Президент Китая Си Цзиньпин, вероятно, сможет теперь оставаться на своем посту так долго, сколько захочет. Это произойдет, если китайская коммунистическая партия отменит правило, согласно которому президент страны не может занимать этот пост больше, чем два срока, то есть, десять лет.
Многие политологи полагают, что подобное решение будет принято; по их мнению, это станет последним признаком того, что Китай движется к более авторитарному правлению, к усилению культа личности.
Но Китай — далеко не первая страна, которая изменяет правила или делает их настолько гибкими, что сильный лидер может находиться на своем посту дольше, чем это разрешает конституция. Вот лишь несколько примеров последних двадцати лет:
Уго Чавес в Венесуэле
Когда социалист Чавес в 1999 пришел к власти, он провел изменение конституции, продлив президентский срок с пяти до шести лет. Изменение также сделало возможным переизбрание президента на новый срок. Ранее это было невозможно.
Еще одно изменение было принято в 2009 году. В 2007 году оно не прошло, но через два года в ходе референдума население высказалось в пользу того, чтобы президент мог быть переизбранным сколько угодно раз. Это означало, что Чавес мог находиться на своем посту пожизненно.
Владимир Путин в России
В соседней с Китаем России также существовало правило, что президент мог находиться у власти не более двух сроков подряд. Владимир Путин решил проблему, выбрав преемником своего же премьер-министра Дмитрия Медведева в качестве единственного реального кандидата.
Через четыре года Путин вновь выставил свою кандидатуру на президентских выборах в 2012 году. Президентский срок был между тем увеличен с четырех до шести лет. В этом году Путин снова выставляет свою кандидатуру на выборах.
Эмомали Рахмон в Таджикистане
В мае 2016 года 95% тех, кто участвовал в голосовании, якобы, проголосовали за то, чтобы принять изменения конституции, дающие президенту Рахмону возможность оставаться на своем посту пожизненно. Помимо этого, изменения в конституции дали ему официальный титул «гаранта мира и национального единства, лидера нации», если верить Большой норвежской энциклопедии.
В Таджикистане, который тоже является соседом Китая, Рахмон находится у власти с 1992 года.
Пьер Нкурунзиза в Бурунди
В Бурунди режим сейчас пытается вынудить население согласиться с тем, чтобы президент, правящий этой беднейшей африканской страной с 2005 года, мог бы, по словам представителей оппозиции в стране, руководить ею столько, сколько захочет.
Изменения в конституции должны быть приняты на референдуме в мае. После того, как народ ответит «да», 54-летний Пьер Нкурунзиза сможет переизбираться до 2034 года — по меньшей мере.
А так обстоят дела в некоторых демократиях:
В США 22-я поправка к конституции четко говорит о том, что президент не может находиться на своем посту более двух сроков. Она была принята после того, как Франклин Д. Рузвельт управлял страной с 1933 до своей смерти в 1945. Рузвельт избирался на пост президента четыре раза, потому что нарушил обычай, установленный первым президентом США Джорджем Вашингтоном, ушедшим со своего поста после второго срока.
В большинстве парламентских систем нет никаких ограничений по части того, сколько правительство может находиться у власти. Это касается и Норвегии, и таких важных стран, как Великобритания и Германия. Но в таких системах глава правительства обладает меньшей властью, чем в большинстве республик, потому что парламент может отправить его в отставку, когда угодно.