Темой номер один в германских СМИ на прошедшей неделе были, конечно, предстоящие выборы в Бундестаг. Но в рамках предвыборной борьбы российская тема практически не обсуждалась, как и в предвыборных программах политических партий.
Внимание СМИ было в эти дни приковано к российско-белорусским учениям «Запад 2017». «Дорогая НАТО, успокойся», — озаглавил журналист Тео Зоммер свою колонку в газете Die Zeit (19.09). Военные учения в России скоро закончатся, конец мира так и не наступил. Вместо паники Западу следует лучше подумать о кооперации, считает автор. Взволнованные умы полгода пугали всех тем, что эти военные учения представляют собой «прелюдию к третьей мировой войне» и, как выяснилось, они в очередной раз безосновательно били тревогу, делает вывод автор. О чем только не писали — что Россия переходит все допустимые границы, что Владимир Путин, «мастер гибридной войны», сделает Белоруссию вторым Крымом. «Запад 2017» — это «троянский конь», — говорил Фредерик Ходжес (Frederick B. Hodges), американский главнокомандующий в Европе, и это лишь самые сдержанные высказывания. Затем автор подробно рассказывает о том, что такие учения проходят в России регулярно, в том числе и в военном округе «Запад», о том, как обстоит дело с заявленной численностью участников и уверяет, что «автократ Лукашенко никогда не позволит русским сделать Белоруссию этаким российским военным гарнизоном», чего опасались некоторые на Западе.
Конечно, бдительность нужна, и НАТО должна обеспечивать безопасность своих восточных членов. Но не надо делать из этого истерию. К счастью, признает автор, руководители НАТО отреагировали благоразумно: «Мы не думаем, что существует непосредственная угроза странам-членам НАТО», — сказал генеральный секретарь Столтенберг. Тем временем, делает вывод автор, настало самое время, чтобы отношения с Россией перестали быть делом только альянса. Политики должны наконец рассмотреть все возможности для кооперации, например, в вопросе о контроле за вооружением или даже — о будущем миропорядке, в котором будут существовать и Европа, и Россия.
Тему отношений с Россией продолжает газета Die Welt (18.09) в статье под заголовком «У Путина непродолжительный успех, но он перенапрягается». Вольфганг Ишингер, руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, в интервью Die Welt ответил на вопрос о том, не является ли предложение Путина о введении «голубых касок» в Донбасс уловкой: «Российская позиция действительно изменилась. Здесь в любом случае следует тщательно проверить: может ли из этого что-то получиться? Причем не только для Донбасса, а в конечном итоге вообще для отношений между Западом и Востоком, для создания доверия между Западом и Россией. Совершенно неправильно было бы просто отмахнуться от этого российского предложения без дальнейшей проверки, не является ли это предложение уловкой. » На вопрос о том, почему Россия выступила с этим предложением именно сейчас, Ишингер ответил, что «возможно, Россия хочет из-за застоя в российско-американских отношениях сбросить некий балласт. Также и из-за недавно объявленных санкций США, которые заденут Москву сильнее, чем предыдущие. Кроме того, Вашингтон планирует поставлять на Украину противотанковое оружие. Россия, конечно, хочет этого избежать. Что касается Донбасса, то в Москве, пожалуй, все больше замечают, что с этими так называемыми государствами, ничего не получится и что все это стоит России только много денег и авторитета». Далее Ишингер заявил, что Россия слабее, чем хочет казаться. " Россия пытается представить себя великой или мировой державой и платит за это высокую цену своей политики, в том числе в Сирии и на Украине. В самой стране Москве приходится сильно напрягаться, чтобы добиться хотя бы малого роста. Короче: активистская внешняя политика России на ближайшую перспективу кажется успешной, но в долгосрочной перспективе страна не рассчитывает свои силы«, приводит газета слова политика.
«Блокадная политика как во время холодной войны» пишет газета Handelsblatt (18.09) о споре двух мировых держав. Россия хочет послать «голубые каски» на Украину — США выступают против. Трамп хочет реформировать ООН — Москва не согласна. Посол России при ООН Василий Небензя разочарован тем, что у российского проекта резолюции по отправке в Донбасс миротворческих войск ООН мало шансов. Делегации Украины и США заявили, что пока не готовы к тому, чтобы работать над российской резолюцией. Киев готовится выступить со своим предложением. Российский план был представлен Владимиром Путиным в конце августа в китайском Сяймэне. Однако, по представлениям российского президента, мандат «голубых касок» должен быть сильно ограниченным. Миротворцы должны будут лишь защищать наблюдателей ОБСЕ на линии соприкосновения между украинской армией и повстанцами. Во время телефонного разговора с канцлером ФРГ Ангелой Меркель руководитель Кремля сделал некую уступку, а именно — допустил, что можно будет предоставить «голубым каскам» больше свободы передвижений во время инспекционных поездок наблюдателей ОБСЕ также и в стороне от линии фронта. На это последовала положительная реакция из Берлина, в то время как в Киеве и Вашингтоне предложение сильно критиковали. Ведь Украина давно требовала ввода миротворцев ООН, причем именно на границу с Россией. Также и британский экс-премьер Дэвид Кэмерон, который как один из инициаторов Брексита хорошо знаком с механизмами сепаратизма и раскола, говорил на одном совещании в Киеве о том, что это «возможная ловушка для Украины. Потому что это предложение позволит „голубым каскам“ этот конфликт заморозить, но не решить. И тогда он станет постоянным». 20 сентября президент Украины Петр Порошенко собирается представить свой расширенный план по размещению в Донбассе «голубых касок». «Нравится это России или нет, у нас есть право на собственные убеждения, и мы будет представлять их в ООН», цитирует Handelsblatt украинского президента.
