Акционеры нефтяного концерна Роснефть, вот уже три года находящегося под западными санкциями, избрали новых членов совета директоров, кандидатуры которых им предложило руководство России. Главой совета стал бывший канцлер Германии Герхард Шредер, сообщает Gazeta Wyborcza (29.09). Издание рассказывает, что немецкий политик получил награду за лояльность в отношении Москвы и поддержку проекта «Северный поток – 1», а россияне возлагают на него новые надежды. Уже на своей первой пресс-конференции после назначения Шредер выступил за смягчение европейских санкций в отношении России и ее энергетической отрасли, а также заверил, что вторая ветка российского газопровода, проходящего по дну Балтийского моря, не будет угрожать немецким интересам.
В настоящий момент, как подчеркивает газета, страны Центральной Европы и некоторые члены Еврокомиссии выступают резко против «Северного потока – 2», однако, если допуск к его мощностям получит не только Газпром, но и, например, концерн Роснефть, «давно мечтающий об экспорте газа со своих месторождений по газопроводам», Брюссель может смягчить свою позицию. Шанс выступить представителем Роснефти в ходе переговоров с российским газовым гигантом, ревностно охраняющим свою монополию на поставки, появится как раз у Шредера.
Новое назначение немецкого канцлера может быть связано с частными интересами руководства Роснефти, которое стремится получить инструмент лоббирования для расширения своих прав в сфере экспорта газа, вторят эксперты варшавского Центра восточных исследований, доклад которых цитирует Biznes Alert (05.10). Они полагают, что глава концерна надеется как на близость Шредера к Путину, без согласия которого невозможны никакие изменения в российском газовом секторе, так и на связи немецкого политика в Газпроме.
Одновременно аналитики указывают, что Шредер, который займется интенсификацией контактов между Роснефтью и ее заграничными партнерами, будет играть роль рупора Кремля, продвигая идею о необходимости наладить отношения между Россией и ЕС и отменить западные санкции. Само российское руководство критикует санкционные ограничения и преуменьшает их значение, однако, старается избегать публичных призывов к их отмене, чтобы не подчеркивать насколько болезненными они оказались для экономики.
Еще несколько дней назад казалось, что уже ничто не сможет остановить строительство газопровода «Северный поток – 2», но теперь ситуация может измениться. Еврокомиссия, которая все последние годы игнорировала звучавшие от разных стран замечания, что действующие европейские нормы не дают точного определения того, как следует трактовать проекты, подобные российскому, а в особенности отрезки газопроводов, проходящих в международных водах, неожиданно решила пересмотреть Третий энергетический пакет ЕС и сделать это в самое ближайшее время, пишет Rzeczpospolita (05.10). Внесение изменений в действующий документ потребует согласия всех членов Евросоюза, однако, этот путь может оказаться более легким, чем переговоры Еврокомиссии с Газпромом, которые она планировала вести на основании соответствующего мандата.
Во-первых, перечисляет автор статьи, это законодательная инициатива, а, значит, ее сложно заблокировать под предлогом политической ангажированности какой-то из сторон. Во-вторых, свою роль в ее одобрении играет Европарламент, подавляющее большинство членов которого выступает против «Северного потока – 2». В-третьих, в отличие от переговоров на тему условий инвестиции, Россия не будет иметь права голоса в принятии этого решения. Публицист напоминает, что несколькими днями ранее юридическая служба Совета ЕС постановила, что Европейская комиссия не имеет юридических оснований для ведения переговоров с российским концерном, а «Северный поток – 2» не только не угрожает энергетической безопасности Евросоюза, но и сможет ее повысить.
