Скандинавские СМИ обсуждают отношения с Россией и не могут договориться, кто чей агент. Газета шведских коммунистов Proletären обвиняет министра обороны Швеции в том, что он — «агент заграницы». «Петер Хюльтквист (Peter Hultqvist) и все правительство даже не считают нужным притворяться, будто они не ходят на поводке у США! — пишет газета. — Они представляют опасность для страны, все больше и больше привязывая Швецию к американскому агрессивному курсу. Поэтому так важно выразить мнение народа: против НАТО, милитаризма и войны. Все на митинг!» (Proletären, 24.05).
В свою очередь, бывшая министр обороны Швеции Карин Энстрём (Karin Enström), ныне депутат парламента от Умеренной партии, обвиняет Россию в «кровавой войне против Украины». «Кровавая война России против Украины — угроза шведскому суверенитету, — пишет она. — Украина — это страна в центре Европы… Поэтому нам нужно укреплять сотрудничество с ней — например, в области киберзащиты… Тогда Украина выстоит в гибридной войне, которую ведет против нее Россия! Швеция только выиграет, если поддержит страны, страдающие от российской агрессии…» (Svenska Dagbladet, 25.05).
Другая крупнейшая газета Швеции, Dagens Nyheter, раскрыла шпионскую сеть, состоявшую из некоего Андрея Витальевича Беляева, его жены и детей, которые получили визу и жили в шведской провинции. «Для знакомых он был простым биологом, он просто работал в университете и ходил в лес собирать данные, — пишет газета. — Но на самом деле он — российский полковник и агент, живущий в Швеции по фальшивым документам!»
Действительно, где же он мог так хорошо выучить такой редкий язык, как шведский, если не в русской разведшколе, задает риторический вопрос Фредрик Вестерлунд (Fredrik Westerlund), эксперт по России шведского Института военных исследований FOI. В конечном итоге Беляев оказался в тюрьме, однако не в шведской, а в российском Лефортове, и получил 12 лет по обвинению в государственной измене (Dagens Nyheter, 29.05).
Работая далее над темой, в Dagens Nyheter на следующий день установили, что «у российского шпиона был таинственный шведский помощник, который помог ему создать правдоподобную „легенду“ и российский офицер получил работу, машину и загородный дом от известного шведского бизнесмена». В результате всех этих событий российский шпион, по-видимому, стал шведским шпионом, предполагает издание.
«Швеция ведет активную и продвинутую разведывательную работу против России, — признает газета. — Спецотдел KSI при Управлении военной разведки MUST — одно из самых засекреченных подразделений в Швеции…KSI обладает широкими полномочиями. Понятие „специальных методов“ может быть истолковано в том смысле, что на практике они имеют право нарушать закон». У издания есть вопросы и к шведской Миграционной службе: «Так же легко, как Беляеву и его семье выдали постоянный вид на жительство, они его и аннулировали». Ни одно из официальных ведомств пока не предоставило исчерпывающих ответов на заданные им вопросы, отмечает газета. (Dagens Nyheter, 30.05).
В целом лидеры стран Северного совета, собравшиеся на встречу премьер-министров в Бергене (Норвегия), выступают за продление санкций ЕС против России. С этим согласны и не входящие в ЕС Исландия и Норвегия, «с удовлетворением» заявил премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен. Вместе с тем премьер-министр Швеции Стефан Лёвен считает, что нужно и санкции сохранить, и «диалог с Россией развивать» (Politiken, 29.05).
Норвежский военный эксперт Свейн Мелбю (Svein Melby) находит, что «Трамп нервирует Путина» заявлениями о «НАТО, которое отжило свой век»: «Конечно, Путин хотел бы ослабить и дестабилизировать НАТО… Но полный коллапс НАТО, хаос и непредсказуемость — совсем не в интересах России». В любом случае, по мнению эксперта, «развал НАТО — это лишь вопрос времени, независимо от того, выйдет ли США из него формально или нет» (Dagens Næringsliv, 29.05).
