Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия — от "взгляда на Восток" к "стратегическому повороту на Восток"

© AP Photo / Mark SchiefelbeinФлаги России и Китая
Флаги России и Китая - ИноСМИ, 1920, 31.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Перезагрузка" отношений с Западом оказалась невозможна, и Россия обратила внимание на Восток, пишет "Хуаньцю шибао". Этот разворот отражает ее стремление положить конец гегемонии США и построить многополярный мир, считает автор статьи.
От крымского кризиса 2014 года до российско-украинского конфликта в 2022 году отношения между Россией, США и Европой постепенно эволюционировали от углубляющегося раскола к открытой конфронтации и противостоянию, и международная стратегия России также претерпела фундаментальные изменения. После крымского кризиса 2014 года "перезагрузка" российско-американских отношений, на которую Москва возлагала большие надежды, полностью ушла в прошлое. На фоне ухудшения отношений между Россией и Соединенными Штатами, санкций против Кремля, инициированных США и Европой, и внутренних экономических трудностей, Россия активно "обратила взгляд на Восток" в вопросах национальной безопасности и стратегии развития. С одной стороны, она усиливает развитие своего Дальнего Востока, а с другой стороны, активно расширяет экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с Китаем. Однако в настоящее время все еще существует разница между отношениями Россия-США и Россия-ЕС. В то время как российско-американские связи развиваются в направлении конкурентной конфронтации, отношения Россия-ЕС также имеют характеристики конкурентного сотрудничества, и Москва сохраняет надежду и рассматривает вариант восстановления и развития современного партнерства с Европой.
После начала российско-украинского конфликта в 2022 году США и Европа совместно ввели всеобъемлющие санкции против России. В новых исторических реалиях Москва стала уходить от стратегии "взгляда на Восток" к "стратегическому повороту на Восток". Если прежний "взгляд на Восток" был стратегическим планом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, призванным противостоять давлению Запада, то "стратегический поворот на Восток" больше не ограничивается этим регионом и является корректировкой на уровне глобальной стратегии России.
Истребитель Су-57 - ИноСМИ, 1920, 29.08.2022
На Дальнем Востоке открыли новые заводы для расширения производственных мощностей по производству истребителей Су-57Россия расширяет серийное производство истребителей Су-57, пишет MWM. Отмечается, что у новых самолетов значительно улучшилось не только качество сборки, но и показатели скрытности.
Нынешний стратегический поворот России на Восток включает в себя концепцию поиска партнеров на Востоке и Юге и содействия трансформации международного порядка и модели мира в глобальных интересах Москвы. Восток и Юг здесь — это направление развития в трех измерениях: география, геополитика и глобальная стратегическая модель.
С географической точки зрения предлагаемая Россией концепция "стратегического поворота на Восток" охватывает все направления на Евразийском континенте, кроме Западной Европы, включая не только традиционный Восток (Восточную и Юго-Восточную Азию), но и Юг (Индию, Турцию и страны Центральной Азии и Ближнего Востока, такие как Содружество Независимых Государств). С геополитической точки зрения эта концепция изменила предыдущее предположение о том, что Европа является основным направлением стратегического сотрудничества, и вместо этого сосредоточила внимание страны на Восточной, Юго-Восточной Азии, Южной, Центральной и Западной Азии, а также на более отдаленных странах Африки и Латинской Америки. С глобальной точки зрения, "стратегический поворот" России на Восток состоит в том, чтобы рассматривать традиционно восточные страны по отношению к западному лагерю и южные страны по отношению к северным как объекты сотрудничества и способ прорыва блокады в борьбе с санкциями.
Российские политики и стратегические элиты считают свою страну великой державой с глобальными интересами и влиянием. С российской точки зрения, при смещении глобального центра силы и обострении геополитического противостояния между крупными державами Россия должна активно стремиться к наиболее благоприятной для себя ситуации. Судя по российским внешнеполитическим документам и дипломатической практике, Москва настаивает на том, что крупные державы являются лидерами мирового порядка и стратегического баланса. Основываясь на этом восприятии, "взгляд России на Восток" после 2014 года фактически определяется конкурентно-конфронтационными отношениями с Соединенными Штатами, конкурентными отношениями сотрудничества с Европой и всеобъемлющим стратегическим партнерством и взаимодействием с Китаем. Стратегический поворот на Восток после февраля 2022 года определяет новую глобальную стратегию, направленную против гегемонии Запада. Это связано с тем, что в условиях российско-украинского конфликта и множественных санкций Соединенных Штатов и Евросоюза против Москвы отношения между Россией, Европой и США претерпели коренные изменения, и единственным атрибутом этих отношений стала конфронтация.
