Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российско-украинский кризис и "разворот" глобального энергетического рынка

© РИА Новости Дмитрий Лельчук / Перейти в фотобанкПорт Мукран - логистический центр "Северного потока-2"
Порт Мукран - логистический центр Северного потока-2 - ИноСМИ, 1920, 30.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия перекрыла вентиль Польше и Болгарии, оставив их без газа. Это – ее "самый жесткий ответ" на западные санкции, пишет "Хуаньцю шибао". Путин объявил о "развороте" энергетического рынка на Восток. В ответ ЕС заявил о поиске альтернатив российским ресурсам. Автор рассказывает о сложностях, с которыми придется столкнутся обеим сторонам.
В связи с отказом Польши и Болгарии платить за газ рублями Россия с 27 апреля объявила о прекращении его поставок в эти две страны. Онистали первыми государствами, пострадавшими от перебоев с поставками с момента обострения напряженности между Россией и Украиной, а это означает, что ранее изданное Москвой распоряжение "О порядке расчетов в рублях" начало действовать и на сегодняшний день считается ее "самым жестким ответом" на западные санкции.
С прошлого года влияние пандемии коронавируса на цепочку поставок энергоресурсов привело к несоответствию между предложением и спросом на энергию, что спровоцировало резкий рост мировых цен на нефть и газ. Краткосрочное влияние роста цен на эти ресурсы очень заметно: оно привело к инфляции во многих странах и замедлению экономического роста. Международное сообщество надеялось, что последующее восстановление цепочки поставок энергоресурсов снизит высокие цены.
Однако обострение отношений между Россией и Украиной лишь усугубило проблему. Анализируя нынешнюю ситуацию, можно заметить, что российско-украинский кризис привел к еще большей волатильности международного рынка нефти и газа. ЕС в значительной степени зависит от нефти и газа, на которые приходится 59% всей потребляемой им энергии, а Россия является их крупнейшим поставщиком в Европу, поэтому 40% природного газа и почти 30% сырой нефти, импортируемых в Евросоюз, поставляется из России. После эскалации кризиса изменилась структура цепочки поставок на международном рынке нефти и газа: Москва начала искать новые каналы сбыта этих энергоресурсов, а Европа начала активнее пытаться избавиться от нефтегазовой зависимости от России. В апреле Россия объявила о постепенном смещении основного экспортного рынка нефти и газа из Европы на Восток и Юго-Восток. В ответ на это Европейский союз заявил, что будет принимать меры по прекращению импорта российской нефти и газа. В прошлом месяце он предложил сократить импорт голубого топлива на две трети в этом году. Основные защитные меры включают увеличение ежегодного импорта сжиженного природного газа до более 50 миллиардов кубометров из Катара, США, Египта и других стран, а также ежегодного импорта трубопроводного природного газа из Азербайджана, Алжира, Норвегии и других стран до десяти миллиардов кубометров.
Конфорка газовой плиты в жилом доме города Симферополь - ИноСМИ, 1920, 29.04.2022
Чтобы ослабить зависимость от российского газа, надо начинать с собственного тылаЕвропу ждет холодная и темная зима, но в ее силах исправить ситуацию, пишет FT. Автор предлагает "самый дешевый и быстрый" способ перестать пользоваться российским газом. Правда, для этого европейцам придется пойти на некоторые жертвы.
Хотя глобальная карта поставок нефти и газа будет изменена, "разворот" рынка нефти и газа требует не только поиска новых партнеров, но и перестройки системы инфраструктуры транспортировки энергоресурсов, что непросто и требует время. Изменения на нефтегазовом рынке приведут к отказу от части существующей инфраструктуры для транспортировки нефти и газа, а также к увеличению спроса на строительство новых каналов транспортировки. В настоящее время соответствующая инфраструктура для транспортировки нефти из России в Юго-Восточную Азию отсутствует, и для перевозки энергоресурсов требуется использовать крупные танкеры, что медленно и дорого. Чтобы справиться с этой новой реальностью, президент России Владимир Путин на недавнем совещании с правительством, на котором поднимался вопрос о текущей ситуации в нефтегазовом секторе, отметил необходимость ускорить реализацию инфраструктурных проектов — железнодорожных, трубопроводных, портовых, — которые уже в ближайшие годы позволят перенаправить поставки нефти и газа с Запада на перспективные рынки — на Юг и Восток. Вместе с нефтегазовыми компаниями России также необходимо составить план расширения экспортной инфраструктуры в страны Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время ей нужно предусмотреть строительство новых нефте- и газопроводов с месторождений Западной и Восточной Сибири, чтобы улучшить возможности транспортировки нефтегазовых ресурсов между Европой и Азией. Очевидно, что Россия осознала важность ускорения строительства инфраструктуры для экспорта нефти и газа.
