых попыток администрации Обамы наладить жизнеспособные рабочие отношения с Россией. И их старания в целом увенчались успехом.
Рассмотрим результаты недавнего опроса, проведенного американским институтом Gallup, которые были опубликованы 13 февраля. Они доказывают, что сегодня отношение американцев к России достигло своей низшей отметки за последние два десятилетия. Согласно данным опроса, к Путину и России отрицательно относятся 63% и 60% респондентов соответственно, что пока является абсолютным рекордом.
Попытки настроить американскую общественность против России на самом деле имеют мало общего с самим Путиным и его внутренней политикой. В действительности, как говорится в одной из недавних статей в Forbes, поворот Путина вправо внутри его страны во многом перекликается с отношением к внутренней политике американского религиозного и неоконсервативного правого крыла.
С моей точки зрения, вся эта критика в адрес России на самом деле сводится к демонстрации обиды на российское правительство за то, что оно имело дерзость встать на пути американцев, готовящихся нанести военный удар по Сирии.
Как мы уже успели убедиться за последние несколько дней, администрация Обамы снова вернулась к вопросу о возможных сценариях действий в отношении Сирии. Это совпадает с возобновлением призывов к действию со стороны убежденных неоконсерваторов. На этой неделе в издании Washington Post бывший спичрайтер Джорджа Буша-младшего обратился к администрации Обамы с просьбой отложить в сторону переговоры о возможном военном ударе против Асада, а бывший посол Буша в ООН написал в Los Angeles Times следующее:
«В течение трех лет Обама утверждал, что Россия разделяет его цель, заключающуюся в мирном переходе от режима Асада в Сирии к иному режиму. Это никогда не соответствовало действительности. Поддержка Москвой Асада (также как и ее поддержка Ирана, напрямую или через группировку Хезболла) гарантировала, что он уйдет из власти только вперед ногами».
Как уже много раз писали все вышеупомянутые авторы, если этому удару суждено случиться, это произойдет без одобрения со стороны Совбеза ООН. Поэтому они потратили огромное количество чернил на то, чтобы унизить Путина, Россию и Олимпийские игры в Сочи. Отсюда и недавняя статья в The American Interest под названием «Сирия и Украина — Обама просыпается?» (Syria and Ukraine – Is Obama Waking Up?). Автор сначала процитировал статью из New York Times, в которой говорится о возможной смене направления политики администрации в отношении Сирии, а затем выразил свою надежду на то, что:
«… в какой-то момент президент Обама решит сменить курс. Очевидно, что мощное давление внутри администрации, направленное против выбранной президентом политики, не ослабевает, а скорее набирает силу, потому что теперь стало еще труднее притворяться, что “партнерство с Россией” это не обман».
Несомненно, представителей этого влиятельного сегмента американской политики больше всего беспокоит то, что Россия отказалась помочь свергнуть Асада силой. И усиление негативного отношения к России со стороны американской общественности служит их целям. Принижение России способствует обесцениванию авторитета ее вето в Совбезе ООН, помогает сделать ее ничего не значащей в глазах американской общественности и, таким образом, облегчить движение Обамы по направлению к военному удару против режима Асада.
И, с моей точки зрения, это было их главной целью с самого начала.
Джеймс Карден был советником Американо-российской двусторонней президентской комиссии при Госдепартаменте США в 2011-2012 гг.