Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый "меркелизм" в политике ЕС не пройдет?

Hamshahri: Европа обвинила Меркель в пророссийской политике

© AP Photo / Sergey Dolzhenko/Pool Photo via APКанцлер Германии Ангела Меркель
Канцлер Германии Ангела Меркель - ИноСМИ, 1920, 08.10.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европа решила пересмотреть наследие Ангелы Меркель, пишет Hamshahri. Бывшего канцлера Германии обвиняют в том, что именно ее решения позволили Путину бросить вызов ЕС и получить превосходство в противостоянии с Западом. Однако Европе стоит считаться с Россией, а не искать крайнего в нынешних проблемах.
В тот момент, когда бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель покинула резиденцию в Берлине, она считалась одним самых популярных политиков и государственных лидеров не только в Германии, но и во всей Европе. Именно она была той, кому после длительного пребывания у власти с букетами цветов в руках в возрасте 68 лет удалось сохранить популярность и влияние на политическую жизнь страны.
Однако сейчас все круто изменилось. Военный конфликт на Украине и его последствия поставили под сомнение авторитет Меркель, а также заставили Европу пересмотреть ее политико-экономическое наследие и верность того курса, которому она пыталась следовать, пока пребывала на посту федерального канцлера Германии.
Бывший канцлер ФРГ говорила, что после отставки какое-то время она будет сохранять молчание, избегать общения с прессой и интервью (то, что обычно происходит с политиками такого уровня). Меркель удалится для написания книги-мемуаров, в которой расскажет о тяжелых политических решениях, которые ей приходилось принимать при исполнении обязанностей федерального канцлера.
Вместо этого, спустя полгода после ухода с политической сцены, ей пришлось выступать на Конференции немецких профсоюзов и отстаивать правоту своего политического курса. Меркель, защищая решение по отказу Грузии во вступлении в состав НАТО в 2008 году, а позднее Украины, сказала, что тогда одобрение их заявок могло привести к крупномасштабной войне. По сути, это был ответ на резкую критику ее политического курса со стороны нынешнего президента Украины Владимира Зеленского, который убежден, что недопуск Украины в НАТО был только одним из десятков ее неверных шагов, которые и позволили президенту России Владимиру Путину бросить вызов всей Европе и заручиться в этом противостоянии, по крайней мере, на данный момент, огромным превосходством.
Немецкая редакция европейского издания The Local, указывая на многочисленные сомнения в отношении политического наследия Ангелы Меркель, писала, что сейчас, по итогам многочисленных соцопросов и исследований общественного мнения, многие немцы выступили бы за отмену некоторых спорных решений предыдущего правительства.
Правительство нынешнего канцлера Олафа Шольца в условиях военного конфликта на Украине попыталось предпринять ряд мер, чтобы среагировать на ситуацию. Среди них, в частности, увеличение инвестиций в военный сектор, введение санкций против России вместе с другими государствами ЕС, приостановка импорта российских энергоносителей, а также принятие других решений по пересмотру торгово-экономических отношений с целью уменьшить зависимость от крупных экономических держав, таких как Китай.

