Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нам в Чехии кажется, что мы вернемся к нормальной жизни. Но это ошибка, как говорит эксперт

iDNES: Чехия не вернется к прежней жизни с окончанием отопительного сезона

© AFP 2022 / MICHAL CIZEKПрага, Чехия
Прага, Чехия - ИноСМИ, 1920, 02.11.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чехи считают, что уже по-настоящему ощутили на себе последствия высокой инфляции и энергетического кризиса, пишет iDNES. Им кажется, что стоит пережить этот отопительный сезон – и жизнь вернется в привычное русло. Но это ошибка. Ничего подобного не произойдет.
Вероника Цаис (Veronika Cais)
Текущая инфляция достигает восемнадцати процентов. Это максимум с 1993 года. Многим будет непросто пережить грядущую зиму. И не только ее. "В Чешской Республике создается впечатление, что достаточно пережить нынешний отопительный сезон, и тогда мы вернемся к нормальной жизни. Но это ошибка, и ничего подобного не произойдет. Скорее сформируется некая новая нормальность со значительно более высокими ценами на энергию, и это даже при их ограничении", — говорит Мартин Бухтик, глава агентства STEM, центра эмпирических исследований, который исследует настроения и мнение в обществе.
iDNES: Чехи уже ощутили на себе по-настоящему последствия высокой инфляции и энергетического кризиса?
Мартин Бухтик: Последствия для разных социальных групп совершенно разные, и их нельзя сравнивать. Группы с высокими доходами с трудом могут себе представить, как живут семьи с низкими доходами, которые пострадали уже от первой волны инфляции весной. Эти люди уже столкнулись с проблемами, которые сегодня только усугубляются. Тем не менее нынешняя ситуация, если верить опросам, которые у нас есть в распоряжении, хоть и вызывает беспокойства, но ее фактические последствия для чешского общества пока еще далеки от тех, которые ожидаются в будущем году.
— То есть кризису только предстоит заявить о себе?
— Да, нам только предстоит ощутить на себе его реальные последствия, и причин на то несколько. К 31 декабря для почти полумиллиона домохозяйств закончатся договоры с фиксированными тарифами на электроэнергию, и значит, они ощутят подорожание энергии только в будущем году. Во-вторых, значительная часть общества, в первую очередь домохозяйства со средними и высокими доходами, располагает так называемыми "ковидными резервами". Это деньги, которые семьи не потратили во время пандемии. Но и эти сбережения будут истощаться.
— Каков размер сбережений, о которых мы говорим?
— У домохозяйств со средними доходами это тысячи или десятки тысяч крон. У домохозяйств с высокими доходами это могут быть по меркам простых людей большие суммы, что обусловлено тем, что эти семьи привыкли ездить два раза в год отдыхать за границу, а раз на протяжении целого года они не могли никуда выехать, то автоматически семья из четырех человек сэкономила несколько десятков тысяч крон. Вообще можно сказать, что сбережений у людей много, но распределены они неравномерно. В общей сложности чешские домохозяйства хранят в банках около 3,3 триллионов крон, а рекордный рост сбережений был зафиксирован именно во время пандемии.
— Так как же кризис скажется на разных группах населения?
— Около 25 % домохозяйств относятся к категории с высокими доходами. В нее, однако, входят и люди с высокими зарплатами, и сотрудники, работающие на экспертных позициях в больших городах, и молодые люди, живущие в одиночку, а также пары, чьи дети уже выросли. Они не делят зарплату между четырьмя голодными ртами, а делят только на двоих. Еще около 20% людей не получают такие большие зарплаты, но живут относительно скромно, умеют распорядиться деньгами и не отягощены никакими финансовыми обязательствами. Именно этих двух социальных групп последствия инфляции и подорожания энергии объективно коснутся незначительно.
Участники антиправительственной демонстрации в Праге, Чешская Республика, 28 сентября 2022 года. - ИноСМИ, 1920, 31.10.2022
"Чехия прежде всего": тысячи людей вышли на митинг в Праге против антироссийских санкций и требуют отставки правительства "поджигателей войны"Прагу охватили протесты, люди требуют прекращения поддержки Украины и отмены антироссийских санкций, сообщает Breitbart. Читатели портала поддерживают чехов. "Русские нам не враги, наш враг – наше правительство поджигателей войны", – пишет один из них.
— А как справятся те люди, которые давно принадлежат к группам риска, в том числе пенсионеры и родители-одиночки?
