О нападении на Татьяну Фельгенгауэр, журналистку «легендарного „Эха Москвы“ — последнего независимого радио России, имеющего огромное влияние на российскую либеральную оппозицию» написали все центральные и региональные СМИ Скандинавии. «Татьяна Фельгенгауэр — одна из самых популярных представителей „Эхо Москвы“, она также известна критикой российских властей и президента Путина», — сообщают издания.
Они отмечают, что «позиция журналистов радиостанции ранее подвергалась критике, в том числе со стороны правительства страны»; «журналистам и сотрудникам угрожали расправой». «Мотивы нападавшего пока неясны», — указывают корреспонденты. «Без сомнения, это была направленная атака», — цитируют медиа главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова (TV2, 23.10; Jyllands-Posten, 23.10; Dagens Nyheter, 23.10; Sydsvenskan, 23.10; Helsingborgs Dagblad, 23.10; VG, 24.10).
«Это ужасно, — говорит норвежскому корреспонденту Мортену Йентофту российский писатель Лев Рубинштейн. — „Эхо Москвы“ подвергается очернительству со стороны государственных телеканалов, которые обвиняют радиостанцию в пропаганде в пользу США. Конечно же, государственная пропагандистская машина могла создать благоприятную обстановку для подобных действий, которые мы наблюдали сегодня. В России все чаще нападают на журналистов». Но всё случившееся его не запугает, предупредил Лев Рубинштейн (NRK, 24.10).
«Российским журналистам надоела безнаказанность [преступников]», — пишет на следующий день после нападения шведский корреспондент Анна-Лена Лаурен. Она цитирует Юлию Латынину, которая «покинула Россию в сентябре, после того, как подожгли ее автомобиль»: «Использование психически больных людей — классический метод спецслужб… На них легко воздействовать, а потом — умыть руки и сказать, что это была их собственная идея». Газета сообщает, что «несколько недель назад государственный канал „Россия-24“ показал пропагандистский документальный фильм, где радиостанция „Эхо Москвы“ была названа финансируемым Западом СМИ; [Татьяна] Фельгенгауэр была в числе журналистов, представленных как „пятая колонна“, с именем и фотографией» (Dagens Nyheter, 24.10).
100-летие Октябрьской революции решили отметить только датские журналисты, причем по старому стилю — 25 октября. Кандидат наук Хаарби Муген Педерсен пишет: «Завтра никто не будет праздновать юбилей революции… И вообще так называемая Великая Октябрьская Революция — это совсем не революция. Это миф, как и многое другое в бывшем СССР. Это был мятеж, поднятый небольшой группой большевиков… На протяжении столетий Россия безнадежно отставала в развитии от европейских сверхдержав. Почитайте великих русских писателей,… и вы заметите [в их произведениях] глубокое отчаяние и бессилие изменить то безнадежное положение, в котором оказалась страна».
«Победа над нацистской Германией под руководством КПСС — это еще один миф. Просто русские люди оказались способны к большому самопожертвованию, а преступления нацистов заставили их между Гитлером и Сталиным выбрать своего тирана». «Так же, как и царистский режим, коммунизм рухнул от собственной беспомощности. Мы наблюдали, как одного за другим престарелых советских вождей хоронили у Кремлевской стены — это было почти символично; и даже идеи перестройки и гласности, предложенные динамичным Горбачевым, не могли изменить курс на саморазрушение…» (Fyens Stiftstidende, 24.10).
«Русские пришли!» — чтобы фальсифицировать шведские выборы, пишет обозреватель шведской газеты Sydsvenskan Пер Ульссон под фотографией президента Путина в редакции телеканала Russia Today. «На следующий год Швеция выбирает парламент… Риск вмешательства России огромен! Русские „тролли“ уже здесь…»
Пространно рассказывая о победе «так называемой» партии консерваторов в Австрии, журналист уверен: «Путин уже потирает руки… Путинский режим использует правых экстремистов и популистов, чтобы подорвать единство Европейского союза и расколоть единый фронт осуждения российского реваншизма и агрессии на Украине. Русские „фабрики троллей“ распространяют фальшивые новости и беспочвенные слухи о политиках, которые критикуют политику Путина. Но их главная цель — отмена санкций ЕС… Вмешательство России в американские выборы — это на сегодня самый вопиющий пример. Пострадали также выборы во Франции и Германии».
Автор обвиняет в «российской пропаганде» как левых, так и правых: «Депутат парламента от Партии шведских демократов Кент Экерут несколько раз появлялся на российском пропагандистском канале Russia Today!» Что касается предстоящих выборов в Швеции, по признанию представителя спецслужб Себастьяна Бэя, «если какая-то внешняя сила захочет повлиять на шведские выборы, то у нее к этому есть большие возможности» (Sydsvenskan, 22.10).