"Северный поток" — инициатива, обернувшаяся кошмаром

Будучи канцлером Германии, Ангела Меркель настояла на том, чтобы строительство "Северного потока — 2" было завершено, несмотря на многочисленные протесты со стороны США и некоторых стран Евросоюза. Однако Олаф Шольц объявил о прекращении участия Германии в данном проекте. Это стало достаточно сложным решением после того, как на новое германское правительство было произведено давление со стороны западных союзников и партнеров по НАТО. Так, Дональд Туск, председатель Европейского совета, выступив с критикой политики Ангелы Меркель, откровенно заявил, что "Северный поток — 2" и участие в нем Германии стало "одной из самых больших ошибок, совершенных прежним канцлером ФРГ при исполнении обязанностей".
Как заявляли и другие противники Ангелы Меркель, участие Германии в реализации "Северного потока — 2" и подписание соответствующего соглашения между Берлином и Москвой уже после вхождения Крыма в состав России лишали страны Восточной Европы доходов от транзита энергоносителей. Кроме того, критики указывали на то, что за последние десять лет зависимость Германии от российского топлива выросла с 36% в 2010 году до 65% в 2020 году. Как заявляла в интервью телеканалу CNBC исполнительный директор Исследовательского фонда "Открытое общество" по Европе и Евразии Даниэла Шварцер, сегодня многие в Европе убеждены в том, что самой большой ошибкой в политике прежнего немецкого правительства и лично Ангелы Меркель стало продолжение взаимодействия Германии с Россией, в том числе, заключение крупных торгово-экономических контрактов уже после вхождения Крыма в состав России.
Бывший канцлер Германии Ангела Меркель - ИноСМИ, 1920, 07.10.2022
Меркель об угрозах Путина: "Было бы разумным решением отнестись к этим словам серьезно"Бывший канцлер Германии Ангела Меркель порекомендовала немцам не игнорировать слова Путина о защите России "любыми необходимыми видами оружия", пишет Die Welt. Но большинству читателей газеты этот совет не понравился, и они поспешили обвинить Меркель в "работе на русских".
А преподаватель права в Парижской школе бизнеса Альберто Алеманно подчеркивал, говоря об Ангеле Меркель, что ни один европейский политик не сделал больше для того, чтобы Россия имела возможность выступить "против существующего миропорядка и правил". Участие правительства Меркель в проекте "Северный поток — 2" стало символом "политики умиротворения" по отношению к Москве. Алеманно даже отметил появление в европейской политике нового направления и назвал его "меркелизм". По словам профессора, бывший канцлер без особой на то необходимости упрочила энергозависимость Германии от России, сделала Путина еще сильнее, а всю Европу и НАТО — слабее.
Как указывало упомянутое издание The Local, до начала российской спецоперации на Украине свыше 60% немцев высказывались за завершение и реализацию проекта "Северный поток — 2". Однако теперь около 75% хотели бы большей независимости для Германии относительно импорта энергоресурсов, как бы ни была соблазнительна роль крупнейшего европейского хаба распределения энергосырья, которую получала бы Германия благодаря российскому газу. Но за все приходится платить: получая больше дешевого российского сырья и делая свои позиции более прочными во взаимоотношениях с другими европейскими партнерами, Германии необходимо смириться с тем, что вырастет и зависимость от экспорта российского газа.

Укрепление армии и проблема военного бюджета

Теперь же вместо того, чтобы считаться с необходимостью в чем-то зависеть от России, Германии приходится думать не только о строгой экономии топлива, но и об укреплении обороноспособности. Выделение крупных ассигнований на военные нужды аналитики считают "значительным изменением в традиционной политике Германии".
Вынужденно идя на поводу у партнеров по коалиции, отстаивающих еще более агрессивную антироссийскую позицию, немецкое правительство после выматывающих переговоров, длившихся почти три месяца, все же согласилось выделить из бюджета более 100 миллиардов евро на переоснащение немецкой армии и регулярно ассигновать средства на обновление военной техники.
Как с иронией отмечают некоторые немецкие комментаторы и эксперты, вместо того, чтобы согласится зависеть от дешевого российского газа, Германии приходится отказываться от российского голубого топлива, искать более дорогостоящие альтернативы и тратить дополнительные средства на оборону для противодействия "российской угрозе", увеличивая зависимость от зарубежных поставщиков оружия и военной техники.
Увеличение военного бюджета при правительстве Шольца — это явный поворот в сторону не только от политики Меркель, но и вообще от традиционной политики всех предыдущих немецких правительств. Тем более, что ради увеличения расходов на оборону, правительству пришлось даже инициировать поправку к Конституции, пересматривая в ней пункт о "Контроле над долгом", который ограничивал возможности правительства прибегать к займам.
При этом Шольц подчеркнул, что выделение до 2% из ВВП на военные расходы и оборону необходимо, так как это в интересах партнеров ФРГ по НАТО. О необходимости следовать такой политике в свое время не раз говорила и Меркель, однако в реальности ее правительство старалось до последней возможности не прибегать к увеличению военных расходов и воздерживаться от любых подобных инициатив.
Ангела Меркель выступает с речью в Госларе - ИноСМИ, 1920, 30.09.2022
Ангела Меркель выступает с речью в ГослареАнгела Меркель выступила с речью в Госларе. Бывший канцлер Германии отметила, что, как бы нереалистично это ни звучало, Европа должна работать вместе с Россией.

