Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Большинство знаменитых ювелиров Фаберже были финнами — вот что с ними произошло после революции 1917 года

© РИА Новости Игорь Руссак / Перейти в фотобанкЗолотое яйцо Фаберже с каретой - один из экспонатов музея Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга
Золотое яйцо Фаберже с каретой - один из экспонатов музея Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга - ИноСМИ, 1920, 31.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Санкт-Петербург, начиная с XVIII века, притягивал финских ювелиров и тех, кто хотел учиться ювелирному мастерству, пишет Tekniikka&Talous. Автор статьи рассказывает о самых успешных из них и о том, в создании каких знаменитых украшений они участвовали. После революции 1917 года жизнь всех их круто изменилась.
Веийо Кауппинен (Veijo Kauppinen)
В Санкт-Петербурге жили и работали многие финны: в 1881 году примерно столько же финнов жили в городе Турку. По численности финского населения Петербург вполне можно было бы назвать третьим крупнейшим городом Великого княжества Финляндского.
Петербург притягивал финских ювелиров и начинающих мастеров начиная с XVIII века. В 1840 году в Петербурге работали около 500 ювелиров финского происхождения. Это в два раза больше, чем во всех городах Великого княжества Финляндского вместе взятых.
В те годы финны обычно не планировали переезжать в Петербург насовсем — их интересовал заработок и возможность обрести профессию. Длительность пребывания в городе во многом определялась случайностью.
Ученик становился подмастерьем и позже — мастером. Многие финские мастера, приехавшие в Петербург, работали на других.
У некоторых финнов было свое дело, иногда — мастерская и магазин. Ювелир Тилландер был одним из них. Фирма, основанная в 1860 году Александром Тилландером старшим (Alexander Tillander), работала, в том числе, на Невском проспекте.
Младший сын торпаря Густава Тилландера (Gustaf Tillander) отправился в 11 лет в Санкт-Петербург и поступил в ученики к ювелиру Хольстениусу (Holstenius). Так началась карьера Тилландера, результатом которой стал успешный бизнес.
Золотое яйцо Фаберже с каретой - один из экспонатов музея Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга - ИноСМИ, 1920, 05.01.2020
Helsingin Sanomat (Финляндия): финны стали творцами роскоши для императорского двора и преданными подданными императорской семьиВ статье рассказывается о финских ювелирах, приехавших в Санкт-Петербург в поисках лучшей жизни и создававших украшения и подарки для императорской семьи. Один из них изготавливал в Санкт-Петербурге ювелирные украшения для Александра III. Молодые финки служили фрейлинами «высочайшего двора».
Самое известное имя в истории ювелирного дела — Карл Фаберже. Петер Карл Фаберже (Peter Carl Fabergé, 1846–1920) работал с 24 ювелирами, представлявшими свои мастерские.
Среди них было 14 финнов. Фаберже считал их талантливыми, надежными и честными. Финские мастера приезжали в Петербург из-за тяжелых условий жизни, большинство — из восточной части княжества, чтобы работать с каким-нибудь мастером. На родине у них вряд ли была возможность получить образование.
Мастера Август Хольмстрём (August Holmström) и Хискиас Пёнтинен (Hiskias Pöntinen) работали на отца Карла, Петера Густава Фаберже (Peter Gustav Fabergé), на начальных этапах существования фирмы. Хольмстрём проработал ювелиром в мастерской Фаберже 46 лет.
Молодой Карл стал главой фирмы в начале 1870-х. Говорят, он подчеркивал, что ценность произведения определяется замыслом, вдохновением и высоким уровнем исполнения — а не стоимостью использованного материала.
В 1900 году фирма перебралась в здание с колоннами из красного гранита на "золотой улице" Санкт-Петербурга — Большой Морской.
Для украшений были необходимы футляры, которые изготавливали специализирующиеся на них краснодеревщики и драпировщики. У каждого уважаемого ювелира был свой дизайн футляра. Многие финны стали специалистами по изготовлению футляров — в том числе и Симон Кяки (Simon Käki).
Помимо Санкт-Петербурга фирма Фаберже имела филиалы в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Мастера ставили клеймо фирмы на изделия, отвечавшие высокому качеству.
