Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Безопасность в обмен на нефть". Сможет ли Саудовская Аравия положить этому конец?

Sasapost: Эр-Рияд отказывается от американской политики "безопасность в обмен на нефть"

© Bandar AljaloudНаследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман и президент США Джо Байден во дворце Аль-Салам в Джидде, Саудовская Аравия, 15 июля 2022 года.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман и президент США Джо Байден во дворце Аль-Салам в Джидде, Саудовская Аравия, 15 июля 2022 года.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саудовская Аравия пересматривает политику "безопасность в обмен на нефть", ставшей основой ее отношений с США, пишет Sasapost. Энергетический козырь в руках Эр-Рияда, который укрепляет партнерство с Москвой и Пекином. Но Америка вряд ли так просто сдаст свои позиции в угоду противникам.
14 сентября 2019 года два нефтеперерабатывающих завода в Абкайке и Хурайсе (восток Саудовской Аравии) подверглись атаке беспилотников. В результате пришлось снизить добычу черного золота примерно на пять миллионов баррелей в сутки — это половина текущего объема добычи в стране и 5% мирового рынка. Нападение беспилотников вызвало резкой рост цен на нефть и показало уязвимость энергетической системы в самом важном нефтедобывающем регионе мира. Формула "безопасность в обмен на нефть", на которой долгие годы базировались американо-саудовские отношения, подверглась испытанию.
С приходом Байдена к власти Саудовская Аравия все чаще стала говорить о необходимости пересмотра отношений с американцами и конце сделки, основанной на принципе "безопасность в обмен на нефть". Подтверждением тому является статья посла Саудовской Аравии в США Римы бинт Бандар, опубликованная на сайте Politico, в которой она заявляет, что срок действия политики "безопасность в обмен на нефть" уже истек.
Как сформировалась формула "безопасность в обмен на нефть"? Каковы особенности взаимодействия саудовского и мирового нефтяного рынка? Какова вероятность, что Эр-Рияд решит пересмотреть привычную формулу и сблизиться с Пекином и Москвой?

Америка — полицейский на мировом рынке нефти

За девять месяцев до окончания Второй мировой войны (1945 г.) основатель и первый король Саудовской Аравии Абдель-Азиз Аль Сауд встретился с президентом США Франклином Рузвельтом. Историческая встреча двух лидеров положила начало американо-саудовским отношениям и привела к заключению сделки "безопасность в обмен на нефть".
Эр-Рияд дал согласие на строительство трубопровода, соединяющего его нефтяные месторождения через Ливан со Средиземным морем, и предложил американским компаниям выгодные условия в обмен на гарантии безопасности. Вашингтон, со своей стороны, построил базы рядом с нефтяными скважинами, запустил программы по подготовке военных кадров и начал продавать американское оружие Саудовской Аравии.
В отличие от эпохи колониализма, в период своего господства Запад во главе с США не стремился к прямому контролю над ресурсами различных государств. Это было время ликвидации колоний и подъема национально-освободительных движений в странах третьего мира. Запад был вынужден избегать проблем Второй мировой войны с точки зрения природных ресурсов. Он подчинил себе нефтяной рынок. А идея колонизации нефтедобывающих стран ушла в прошлое. Новый рынок был создан с учетом безраздельного доминирования Запада и его интересов.
Это проливает свет на усилия президента США Франклина Рузвельта в последние месяцы Второй мировой войны. Нефть приобрела большое значение, проникла во все сферы жизни и была относительно недорогой. США стремились обеспечить постоянный транзит черного золота по низким ценам. Страны Персидского залива играли в этом плане ключевую роль. Причина кроется в национализации природных ресурсов в странах третьего мира, как это произошло в Ливии, Алжире и Ираке. Такая участь ждала и Иран, если бы в 1953 году США не организовали государственный переворот.
Страны Персидского залива стали ключевыми игроками на энергетическом рынке, а их производственные мощности начали определять траекторию рынка нефти и влиять на мировые цены. 1973 год стал переломным для США и Запада. Формула "безопасность в обмен нефть", установленная в 1945 году, помогла справиться с Накбой в 1948 году и проигрышем в Шестидневной войне 1967 года. Однако война "Судного дня", вспыхнувшая в 1973 году, привела к глобальному энергетическому кризису. Арабские страны ввели нефтяное эмбарго в отношении государств, поддержавших Израиль.
Здание Конгресса США в Вашингтоне - ИноСМИ, 1920, 14.10.2022
Вашингтон возвращается к NOPEC в ответ на решение ОПЕК+. Какое будущее у американо-саудовских отношений?США решили наказать Саудовскую Аравию и Россию, пишет Al Mayadeen. Вашингтон вновь рассматривает законопроект NOPEC, что позволит ему подать в суд на Эр-Рияд и Москву за сокращение добычи нефти. Однако это может обернуться против самой Америки, которую обвинят в манипуляции нефтяным рынком.
Запад сильно испугался. С того момента американцы начали "заботиться о безопасности региона". Фактически это привело к дестабилизации и прямому вмешательству США. Ближневосточный исследовательский и информационный проект (MERIP) описывает эти отношения как "нефть в обмен на безопасность".
Для того чтобы оправдать американское присутствие в регионе и необходимость обеспечения безопасности стран Персидского залива, необходимо было дестабилизировать Ближний Восток, чтобы нефтяные государства постоянно чувствовали угрозу. Афганская война была на руку американцам, поскольку военные интервенции США стали оправданными.
Вашингтон смог добиться отмены нефтяного эмбарго в 1974 году. Параллельно он выступил посредником между Израилем, Египтом и Сирией, добившись вывода израильских войск из некоторых египетских регионов. Но самым важным в тот период было появление "нефтедоллара". Цены на нефть начали устанавливаться в долларах США, что сделало его основной мировой валютой.
Нефтяное эмбарго заставило Вашингтон осознать важность сохранения контроля над энергетическим рынком. Он начал вести двойную игру: обеспечивать безопасность черного золота на Ближнем Востоке и инвестировать в разведку американской нефти.
Доктор экономических наук Али аль-Кадри в своей книге "The Unmaking of Arab Socialism" отмечает, что доминирование американцев на энергетическом рынке заключается не только в прямом контроле над нефтью или ее покупке по более низкой цене, но и в привязке нефти к доллару. Нефтедоллары стали частью глобальной гегемонии США и даже у их союзников — Европы и Азии — не осталось выбора.
Европа не особо нуждается в нефти стран Персидского залива. Тем не менее она обеспокоена вопросами безопасности, поскольку дестабилизация этого рынка означает резкий рост цен на импортные энергоносители. К слову, нефтедоллары приносят огромную прибыль банковскому и другим секторам США.