— Это 20% от всего населения. К группе, которая уже накопила проблемы или только столкнется с ними, относятся некоторые семьи с несколькими детьми, родители-одиночки и пенсионеры, в основном женщины, у которых возникнет сразу множество проблем. Прежде всего, это застарелые проблемы со здоровьем, которых по мере старения становится все больше. Плюс тот факт, что у женщин, как правило, пенсии ниже, чем у мужчин, что объясняется неравными доходами, а также тем, что мы давно косвенно наказываем женщин за то, что они заботятся о детях или чаще работают на дому, а значит, получают меньше. Отсюда и меньшие пенсии. Кроме того, часть одиноких пенсионеров проживают в жилье, которое слишком велико для них, и тем не менее они не хотят покидать свои дома. С общечеловеческой точки зрения это понятно: им дорог их дом и ощущение безопасности, и они не хотят покидать места, которые хорошо знают. Но с экономической точки зрения для них это тяжелое бремя. Поэтому для данной группы скачки в стоимости энергии будут особенно ощутимы.
— Действительно ли велик риск, что люди из этой группы не смогут позволить себе зимой отопление?
— В нашей стране проживает более десяти с половиной миллионов жителей, и поэтому, несомненно, будут такие случаи, когда людям придется мерзнуть. Миллионы людей ощутят субъективный дискомфорт, и, конечно, будут те, кто испугается подорожания настолько, что побоятся прогревать свои дома до высоких температур. Однако вряд ли эта или следующая зима будет для нашего общества фатальной. Душещипательные истории, которые мы читаем и видим в СМИ или слышим от кого-то, конечно, нас трогают и будоражат воображение, и поэтому мы склонны все преувеличивать.
Когда видишь какой-нибудь репортаж о том, что пенсионер не может себе позволить протопить даже одну комнату до 18 градусов, то неизбежно появляется волнение. Но это не будет массовое явление. Государство просто не может позволить сотням тысячам его граждан погрузиться зимой в разочарование и нищету. Оно приложит максимум усилий, чтобы им помочь. А люди пенсионного возраста не должно быть стыдно обратиться за пособиями на ЖКХ и государственной помощью. Однако, как свидетельствуют данные районных управлений социального обеспечения, три четверти тех, кто имеет право на пособие, не обращаются за поддержкой.
— Почему?
— Заполнить все эти бумажки, которые к тому же каждые три месяца надо обновлять, непросто. Вы только представьте, сколько людей не могли без посторонней помощи заполнить даже заявку на вакцинацию, хотя формуляр был очень простым. Подать заявку на пособие намного сложнее, да и результат при этом не гарантирован. Кроме того, заявки очень сложные, потому что кому-то кажется, что с бедными надо быть построже. Но сегодня нет времени играть в подобные игры. Разумеется, всегда найдутся люди, которые будут злоупотреблять государственной помощью, но значительно большему числу людей она поможет, и это важно. Нужно уже наконец избавиться от этого наследия 90-х, когда каждый должен был заслужить свое счастье. Но пока у нас, к сожалению, большинство убеждены, что пособия получают в основном неприспособленные люди, которые ими злоупотребляют.
— Добавится ли к упомянутой вами группе риска еще какая-нибудь? Та, которая процветала до инфляции и подорожания энергии?
— Да, есть такая группа. В нее входит около 15% населения. Это домохозяйства двух типов. Первый тип — семьи с весьма высокими доходами, которые, однако, отягощены самыми разными обязательствами в виде кредитов и ипотек. У значительной части этих людей мы отмечаем довольно серьезные опасения насчет будущего. Одна из причин, вероятно, заключается в том, что многие ипотеки были рассчитаны, как говорится, в притык. Все рассчитывают скорее на рост своих доходов, а не на подобные резкие изменения в собственных расходах. За последние 30 лет ничего подобного не происходило, и поэтому никто о таком и не думал. Или, например, люди построили дом, куда переехали из квартиры, и вдруг перед ними выросла проблема дорогой энергии, которую они не предусмотрели. Второй тип домохозяйств те, кто до сих пор хорошо жили благодаря своим достаточно высоким доходам, особенно не экономили, но после подорожания у них появятся серьезные проблемы.
Чешские кроны - ИноСМИ, 1920, 24.10.2022
"Пандемийные сбережения" постепенно тают. Все, что чехи сэкономили, теперь "пожирает" энергияЧехи уже не копят средства так, как это было во время пандемии, пишет Lidovky. Напротив, они все больше тратят на текущие расходы. Но это только начало. Всерьез опустеть банковским счетам еще только предстоит, предупреждает автор.