«Швеция нуждается в интеллектуальном оздоровлении», — поддерживает предыдущего автора Матс Скугчер из Helsingborgs Dagblad. Он с тревогой рассказывает о беспечности соотечественников, не сразу распознающих шпионов: «При входе в порт Йевле, ранее бывший военизированным объектом, висит знак „Посторонним вход воспрещен“. Но чего стоят воспрещающие знаки, если в „посторонние“ руки перешел уже весь объект? С 2016 года портом управляет далекая от прозрачности турецкая компания, которая, как пишет газета Dagens Nyheter, имеет связи в России! „Невероятно!“, говорит Ларс Никандер, глава проекта „Асимметричных угроз и терроризма“ Высшей военной школы Швеции. Как можно оправдать такую наивность?..» (Helsingborgs Dagblad, 22.10).
Самовыдвижение Ксении Собчак кандидатом в президенты от «внесистемной оппозиции» вызвало оживленные комментарии в скандинавских медиа. Пресса рекомендует ее как «светскую львицу» и «русскую Пэрис Хилтон» (Berlingske, 18.10).
«Равнодушных нет, ее или любят, или ненавидят, — пишет Анна-Лена Лаурен, корреспондент шведской Dagens Nyheter. — В противоположность Алексею Навальному, который строит весь свой имидж на том, что он — „аутсайдер“, Ксения Собчак — неотъемлемая часть российской элиты…» Однако российские избиратели знают ее прежде всего как дочь первого мэра Петербурга Анатолия Собчака, признает журналистка (Dagens Nyheter, 19.10).
«Мэр Собчак проложил Путину дорогу в политику», — утверждает постоянно живущий в Петербурге норвежский корреспондент Мортен Странд. «Из-за близости к Путину Ксения Собчак долгое время считалась „неприкосновенным лицом“. Но теперь она решила выступить против самого могущественного человека России!» (Dagbladet, 18.10). «Путин спас моего отца, но это не значит, что я одобряю все, что он делает, как политик, — заявила Ксения Собчак на пресс-конференции. — Никто не должен сидеть во власти по 18 лет, и Путин в том числе» (Dagens Nyheter, 25.10).
По последним данным, эта задача уже частично выполнена. Корреспондент норвежской телерадиокомпании NRK Мортен Йентофт сообщает с пресс-конференции Ксении Собчак о «человеке в маске, пытавшемся добраться до кандидата в президенты; его вовремя оттеснила охрана». «Возможно, это был провокатор, — говорит Йентофт, — но после того, что случилось в редакции „Эха Москвы“, все очень нервничают» (NRK, 24.10).
Одновременно датская газета Berlingske посвятила большую статью другому «противнику режима — эксцентричному анархисту-предпринимателю» Павлу Дурову, которого здесь называют «Цукербергом в черном». «В России грозятся заблокировать его последнее изобретение, которым пользуется даже пресс-секретарь Путина. Компания отказалась предоставить ФСБ доступ к своим шифрам, за что на нее был наложен штраф. Российский сектор высоких технологий выступил с решительным протестом. И это далеко не первое столкновение Дурова с российскими властями. Однако теперь ФСБ не так просто найти к нему подход — компания [Telegram] зарегистрирована в нескольких странах. Сам же ее основатель живет попеременно в разных европейских столицах, нигде не имея постоянного адреса» (Berlingske, 19.10).
В большой статье, посвященной Афганистану, региональный эксперт Омар Нессар пишет: «Возможно, Россия тайно поддерживает своего злейшего врага — «Талибан»* — в Афганистане? Возможно, в этой двойной игре участвует и Запад? Геостратегическое соперничество в этом регионе началось еще в XIX веке… Хотя [российский] МИД держит дистанцию, но есть и полугосударственные, а также частные структуры…» «Не исключено, что мы их [„Талибан“] поддерживаем, — говорит „опытный аналитик“ Павел Фельгенгауэр. — По общему мнению, победа „Талибана“ в гражданской войне [в Афганистане] — дело времени. А если они — будущее Афганистана, то разумно к ним так и относиться. И даже немного помочь…» По мнению афганского политолога Хашима Вахдатьяра, ранее работавшего представителем ООН в Кабуле, «русские хотят напомнить Западу, что не стоит игнорировать интересы Москвы — ни в Афганистане, ни где-либо еще…» (Jyllands-Posten, 22.10).
Важным событием для скандинавских стран стало заседание Совета Баренцева моря на уровне министров иностранных дел в Архангельске. Скандинавские СМИ широко цитируют высказывания министра иностранных дел России Сергея Лаврова. «Он над нами смеется!», — пишет Dagens Nyheter, когда встал вопрос о том, что «Россия может манипулировать выборами — опять!» (Dagens Nyheter, 19.10; Aftonbladet, 19.10). «Да пусть его смеется, — сказал министр обороны Швеции Петер Хюльтквист, с трудом избежавший летом вотума недоверия из-за скандала с цифровым обеспечением на транспорте. — А мы к информационной безопасности относимся серьезно!» (Expressen, 20.10).