В то же время Европейский союз сталкивается с той же проблемой. Для достижения эффективного импортозамещения российских нефти и газа ЕС необходимо добавить дополнительный импорт из Катара и США, однако ни у Катара, ни у Америки не налажена масштабная и стабильная нефтегазотранспортная инфраструктура с Европой. Хотя Соединенные Штаты и Европа недавно достигли соглашения о транспортировке сжиженного природного газа объемом 15 миллиардов кубометров, Америка не сможет в краткосрочной перспективе решить проблему нехватки нефти и газа в ЕС из-за дефицита инфраструктуры и ограниченных мощностей. В настоящее время система транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) в США уже работает в полную силу, при этом все равно наблюдается нехватка судов для перевозки СПГ, и мощностей не хватает, поскольку судостроительная отрасль в Европе долгое время находится в упадке, а за короткий срок Соединенным Штатам будет трудно значительно увеличить производственные мощности своих судов СПГ.
В то же время строительство новой инфраструктуры сталкивается и с другими ограничениями. По мере того, как мир стремится выработать единую политику по глобальному переходу к низкоуглеродной энергетике и содействию разработки неископаемых источников энергии, в последние годы общемировые затраты на добычу нефти и газа демонстрируют тенденцию к снижению, а объем инвестиций в газовую отрасль в 2021 году составил всего 70% от доэпидемического уровня. Эта стагнация привела к нехватке мощностей для строительства комплексной инфраструктуры, поэтому быстро нарастить поставки в краткосрочной перспективе будет сложно. Кроме того, из-за эпидемии обострились такие проблемы, как нехватка рабочей силы и доступного оборудования в нефтегазовой отрасли. Даже если рынок капитала увеличит инвестиции в нефтегазовую отрасль, из-за высоких цен на нефть и газ строительство масштабной транспортной инфраструктуры, необходимой для "глобального разворота" рынка, по-прежнему затруднено и потребует длительного времени.
Трубы в немецком порту Мукран на острове Рюген - ИноСМИ, 1920, 27.04.2022
Европейские правительства ищут альтернативу в энергетикеЕвропа долгие годы покупала дешевый российский газ, но после событий на Украине она активно ищет ему альтернативу. Многие гонятся за СПГ, однако это не самая лучшая замена, пишет Milliyet. Автор называет единственный способ избавиться от зависимости от российского газа.
С другой стороны, процесс перехода ЕС к новым источникам энергии не может быть завершен в одночасье. В марте этого года Европейский союз наметил амбициозный путь перехода к низкоуглеродной энергетике в новом энергетическом плане, ядром которого является увеличение доли возобновляемой энергии с нынешних 22% до 45% в 2030 году, удвоение установленных мощностей ветровой и фотоэлектрической энергии к 2025 году и утроение текущих мощностей к 2030 году, что, как ожидается, заменит потребность в природном газе в объеме 170 миллиардов кубометров. Поэтому очевидно, что продвигаемая замена ископаемых энергоресурсов на альтернативные источники энергии в краткосрочной перспективе не может быть завершена полностью.
Таким образом, российско-украинский кризис привел к изменениям в структуре международного предложения и спроса на нефть и газ, а также к "развороту" рынка, что окажет огромное влияние на глобальную цепочку нефтегазовых поставок. В ближайшие несколько лет нереализованное строительство инфраструктуры станет серьезным препятствием для торговли нефтью и газом, что приведет к вялотекущим сделкам и более высоким транзакционным издержкам на рынке энергоресурсов. Учитывая несоответствие между предложением и спросом на нефть и газ и отсутствие нормальной инфраструктуры, в ближайшие годы международные цены на энергоносители, вероятно, останутся на высоком уровне. В энергоснабжении Китая преобладает уголь, а на нефть и газ приходится менее 30% потребления энергии. Влияние высоких цен на нефть и газ, вызванное изменениями на рынке нефти и газа, на инфляцию и экономические показатели Китая будет относительно контролируемым.
Автор: Линь Боцян (林伯强) — научный сотрудник Лаборатории инноваций "Цзя Гэн" и декан Китайского исследовательского института энергетической политики Сямэньского университета.