Комментируя в беседе с wPolityce.pl (02.10) итоги референдума по вопросу о выходе Каталонии из состава Испании, политолог Радослав Зендеровский констатирует, что каждый кризис в ЕС отвечает интересам Москвы. Россия не отказалась от идеи создания Евразийского союза, простирающегося от Владивостока до Лиссабона, а сильные национальные государства и сплоченная Европа становятся преградой на пути претворения этого геополитического проекта в жизнь. Именно поэтому россияне, в частности, регулярно устраивают у себя встречи представителей сепаратистских движений из разных стран. В глобальной игре интересов большие державы охотно используют сепаратистов для своих геополитических игр: продвигают их лидеров, оказывают логистическую поддержку, формируют националистский дискурс, объясняет собеседник портала. Он предупреждает, что внимание России в этом контексте может привлечь Польша и ее Верхнесилезский регион, в котором существует «Движение за автономию Силезии».
Эксперт предполагает, что Кремль не станет в ближайшее время признавать независимость Каталонии, однако начнет шантажировать мировую общественность, посылая ей сигналы, что может сделать это в любой момент. «Россияне в такого рода ситуациях выступают в роли искусных шахматистов, которые умело играют на противоречиях, возникающих между европейцами», — добавляет он.
«Это давняя российская традиция. Когда солдаты вермахта маршировали под Триумфальной аркой в Париже, советские войска оккупировали страны Балтии. В 1956 году, когда разразился Суэцкий кризис, они начали военное вторжение в Венгрию. Сейчас мы наблюдаем, как в западном мире множатся кризисы. Каждый по отдельности, возможно, не так страшен, но в комплексе — это взрывоопасная смесь», — предупреждает эксперт. Разумеется, делает оговорку он, стабильность региона, в котором расположена Польша, зависит не от Испании, а от ключевого военного фактора — США, однако, эффективных путей выхода из многочисленных кризисных ситуаций найти не удается, а это может привести к тому, что масса накопившихся проблем станет критической.
Журналистка Анна Лабушевска в эфире Polskie Radio (04.10) обращает внимание, что российская пресса уже начала называть события в Каталонии началом распада ЕС. СМИ в России подхватывают любые сообщения о проблемах в Европе и стараются раздуть их до огромных размеров, поскольку Москва заинтересована в активизации сепаратистских движений, которые ослабляют сплоченность европейского сообщества и создают внутренние конфликты. Если у Кремля есть возможность усугубить хаос, он всегда пользуется этим. В какой степени он помог каталонским сепаратистам, оценить сложно, но к ситуации следует присмотреться внимательнее, говорит она.
Чем сильнее будет раздроблен Евросоюз — тем лучше для Москвы, ведь когда он сосредоточен на своих проблемах, он уделяет меньше внимания внешним угрозам, в частности, действиям России у своих границ, отмечает вторая гостья радиостанции, сотрудница портала Defence.24 Лидия Гибадло. Она успокаивает слушателей, что в обозримом будущем Кремль не будет проявлять особенного интереса к польским сепаратистам: «Движение за автономию Силезии» пока не обладает такой силой, чтобы Россия могла использовать его как инструмент для дестабилизации польского государства, а российская пропаганда вряд ли сможет найти в Польше благодатную почву.
Rzeczpospolita (04.10) посвятила публикацию российскому министру культуры, которого экспертный совет ВАК по истории рекомендовал лишить ученой степени доктора наук. С такой просьбой, как вспоминает газета, в 2016 году обратились в Министерство образования и науки трое российских ученых, утверждавших, что диссертационное исследование чиновника антинаучно и местами даже абсурдно. Поскольку диссертационный совет, где министр защищал свою работу, был на тот момент уже распущен, ее рассмотрением занялись в одном из провинциальных вузов, который не нашел в ней изъянов. Между тем в соответствии с процедурой далее диссертация попала на рассмотрение экспертов Высшей аттестационной комиссии, а те постановили, что диссертация лишена научной ценности и изобилует ошибками.
Сам Владимир Мединский никогда не скрывал, что он считает соответствующими исторической правде только те факты, которые идут на пользу российским интересам. Поэтому, например, Российское военно-историческое общество, которое он возглавляет, вот уже три года подряд утверждает, что Грюнвальдская битва завершилась великой победой русских войск, рассказывает журналист газеты. Он добавляет, что если министр лишится научной степени, — это станет первым подобным случаем в современной российской истории.