— Станет ли больше тех, кто не сможет выплачивать свои кредиты?
— Очень маловероятно, чтобы это приобрело массовый характер. Фиксированные тарифы заканчиваются довольно скоро, а вот фиксированные ипотеки рассчитаны на бóльшие сроки (пять — семь лет). В Чешской Республике ипотека так или иначе касается 20 - 50% людей, и ввиду долгосрочной фиксации мы не предполагаем, что сотни тысяч граждан перестанут оплачивать свои обязательства. Конечно, кто-то не сможет. Скорее всего, эти люди будут из тех, кому не повезло, и у кого фиксированный период заканчивается именно сейчас. Однако маловероятно, чтобы люди массово перестали платить ипотеки. Причем даже те, кто рассчитал все "в притык". Банки постараются каким-то образом реструктурировать ипотеки, потому что им так выгоднее. Но страх и каждодневный стресс из-за того, что у людей нет денег на счету или где-нибудь под подушкой, изменит не только их отношение к окружающим, но и потребительское поведение. В среднесрочной перспективе все это также повлияет и на наше поведение как избирателей.
— Этот стресс уже точно влияет на потребительское поведение. На чем сейчас люди экономят больше всего?
— Около 90% людей говорят нам, что экономят. Около 60% из них утверждают, что экономят в основном на продуктах питания, но мы уже, к сожалению, слишком хорошо знаем, что именно это означает. Например, 25 % самых богатых экономят чисто символически. Возможно, в вашем окружении бывало подобное. Кто-нибудь говорит вам: "Я могу себе это позволить, но цена высоковата" или "Я купил себе виски не за три тысячи, а за полторы". И люди считают это огромной экономией. С другой стороны, от сотрудников продовольственных и текстильных банков мы знаем, что растет спрос на их помощь. Пока обращаются не сотни тысяч, и сейчас банки просто не справились бы с таким наплывом, но рост отмечается. То есть люди из всех социальных групп чем-то поступаются, а вот чем, это уже сугубо индивидуально. Все группы субъективно переносят подорожание очень тяжело, но объективные последствия для отдельных групп совершенно разные.
— Например?
— Богатые люди ощущают подорожание, потому что могут поехать отдыхать за границу не два раза в год, а один. Или, например, они видят, что их сбережения девальвируются, и не знают, как поступить. А есть люди, которые делают все так, как им говорят и советуют. Они работают, экономят, и все равно денег им не хватает. Тогда они совершенно обоснованно спрашивают, в чем же ошибка? Во мне? В обществе? В политиках?
— Как нынешняя ситуация влияет на неравенство в Чехии?
— Больше всего сэкономить мы можем на энергии, но это довольно трудно. Особенно для домохозяйств, которые не могут позволить себе купить новый энергосберегающий холодильник, которые не утеплили свои дома, не купили энергоэффективный котел или тепловой насос. Да, государство на все перечисленное предоставляет дотации, но их можно получить только задним числом, то есть уже после того, как вы купили, например, тепловой насос. А чтобы купить его, нужна наличность. Учитывая же, что у половины чешских домохозяйств нет сбережений более 50 тысяч крон, то по сути вся эта группа лишается возможности получить дотации, а значит, эти меры кое-кто совершенно правильно считает выдумками для богатых.
Например, семья высшего среднего класса покупает солнечные панели себе на крышу и получает за них дотацию, тем самым возвращая себе половину расходов и при этом снижая свои расходы на энергию в будущем. Но все это только усугубляет социальное неравенство в Чешской Республике. Сейчас у нас создается такое впечатление, что достаточно пережить нынешний отопительный сезон и мы вернемся к нормальной жизни. Но это ложное впечатление. Ничего подобного точно не произойдет. Скорее сформируется некая новая нормальность со значительно более высокими ценами на энергию, и это даже при их ограничении. Богатые перейдут на более эффективные и дешевые энергетические источники, наберут дотаций, сэкономят… И воображаемые ножницы в обществе еще больше раскроются.
Корзина в продуктовом магазине - ИноСМИ, 1920, 19.09.2022
Чехи экономят. "К нам стали захаживать "мажоры", — говорят те, кто торгует уцененной едойВ последние месяцы магазины с уцененной едой пользуются в Чехии небывалым спросом, пишет Lidovky. Покупателей там стало больше — отовариваются не только пенсионеры, но и представители среднего класса. Люди стараются тратить меньше, при этом магазинам зачастую недостает товара.
