Не только США, союзник Турции по НАТО, но и Россия, привилегированный партнер Турции, не внемлет предупреждениям президента Эрдогана по поводу курдской Партии «Демократический союз» (PYD) — Отрядов народной самообороны (YPG), пишет Hürriyet (27.03). Россия, например, когда операция «Щит Евфрата» ограничивается борьбой с ИГИЛ (запрещена в РФ – прим. ред.), оказывает Турции значительную поддержку, включая обеспечение ненападения армии дамасского режима на турецких военных; но когда в число целей входит PYD-YPG, Россия, как и США, защищает курдов. С другой стороны, после того как посол России в Анкаре Андрей Карлов стал жертвой покушения, президент Путин по-прежнему не направляет посла в Турцию, и в дипломатических кругах это расценивается как определенная позиция.
Согласие России с PYD-YPG в Сирии (или демонстрацию такого согласия) необходимо понимать как часть игры между США и Россией (Star, 27.03). Россия давно желает смягчить воинственную атмосферу в отношениях с Америкой и задействует для этого все возможности, давая в том числе зеленый свет поддержке PYD.
Москва, конкурируя с США в Сирии, делает все, чтобы PYD не попала под их полное покровительство, убежден Эмре Эршен (Emre Erşen), преподаватель отделения международных отношений Университета Мармара (Vatan, 28.03).
По выражению Timeturk (28.03), в процессе возвращения России в Средиземноморье с целью обеспечения контроля над энергетическими маршрутами карта PYD-YPG может сыграть в Сирии ту же роль, что и карта Барзани (Barzani) — Талабани (Talabani), использованная США в Ираке.
По словам автора Aydınlık (31.03), у России богатый послужной список по части курдов. Царизм, нацеленный на выход в южные моря через Кавказ, всегда считал курдские восстания благоприятной возможностью. С созданием кемалистской республики в Турции и социалистического режима в России курдская политика Москвы изменилась, но Вторая мировая война создала новый раскол. В январе 1946 года в Иране под контролем СССР была создана Мехабадская курдская республика; иракско-курдский лидер Мустафа Барзани (Mustafa Barzani), сыгравший важную роль в ее основании, 12 лет «гостил» в СССР. С распадом социалистического лагеря биполярный мир остался позади, и отныне ориентиром курдского сепаратизма стал Запад.
Сейчас поддержка, которую Россия оказывает PYD-YPG, ее влияние на курдские организации растет; в Москве сохраняется офис PYD [она же — Рабочая партия Курдистана (РПК)], добавляет автор Odatv.com (29.03). Подчеркивается, что инициатива в сирийском вопросе — в руках России, при поддержке которой дамасский режим сумел оказать сильное сопротивление.
Внешне все выглядит так, будто турецко-российские отношения развиваются благоприятно без особых препятствий, но на деле проблемы сохраняются, и уповать на Россию, в частности, в сфере туризма — не вполне правильный подход, пишет Dünya (31.03). К тому же очевидно, что российская экономика далеко не в блестящем состоянии; поэтому даже в случае преодоления проблем в российско-турецких отношениях из-за экономических трудностей российские граждане уже не имеют возможности путешествовать, как раньше.
Накануне визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона (Rex Tillerson) в Анкару Aydınlık (29.03) приходит к выводу: поскольку в случае продвижения астанинского процесса исчезнет смысл присутствия США в Сирии, то приоритет США — сорвать инициативу урегулирования сирийского кризиса, начатую Турцией совместно с Россией и Ираном.
Сегодня часто говорится об интересе Турции к российским системам ПВО С-400, отмечает автор Aydınlık (27.03). При этом, по мнению бывшего посла США в Турции Джеймса Джеффри (James Jeffrey), в Америке и Европе эта ситуация может сформировать сильное убеждение, что Анкара окончательно выбрала Россию и погубила усилия Дональда Трампа в направлении сотрудничества с Турцией.
Хотя Анкара в целом дает положительные ответы на приходящие из США требования, очевидно, у Вашингтона есть тревога по поводу турецко-российского сближения, и она становятся все глубже, подчеркивает Habertürk (30.03; 31.03). Отмечается, что в период, когда Турция не могла достичь единства точек зрения со своими западными союзниками, она была вынуждена урегулировать отношения с Россией, чтобы привлечь внимание США к своим опасениям. Но сейчас отношения с Россией стали далеки от равноправных, и Москва действует по своему усмотрению, не придавая значения ни одному из чувствительных аспектов отношений Турции с ее западными союзниками. Такая позиция России может способствовать налаживанию турецко-американских отношений.
На заседании Совета национальной безопасности Турции во главе с президентом Эрдоганом было объявлено об успешном завершении операции «Щит Евфрата» в Сирии. И это произошло вслед за заявлением замминистра иностранных дел России Геннадия Гатилова о том, что с точки зрения событий в Сирии «многое зависит от Анкары», сообщает KAFKASSAM (30.03). Хотя в результате операции «Щит Евфрата» Турция освободила Джераблус и Эль-Баб от ИГИЛ, понеся большие потери, после вывода ВС Турции из Сирии контролировать то, как США и Россия, а также Асад и Барзани — PYD будут реконструировать регион, будет непросто, отмечает колумнист Vatan (31.03).
Конец турецкой операции в Сирии положила не Турция, а ходы Москвы и Вашингтона, приходит к выводу колумнист Birgün (31.03). Операция «Щит Евфрата» началась с позволения России и США и шла ровно в таком направлении, какое определили эти силы. Всякий раз, когда Турция хотела выйти за начерченные для нее границы, США и Россия преграждали ей путь и в итоге не допустили вмешательства Турции в Манбидж и на территорию курдских кантонов.
Как отмечает Odatv.com (31.03), операция «Щит Евфрата» стала возможной благодаря астанинскому процессу, начатому Турцией совместно с Россией и Ираном. Но ориентация Турции на сотрудничество с двумя этими странами вызвала серьезное беспокойство новой американской администрации, политика которой основана на враждебности к Ирану и дружбе с Израилем. Цель США — заставить сначала Турцию, а затем Россию разорвать союз с Ираном. Раз уж Турция прекратила операцию «Щит Евфрата», которая опиралась на астанинский процесс, Тиллерсону, судя по всему, удалось настроить Анкару против Ирана и заставить пожертвовать «Астаной» ради сотрудничества с Вашингтоном.
Вслед за обвинениями премьер-министра Медведева в коррупции Россия стала ареной крупнейших за последние годы антиправительственных демонстраций, отмечает Habertürk (27.03).
«От Москвы до Санкт-Петербурга у берегов Балтийского моря, от Махачкалы в Дагестане до Екатеринбурга и Владивостока недалеко от границы с Северной Кореей… десятки тысяч демонстрантов по всей стране, переступив „стену страха“, снова вышли на площади, — пишет колумнист Cumhuriyet (30.03). — На этот раз на прицеле была „коррупция“, которая обрела системный характер, и „второй человек режима“ — премьер-министр Медведев… Фактор, воодушевляющий молодые поколения и склеивающий их вместе, — это наличие такого оппозиционного лидера, как Алексей Навальный, который изобличает существующие в России проблемы».