В императорской России существовал большой рынок ювелирных изделий. В моде были, например, красиво украшенные портсигары. Помимо российского императорского двора Фаберже также был поставщиком королевских дворов Швеции и Норвегии. Конечно, Фаберже производил и недорогие предметы для менее состоятельных клиентов.
Хрустальное яйцо работы Тео Фаберже передано Царскому Селу - ИноСМИ, 1920, 04.03.2014
Роскошь, заключенная в яйцоФирма Фаберже стремительно развивалась, открыв филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. В ней работали около 500 ювелиров и граверов. Большинство изготовленных фирмой предметов — уникальные произведения искусства, цены на которые доходят на современных аукционах до невероятных высот (рекорд был установлен в 2007 году, когда одно из пасхальных яиц было продано за 18,5 миллионов долларов).
В чудесно иллюстрированной книге Уллы Тилландер-Гуденйелм (Ulla Tillander-Godenhielm) рассказывается, в том числе, о таких финских ювелирах фирмы Фаберже, как Хольмстрём (Holmsröm), Микельссон (Mikkelson) и Армфельт (Armfelt), Коллин (Kollin), Вякевя (Väkevä), Невалайнен (Nevalainen) и Ниукканен (Niukkanen).
Также упоминаются две женщины: дочь художника-ювелира Августа Хольмстрёма Алина (Alina) и талантливая дочь Кнута Оскара Пиля (Knut Oscar Pihl) Альма Терезия (Alma Teresia), создавшая знаменитое "Зимнее" яйцо. Она начала свой творческий путь с зарисовок для архива и в итоге получила разрешение остаться в фирме, потому что "плохо стряпала".
При выборе новых мастеров предпочтение отдавалось родственникам и землякам. Финские семьи тесно общались, представители разных семей даже заключали браки.
Первая мировая война стала тяжелым временем для ювелиров: специалистов забирали в армию, мастерские получали военные заказы.
Революция все изменила окончательно: ювелиры лишились почвы под ногами. Фирму Фаберже закрыли в 1918 году, сам Фаберже покинул страну при содействии посла Англии.
К счастью, сведения о высококлассных ювелирах и их работах сохранились — во многом благодаря Улле Тилландер- Гуденйелм, которая подробно исследовала жизнь и работу ювелиров того времени. Украшения и предметы искусства попали в музеи, некоторые были вывезены эмигрантами, но некоторые бесследно пропали.
Большинство финских ювелиров вернулись на родину и продолжили там свое дело. Фирма Тилландера переехала в Хельсинки, где она работает до сих пор. В Петербурге остался только немолодой основатель фирмы, где он вскоре и скончался.
Карл Фаберже скончался в 1920 году в Швейцарии. У него было четыре сына. Сыновья Евгений (Eugéne) и Александр (Alexander) основали фирму под названием "Фаберже" в Париже.
Пасхальное яйцо работы Фаберже
Как Фаберже превратил пасхальные яйца в тонкое искусствоВ 1885 году император Александр III заказал у Фаберже яйцо для своей жены, императрицы Марии. Фаберже сделал золотое яйцо, покрытое белой эмалью. И подарок был с секретом. Скорлупка открывалась, демонстрируя золотой желток. В тайном отделении был еще один сюрприз – золотая курочка с бриллиантом и золотой короной.
Сын Карла Фаберже Агафон (1876–1951) перебрался со своим сыном Олегом (1923–1993) в Финляндию. Перешедшей с помощью рыбаков в Финляндию по льду в 1927 году семье удалось прихватить с собой приличные сбережения. Альма Пиль, автор яйца "Зимнее", преподавала изобразительное искусство в Коуволе и никому не рассказывала о своем прошлом.
Фирма Тилландера изготовила 69 пасхальных яиц, 50 — по заказу императорского двора, два яйца так и не были доставлены. Яйца также заказывала русская семья Кельх и десять других покупателей. Семь яиц пропали.
Самой большой частной коллекцией на сегодня владеет российский миллиардер. Десять яиц находятся в московском Кремле и несколько — в петербургском Шуваловском дворце. Фирма Фаберже также произвела множество более скромных пасхальных яиц, например, в виде ожерелий.