Российский министр Лавров «обвинил Норвегию в покушении на российские права на Шпицбергене». Норвежский министр Бренде отвечал, что это вообще «ему не очень интересно… Для Бренде это был последний день в должности министра иностранных дел… Он уезжает из Норвегии, чтобы стать президентом Всемирного экономического форума» (Independent Barents Observer, 20.10).
Интернет-газете VG пришлось сопровождать министра на самолете, чтобы взять интервью. Бёрге Бренде говорит, в частности, что «хоть Россия и упрекает нас в развязывании новой холодной войны, но нам с министром Лавровым удалось разрешить немало спорных вопросов». Что же касается устранения остальных проблем в отношениях между двумя странами — «спросите лучше Путина». В любом случае Бренде уверен, что «Россия не станет снова нападать на соседние страны» (VG, 20.10).
Однако на всякий случай в Норвегии за Полярным кругом уже «стартовали внеочередные учения». «Северная бригада базируется за Полярным кругом в губернии Трумс. Бригада состоит из нескольких батальонов, в том числе мотопехотного, бронетанкового, инженерного, разведывательного, артиллерийского, логистического, связного и медицинского. Шиботн, куда войска выдвигаются на этот раз, в годы холодной войны считался пунктом стратегической важности в норвежских военных сценариях на случай советского вторжения с северо-востока через финскую Лапландию» (Independent Barents Observer, 24.10).
На заседании в Архангельске председательство в совете перешло на два года к Швеции. «Маргот Валльстрём (министр иностранных дел Швеции) признает, что боится милитаризации Арктики, и что в регионе наблюдаются определенные негативные тенденции, но она полна решимости работать над исправлением ситуации… Помимо этого, она будет уделять большое внимание гражданскому обществу. „НКО играют ключевую роль, поскольку ведут практическую работу на местах, поэтому мы открыто критикуем российское законодательство, регулирующее деятельность НКО, которое ограничивает возможности организаций вести свою деятельность. Мы надеемся, что они смягчат свою политику и внесут изменения в законодательство, поскольку НКО очень тяжело“, — говорит Вальстрём» (Independent Barents Observer, 20.10).
«Новый министр иностранных дел усиливает феминистское правительство Норвегии». «„Это исторический момент для Норвегии — впервые посты министра финансов, премьер-министра и министра иностранных дел занимают женщины“, — заявила Эрна Сулберг после назначения Ине Эрискен Сёрейде новым министром иностранных дел, которая стала первой в стране женщиной, вступившей на эту должность. Теперь в кабинете Сулберг девять женщин и десять мужчин» (Independent Barents Observer, 23.10).
Освободившееся кресло министра обороны досталось уроженцу граничащей с Россией области Финнмарк Франку Бакке-Йенсену. «Бакке-Йенсен до этого работал министром по делам ЕС. Он представляет Консервативную партию и с 2009 года является членом парламента от Финнмарка, самой северной губернии Норвегии. В парламенте Бакке-Йенсен был членом постоянного комитета по делам бизнеса и промышленности, а также членом комитета по делам Арктики. Он несколько раз бывал в столице российской Арктики Мурманске» (русский текст источника) (Independent Barents Observer, 20.10). Новый министр обороны Норвегии считает, что «Россия не должна пугать Норвегию». «Нам нужно учитывать больше нюансов в наших отношениях с восточным соседом и перевести общение на разные уровни», — говорит он (Dagbladet, 20.10).
«Посол России обвинил датских политиков в распространении фальсифицированной информации о „Северном потоке – 2“», — пишут датские СМИ. «Дания составила компанию Польше и трем балтийским странам, между тем как остальные члены ЕС не подвержены такой истерике и антироссийским настроениям», — заявил Михаил Ванин. Посол отрицает, что газопровод может быть использован для военных и разведывательных целей: «Субподрядчик — датская компания, если они посчитают нужным, то на стройке вообще не будет ни одного русского» (TV 2, 21.10; DR, 21.10).
«Калининград хотят сделать балтийским Гонконгом, — пишет датский журналист Поуль Фундер Ларсен, проявляющий большой интерес к этому региону и уже несколько посетивший его за последнее время. — Высокие технологии, игорные дома и развитие рыболовства должны превратить заброшенный Калининград в индустриальный центр. Город может стать настоящей „витриной России“, — уверен директор одной из местных компаний. Но пока он лишь получает дотации — почти на том же уровне, что и Чечня» (Jyllands-Posten, 21.10).
Однако строящаяся «новая гигантская футбольная арена» не произвела на журналиста большого впечатления, он думает, что «ее будущее очень неопределенное». Местная футбольная команда замыкает российский рейтинг, зато стоимость строительных работ выросла с 11 миллиардов рублей до 17,3 миллиардов, сообщает Поуль Фундер Ларсен. «Я не слежу за футболом, — признался ему представитель подрядчика, — у меня и на работе дел много…» (Jyllands-Posten, 22.10).
________________________
*Талибан — террористическая организация, запрещенная в России