— То есть было бы ошибкой говорить: "Мы выдержим. Через два года все будет опять по-старому"?
— В течение двух лет ситуация должна кое-как нормализоваться, но еще вопрос, в какой точке. Тем не менее наше общество очень устойчиво, хотя порой нам так не кажется. Но если посмотреть на соседние страны, то мы одно из самых устойчивых обществ, в том числе к рискам и с разных точек зрения. Возможно, именно благодаря нашему "швейковству" и даже некоторому "пофигизму" наша страна справится с этим кризисом. И хотя мы будем слушать душераздирающие истории о людях, которым придется тяжко, обществу в целом ничего не грозит. Тем не менее нам предстоит длительный период неопределенности, что не лучшим образом отразится на нашей психике.
— Несколько дней назад были опубликованы результаты опроса "Евробарометра". Летом этот центр опрашивал людей в странах Евросоюза. Самые серьезные опасения среди всех жителей ЕС испытывают чехи (71%). Мы ожидаем, что в следующем году будет еще хуже. За нами идут немцы - 64% из них скептически смотрят в будущее. Неужели настроения в чешском обществе действительно настолько мрачные?
— Да, настроения на самом деле мрачные, и в течение осени они будут только ухудшаться. Но сейчас мы пока не знаем насколько, потому что нам предстоит несколько событий, которые очень трудно спрогнозировать, хотя они играют принципиальную роль. Прекратит ли Россия поставки газа в Европу окончательно? Чем закончится вооруженный конфликт на Украине? На настроения также повлияет способность нашего правительства объяснять и выбирать меры, которые, с одной стороны, не обидят их избирателей, а с другой, по-настоящему помогут народу. Нужно сказать, что пока правительству тут похвастаться особенно нечем. Очень важную роль сыграет и президентская кампания, в том числе в связи с возможными демонстрациями и забастовками, потому что один из кандидатов в президенты — председатель крупнейшего профсоюза Йозеф Стршедула. (…)
— Как избиратели оценивают правительственную поддержку Украины?
— Избиратели движения "АНО" расходятся во мнении. Избиратели партии SPD, Любомира Волны и движения "Триколор" — вообще отдельный разговор. В первую очередь от избирателей SPD мы каждый день слышим: "Я не против Украины, но о чешских избирателях забывают". Что касается избирателей маргинальных партий, то они зачастую транслируют нарратив Кремля: войну спровоцировал Североатлантический альянс, а Украина сама вызвалась. И это при том, что эти люди не считают себя пророссийски настроенными. Вообще тех, кто симпатизирует России, у нас давно около четырех процентов. (Из опроса в Словакии, проведенного Академией наук Словацкой Республики в сентябре, напротив, следует, что более половины словаков хотят победы России в войне, а Украину поддерживает всего треть населения — прим. авт.)
— Что касается энергетического кризиса, то все чаще говорят, причем даже авторитетные экономисты, о том, что в подорожании энергии виноват "Зеленый курс", то есть план зеленой политики ЕС…
— Это весьма любопытно, поскольку мы знаем, что климат меняется. Тут уже не может быть никаких споров. Кроме того, мы давно заботимся о природе. Если проводить неточную историческую параллель, то мы воспеваем природу с XIX века, когда даже упомянули ее в своем гимне. Таким образом, чешское общество понимает необходимость определенных изменений, но в то же время опасается, что они будут слишком масштабными и неподготовленными. Из нашего опроса, касающегося "Зеленого курса", следует, что у нас без акцента на социальный аспект вообще никаких трансформаций не будет. Быть "зеленым" и ограничивать себя в чем-то — это пока развлечение для богатых, и чтобы реализовать подобные изменения, мы должны сделать их социально приемлемыми. Это главное, хотя об этом мало говорят.
(…)
— Вы уже сказали, что наше общество устойчиво. Означает ли это, что мы переживем нынешний кризис?
— Правительство совершенно точно будет пытаться адаптироваться к ситуации, а мы сейчас не должны стыдиться просить о помощи, а также по мере возможностей помогать другим. Мы должны быть солидарны, и, к счастью, это нам присуще. Кстати, много раз чешское общество уже справлялось. Так было и во время природных катастроф, и во время миграционной волны. Причем я имею в виду как беженцев с Украины, так и беженцев во время войны в Югославии. Солидарности нам не занимать.
(…)