Энергетическое оружие

Мы не будем подробно останавливаться на истории, связанной с энергетическим рынком в регионе Персидского залива и формулой "безопасность в обмен нефть". Нас больше интересует, как эта формула была создана и что привело к ее краху. Были периоды, когда интересы Саудовской Аравии и США пересекались. Например, когда арабские национальные движения сближались с Советским Союзом, соперником Америки.
США обеспечивали безопасность Персидского залива посредством прямого военного вмешательства, как, например, в 90-х годах прошлого века, когда они пресекли вторжение Ирака в Кувейт. Нас волнуют две вещи: судьба лидерства Саудовской Аравии на энергетическом рынке и использование нефти как политического оружия.
Саудовская Аравия является одним из крупнейших в мире производителей нефти, а также обладает огромными запасами твердой валюты. Она может сократить добычу нефти, подняв мировые цены на энергоносители, или нарастить ее, чтобы снизить цены. Это значит, что рынок нефти не является конкурентным. Один производитель способен оказывать сильное влияние на цены на энергоносители во всем мире, при этом Эр-Рияд может использовать свои денежные резервы для компенсации потерь от снижения цен.
Саудовская Аравия спровоцировала экономический кризис в середине 80-х годов, что стало одной из причин распада Советского Союза. Она быстро и резко увеличила добычу нефти, что привело к падению цен. Доходы от нефти занимали существенную долю в советском бюджете.
Ранее цены на нефть резко подскочили после свержения иранского шаха и закрытия Тегерану доступа к мировому рынку, что позволило многим конкурентам выйти на рынок. Это связано с тем, что они не хотели вкладываться в добычу своей нефти из-за высокой себестоимости, а высокая цена покрывала все издержки. Выход новых производителей на нефтяной рынок в итоге привел к значительному увеличению добычи и угрозе падения цен на нефть, но Саудовская Аравия возглавила кампанию по сокращению добычи для поддержания стабильности.

Мухаммед ибн Салман против Джо Байдена или Саудовская Аравия против США?