Одновременно некоторые норвежские официальные лица активно выступают за безвизовый режим между Норвегией и Россией. «Нет ничего нереалистичного, ничего наивного в том, чтобы представить себе установление безвизового режима между Норвегией и Россией, считают лидеры Финмарка, самой северной губернии Норвегии», — пишет Independent Barents Observer. «Нам необходимо двигаться к цели, если мы хотим чего-то добиться», — говорит Рюне Рафаэльсен (Rune Rafaelsen), мэр приграничного муниципалитета (коммуна Сёр-Варангер, г. Киркенес), пользующегося безвизовым режимом с соседним российским приграничьем на протяжении пяти лет.
Между тем «движение через границу между Россией и Норвегией на севере служит прекрасным показателем экономического состояния; российская экономика поднимается — Норвегия выдает больше виз». «В отличие от других граждан России, жители Мурманской и Архангельской области могут получить „поморскую“ норвежскую визу, оформляющуюся без приглашения с норвежской стороны. Название визы связано с поморской торговлей, существовавшей до 1917 года между севером Норвегии и Беломорьем» (Independent Barents Observer, 25.05).
В Дании обеспокоены задержанием гражданина страны в России. Как сообщают в своем пресс-релизе «Свидетели Иеговы», он был частью их сообщества. Российский Верховный суд 20 апреля постановил считать эту организацию «экстремистским религиозным образованием». «Эти тревожные события — подтверждение того, какой несправедливости мы подвергаемся в России», — заявил представитель «Свидетелей Иеговы» (Ekstra Bladet, 29.05; DR, 29.05; Berlingske, 29.05).
Еще до завершения Каннского кинофестиваля шведская газета Sydsvenskan взяла интервью у режиссера Андрея Звягинцева. Его фильм «Нелюбовь» создает «леденящую картину современной индивидуалистической России, где все отношения основаны на деньгах», пишет газета. «В России существует страх и внутренняя цензура, о некоторых вещах люди предпочитают не говорить, — рассказывает режиссер. — Такие фильмы, как мои, в России сейчас делать трудно, например, пару лет назад запретили мат на экране…». «Правительство — это не народ, — добавили актеры. — Нам совершенно безразлично, что думают власти! Ведь фильм поднимает важные темы и критикует режим» (Sydsvenskan, 26.05).
В Россию на тракторе собирается въехать шведский крестьянин Оке Ларссон (Åke Larsson) из южной шведской области Сконе (Skåne), пишет Шведский сельскохозяйственный вестник. Он планирует путешествие через всю страну и затем в Норвегию до арктического Нордкапа на раритетном тракторе ВМ-36 выпуска 1956 года. «Это настоящий тракторный Роллс-Ройс!»,— говорит Оке Ларссон, который в перерывах между сельскохозяйственными работами реставрирует старые тракторы — сейчас у него на ферме таких уже восемь. «Было бы неплохо проехать и по России на тракторе, — мечтает крестьянин-путешественник. — Это стало бы настоящим событием в моей жизни!» (ATL — Lantbrukets affärstidning, 24.05).
Между тем самой России предлагается выехать из «русского дома» на острове Лидингё в пригороде Стокгольма. Дом занимает российское торгпредство, но по решению многочисленных шведских судов он был продан за долги российского государства перед немецким бизнесменом Францем Седельмайером (Franz Sedelmayer), образовавшиеся, по представлению последнего, в 1990-х годах. Шведское правосудие настаивает на том, чтобы Россия теперь оплачивала аренду, российские же власти указывают на дипломатический иммунитет. Юрист, он же председатель риэлтерской фирмы, купившей эту собственность, Стефан Хэге (Stefan Häge) жалуется: «Вместо того, чтобы просто заплатить, они хотят, чтобы мы еще побегали за деньгами! Просто удивительное поведение со стороны одной из мировых сверхдержав…» (Helsingborgs Dagblad, 30.05).