Диверсификация бизнес-политики и торговых связей

С точки зрения экономической политики и деловой практики, Германия уходит от курса, который проводился Меркель. Берлин ищет возможности снизить зависимость от "экономических гигантов Азии" путем внедрения в бизнес-практику новых законов. Они предусматривали бы сокращение или даже полную отмену гарантий по инвестициям и экспорту, прежде всего, для таких крупных стран, как Китай. Причем речь идет не только о том, чтобы строго контролировать инвестиции зарубежных стран в немецкую экономику, но ограничивать и немецкие инвестиции в зарубежные страны, прежде всего, в тот же Китай.
Более того, немецкое правительство даже рассматривает возможность обратиться в ВТО и к странам "Большой семерки" с жалобой на "несправедливую бизнес-практику Китая". Но, как известно, при весьма тесных связях разных стран в современной экономике, борьба за "справедливые" торговые отношения с одними партнерами ведет к усилению режима "большего благоприятствования" при взаимоотношениях с другими.
Политика нового немецкого правительства отличается от курса предшествующей администрации еще и тем, что, например, сама Ангела Меркель часто посещала Пекин с целью укрепления экономического сотрудничества, возглавляя представительные торговые делегации, в которые входили наиболее авторитетные лица немецкой деловой сферы. Неизменно подчеркивалось стремление к дальнейшему процветанию торгово-экономических связей между двумя государствами. Консервативное немецкое издание Die Welt, один из наиболее жестких критиков политики Меркель, в одном из своих репортажей отмечало, что намерение Меркель следовать методам дипломатии, чтобы уговорить такие, страны, как Россия и Китай, выполнять свои обязательства по международным договорам, было "большой политической ошибкой" со стороны ее кабинета.
Как отмечал другой авторитетный эксперт из Института Маршалла, Якоб Кьеркегор, последние перемены в Германии указывают на решительный концептуальный отказ от внешнеторговой практики Меркель. Как полагают в Берлине, Москву теперь категорически нельзя считать стабильным игроком, заслуживающим доверия. Другое западное издание называет проект "Северный поток — 2" символом наследия Меркель. Издание подчеркнуло, что сейчас газопровод фактически перестает существовать, а вместе с ним — репутация и авторитет Меркель.
Именно Ангела Меркель неоднократно говорила, споря с оппонентами, что газовая зависимость от России — это не так уж и плохо, как описывают критики, так как подобные проекты сотрудничества с Россией в области экспорта энергоресурсов символизируют путь к переходу на более экологически чистую энергию, причем на десятилетия вперед. К тому же, как отмечает ряд экспертов, это пока значительно более дешевый путь, нежели использование альтернативных источников энергии. Однако спецоперация России на Украине и ее последствия показывают нам, как дорого может стоить тот же природный газ в условиях введения масштабных санкций и ввиду угрозы полного прекращения поставок.

Почему выбор Меркель пал на "Северный поток — 2"?

Первым из немецких политиков, кто встал на путь "газовой зависимости от России", был канцлер Герхард Шрёдер, подписавший с Россией контракт на строительство газопровода "Северный поток — 1", бесперебойно поставлявший голубое топливо на территорию Германии напрямую из России в течение 20 лет. Трубопровод проходит по дну Балтийского моря и имеет протяженность 1222 километра. После этого уже Ангела Меркель, на фоне постоянных сомнений европейских союзников Германии и ввиду резкой критики со стороны США, подписывает с Россией контракт на строительство "Северного потока — 2" и доводит его строительство до конца, несмотря на постоянные препятствия.
Газопровод "Северный поток — 2" проходит недалеко от "Северного потока — 1". Этот проект, с контрактом на сумму 11 миллиардов долларов, постоянно подвергался критике со стороны как европейских, так и американских союзников Германии. По их словам, он лишал Украину возможности зарабатывать на транзите сырья по газопроводам, соединяющим Россию и Европу по суше. Хотя очевидно, что истинные мотивы критики заключались не в переживаниях Запада по поводу доходов Киева, а в том, что у партнеров Берлина, прежде всего, у Вашингтона, есть определенные геополитические интересы. И это стало ясно после государственного переворота на Украине в 2014 году.
Но почему в этом вопросе Меркель все же предпочла партнерство с Россией?
Данный проект имеет чисто экономическую составляющую, и, как говорила Меркель, необходимо отделять проблемы экономики от проблем политики. Очевидно, что по обеим ниткам "Северных потоков" было просто и дешево поставлять российский газ на территорию Германии. На это, кстати, указывало и Politico, издание, публикации которого явно не отличаются пророссийским настроем. В сравнении с морально устаревшей, давно не обновлявшейся и значительно изношенной газовой инфраструктурой Украины, "Северный поток — 2" способен доставлять до 160 миллиардов кубометров газа с куда более меньшими затратами и сложностями, в то время как стоимость только постоянного ремонта и устранения возникающих утечек в полуразрушенной структуре Украины составляет до шести миллиардов евро.
Однако при всем этом нынешнее немецкое правительство намеревается и дальше дистанцироваться от "наследия меркелизма". Такая политика, видимо, приносит немецким политикам огромное моральное удовлетворение, а Украина приобретает финансовую и военную помощь ценой собственных неимоверных усилий и лишений. Принципы солидарности с прочими западными партнерами соблюдаются. Однако во сколько же в итоге такое "дистанцирование" обойдется и немецкими политикам, и экономике Германии? И как его компенсировать?