Другой конфликт также интересует немецких журналистов, а именно конфликт с Северной Кореей. «Путин — адвокат Кима», — пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (18.09). Москва официально присоединилась к международной цели отговорить Северную Корею от ее ядерной и ракетной программ. Ей не по душе перспектива делить статус ядерной державы с очередным государством, пишет издание. С другой стороны, как в начале августа в одном отчете подчеркнул Александр Габуев из Московского центра Карнеги, цель остановить стремления Северной Кореи к развитию ядерного потенциала оценивается как недостижимая. Потому что только статус ядерной державы, которая может ответить США своими ракетами, защищает страну от интервенции, которая имела место в Ираке или Ливии.
По-прежнему лелеется мечта о строительстве транскорейской железной дороги и транскорейского газопровода при участии соответствующих российских государственных предприятий. На прошлой неделе, во время «Восточного экономического форума» во Владивостоке Путин выступил на стороне таких гостей, как президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ, которые после последних ядерных испытаний КНДР настаивали на ужесточении санкций. Однако Путин отметил, что ответственность за данную ситуацию одинаково лежит и на режиме Пхеньяна и на руководстве Вашингтона. Путин заявил, что надеется на то, что в Вашингтоне перевесит «здоровый здравый смысл». «Нужно постепенно вовлекать Северную Корею в сотрудничество в регионе», — сказал Путин, а затем повторил российские идеи по развитию инфраструктуры. Если санкции против Кореи, по мнению России, не только неэффективны, а даже контрпродуктивны и, кроме того, вредят собственным интересам на полуострове, то почему же их по-прежнему поддерживают? Потому что, как пояснил Александр Габуев из центра Карнеги, с российской точки зрения, альтернатива еще хуже. Санкции в основном рассматриваются как средство сдерживания Вашингтона, а не Пхеньяна, пишет издание.
Газета Der Tagesspiegel (18.09) обратилась в статье под заголовком «Попкорн-пропаганда: новый всплеск патриотизма в России» к внутрироссийским проблемам. России нужно патриотическое кино, говорит консервативный путинский министр культуры Владимир Мединский. Для мечтателей и свободолюбивых личностей, у которых свой собственный взгляд на историю страны и Крым, у российского государства нет применения.
Путинская пропаганда проникает в кинозалы, констатирует автор. Россия, окруженная со всех сторон врагами, — это то, что надо. В конце сентября в российских кинотеатрах будет показан новый фильм «Крым», этакая смесь из любовной истории и детектива. Автор коротко описывает сюжет: Украина. Лето 2013 года. Александр из Севастополя и Алена из Киева полюбили друг друга. Затем она участвует в демонстрациях на майдане за ассоциацию с ЕС, а он боится большого кровопролития. Короче, в марте 2014 года на Украине господствуют фашисты, пока не приходит российская армия и по крайней мере в Крыму не предотвращает самое худшее. Мирная революция в Киеве? Государственный переворот. Аннексия Крыма? Давно назревшее «возвращение домой». Российская война в Донбассе? Это гражданская война.
По словам автора статьи, идею для этого фильма предложил министр обороны России Сергей Шойгу. Часть расходов на производство примерно в шесть миллионов евро оплатили министерство обороны и государственный русский кинофонд. Режиссер фильма — Алексей Пиманов, по мнению министра культуры Мединского, самый подходящий человек. Это он снял патриотический шедевр 2016 года «28 панфиловцев». Эту историю посмотрели 1,7 миллионов россиян. Далее журналист пишет о том, что сама история о героизме панфиловцев выдумана. Но для министра культуры не было нужды сомневаться в ее подлинности. Как и для большинства зрителей. Что неудивительно для страны, где 9-е мая является неофициальным главным государственным праздником страны.
Далее автор пишет, что у этих двух вымышленных историй о героях — «панфиловцах» и о «справедливом возвращении Крыма» — много общего. Но есть и разница. Советский Союз «Великую отечественную войну» и миф о героических защитниках Москвы увековечил в сотнях произведений и в памяти поколений. Но аннексия Крыма пока не вошла так прочно в российское сознание. Согласно опросам независимого Левада Центра, победой Советского Союза в войне гордятся 83:% россиян. А вот «возвращением» Крыма менее половины. Провалится ли фильм про Крым? В российской провинции уже есть рекомендации министерства образования передавать рекламу этого фильма в школах, резюмирует издание.
В немецких СМИ часто пишут о ситуации со свободой слова в России. На той неделе в Потсдаме была вручена премия M100 Award за защиту свободы печати в России. Генеральному директору телеканала «Дождь» Наталье Синдеевой. В интервью газете Der Tagesspiegel (14.09) она сказала, что «если Вы спросите, существует ли в России еще свободное слово, то я вынуждена признать: да, оно существует, поскольку есть мы». Она рассказала далее о том, как канал выживает, «чтобы работать согласно нашей журналистской этике — и на основе российских законов о средствах массовой информации». Синдеева не считает, что «Дождь» является «одним из немногих медийных голосов оппозиции в России». Мы не можем быть платформой оппозиции, потому что мы не партия. Мы — не Первый канал, просто с другой стороны, сказала она. Затем она привела слова Вацлава Гавела: Если в стране правит ложь, то любая правда является оппозицией. Эмоционально мы в России на стороне либералов, признает Синдеева. Но мы «являемся независимым органом СМИ. Мы — не группа поддержки Алексея Навального лишь потому, что он выступает против Путина. Мы и его тоже критикуем». На вопрос журналиста о том, что она ожидает от президентских выборов в следующем году, Синдеева ответила: " Если Путин будет вновь баллотироваться, о чем он еще четко не заявил, тогда вообще ничего не изменится".