19 июля 2022. Президент РФ Владимир Путин и президент Ирана Эбрахим Раиси перед началом встречи глав государств
У России все еще есть заинтересованные партнеры на Ближнем Востоке Несмотря на попытки США сделать Россию "мировым отщепенцем", Путин остается умелым игроком на Ближнем Востоке, пишет Foreign Policy. По мнению авторов статьи, у Москвы есть общие цели почти со всеми партнерами Вашингтона в этом регионе.
В условиях всеобъемлющих санкций и конфронтации со стороны США и Европы обстановка безопасности России, условия развития и международного сотрудничества также претерпели фундаментальные изменения. "Взгляд на Восток", являющийся простой поправкой на стратегическое расположение Азиатско-Тихоокеанского региона, уже не отвечает потребностям выживания и развития России. В условиях множественных западных санкций и осуществления ЕС "жесткой отвязки" от российских энергетики, экономики и технологий Москве, с одной стороны, необходимо укреплять внутреннюю экономическую, технологическую независимость и автономность в области безопасности; а с другой, нужно сотрудничать с Китаем, Индией, Турцией, Вьетнамом, Индонезии и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также развивать энергетическое и торгово-экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. В то же время Кремль считает, что сотрудничество с Китаем, Индией, Турцией, Ираном и другими южными странами, выступающими против однополярного гегемонистского порядка, может обеспечить благоприятную международную среду для России.
Одновременно с этим стратегический поворот на Восток также отражает решимость и позицию Москвы в продвижении реформы международного порядка и является проявлением ее стремления свергнуть гегемонию США и Запада, сломить однополярный порядок и построить многополярный мир.
Есть три основные причины, по которым Россия решительно содействует реформе международного порядка. Во-первых, это сильное недовольство нынешним мироустройством. Москва считает, что нынешний международный порядок —иррациональный, сформированный США и Западом после окончания холодной войны. При таком гегемонистском устройстве выгоду в одностороннем порядке получают только Соединенные Штаты и Европа, а Россия и другие развивающиеся страны ничего не приобретают. Во-вторых, она судит об исторической тенденции развития. Кремль считает, что однополярному миру постепенно приходит конец, а многополярность — это общая тенденция развития. Однако Запад решительно поддерживает однополярную гегемонию, что идет вразрез с исторической тенденцией. В-третьих, Россия настаивает на том, чтобы стать "одним из полюсов" в многополярном мире. Москва считает, что как крупная держава на мировой арене она должна стать важной силой в продвижении многополярной международной политики и участвовать в глобальном управлении в качестве одного из полюсов мира.
Таманский терминал навалочных грузов - ИноСМИ, 1920, 22.08.2022
Китай повысил расходы на российские энергоресурсы до 35 миллиардов долларов
Что касается доминирующего положения в системе современного международного порядка, то Россия уверена, что вне зависимости от текущей тенденции "интеграции политики и экономики" и политизации мировой экономики или требования к созданию "нового управления" для решения таких проблем, как изменение климата, здравоохранение и профилактика эпидемий, она по-прежнему является одной из сторон и участниц. Хотя глобальная структура власти эволюционирует в сторону двухполюсной системы, в которой Соединенные Штаты удерживают власть в сфере безопасности, а Китай и другие развивающиеся страны усиливают экономическое развитие, Россия не может оставаться в стороне от нового глобального распределения власти. Особенно с точки зрения институциональных механизмов, определяющих международный порядок: мироустройство, которое в прошлом регулировалось и формировалось возглавляемыми Западом международными организациями, такими как НАТО, Европейский союз и "Большая семерка", движется к порядку, который совместно регулируется и формируется "Большой двадцаткой", АСЕАН, BRICS, Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Шанхайской организацией сотрудничества. Россия является ключевой стороной в эволюции этой плюралистической институциональной системы.
Стратегический поворот России на Восток осуществляется именно с помощью содействия эволюции евразийского международного порядка и продвижения развития многополярного международного порядка. Тем самым в корне меняется невыгодное положение страны на волне неолиберальной глобализации, и ей предоставляются наибольшие геополитические выгоды. В связи с этим ключевыми элементами, которые повлияют на стратегический поворот России на Восток, станут не только российско-украинский конфликт, который является локальным, но имеет глобальное влияние, но и другие факторы, обладающие характеристикой долгосрочности. Это изменения в мировых повестках и доминирующей концепции международного порядка. Разнообразные плюралистические институциональные механизмы, которые влияют на международный порядок и регулируют его, также станут ключевыми переменными.