Благодаря двойной игре Америка смогла полностью обеспечить себя нефтью и начать экспортировать ее с 2020 года. Критика в адрес бывших президентов Барака Обамы и Дональда Трампа усилилась. Причиной стало снижение американской активности на Ближнем Востоке после вторжения в Ирак и подъем Китая, главной угрозы западной гегемонии.
Все это подготовило почву для изменения прежних уравнений на Ближнем Востоке. США отказались от прямого вмешательства в дела региона и решили посвятить себя борьбе с Китаем. Они не вмешивались в сирийский конфликт, заключили ядерную сделку с Ираном и возложили ответственность за войну в Йемене на своих союзников. Даже Трамп, чья политика отличалась от его предшественника Барака Обамы, хотел добиться тех же результатов, но другим путем.
Администрацию Трампа отличало то, что она была готова предоставить Саудовской Аравии некоторую свободу действий в обмен на оружейные и инвестиционные сделки. Она смогла добиться нормализации между Израилем и некоторыми странами Персидского залива. А после поддерживала их борьбу с Ираном и другими государствами, но уже находясь в тени. Это устраивало наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана. Убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги вызвало серьезный кризис, но президент Трамп смог его значительно смягчить.
Но второй раз выиграть президентские выборы Трампу не удалось. Демократы вернулись. Убийство Хашогги вновь всплыло, а вместе с ним и опасения по поводу возвращения к ядерной сделке с Ираном и ухода американцев из региона, как того хотел Обама. Мухаммед ибн Салман обвинил американцев в том, что они не учитывают интересы Саудовской Аравии. И по этой причине возникла напряженность в их отношениях.
Саудовская Аравия может больше всех потерять в долгосрочной перспективе, если продолжит противостоять Западу, поскольку мир идет по пути отказа от нефти. Происходит постепенное снижение значимости нефти. Вскоре потребители, а не производители, будут иметь преимущество на рынке нефти. Вполне вероятно, что сначала будет достигнут пик спроса на нефть, после которого он начнет снижаться в глобальном масштабе.
И хотя у Саудовской Аравии сохраняются опасения по поводу безопасности, у нее нет никакой четкой стратегии, будь то опора на собственные силы или союз с другими странами (например, Россией и Китаем).
Нефтяная скважина в США - ИноСМИ, 1920, 01.11.2022
Почему ближневосточная нефть стала для США проблемой?Сокращение добычи нефти ОПЕК+ сорвало планы Байдена по укреплению позиций перед выборами в Конгресс США, пишет "Гуанмин жибао". Провал ближневосточной политики убедил всех в падении американской мощи. Демократам не удастся удержать власть, уверен автор статьи.
Саудовская Аравия вернула свои позиции. Причиной стали исключительные обстоятельства: пандемия COVID-19, конфликт на Украине и высокие цены на нефть. Мир нуждается в Эр-Рияде, чтобы контролировать цены. Накануне промежуточных выборов в США стало известно о заключении "секретной сделки" между администрацией Байдена и политическим руководством Саудовской Аравии по увеличению добычи нефти. Это должно было снизить цены и замедлить темпы инфляции, а также увеличить шансы демократов на победу, но Эр-Рияд решил нарушить ее условия, заявив о сокращении добычи.
Эпоха нефти не закончится в ближайшие несколько лет, что означает сохранение американских интересов в регионе, включая безопасность арабского нефтяного рынка. Нынешняя ситуация — исключительная, поэтому не стоит на нее рассчитывать в будущем. Итоги промежуточных выборов в США показывают, что всеми ожидаемое "сокрушительное поражение демократов" так и не случилось. Причиной могут быть недавние действия Саудовской Аравии на рынке нефти. А теперь у Ибн Салмана есть как минимум два года правления демократов. Пока нет никаких признаков их ослабления, вероятности возвращения республиканцев или бывшего президента Трампа.

Отношения с Китаем и Россией

Глубина отношений Саудовской Аравии как с Китаем, так и с Россией, особенно в настоящее время, сильно преувеличивается, как и способность Королевства двигаться в этом направлении. Во-первых, они сотрудничают с Ираном, который считается угрозой саудовской безопасности. Во-вторых, обе страны озабочены решением внутренних и внешнеполитических проблем.
В центре внимания средств массовой информации находится конфликт между Саудовской Аравией и США, а именно шаги первой по сближению с противниками американцев. Ярким примером стал вопрос о продаже саудовской нефти за юани вместо долларов. Однако если изучить вопрос более внимательно, окажется, что Эр-Рияд рассматривает такую возможность лишь относительно части поставок. Более того, это может быть ему невыгодно.
Саудовская нефть способствовала укреплению доллара в прошлом. Но сегодня это незаменимая мировая валюта. Значимость оплаты контрактов в валюте той или иной страны определяется инвестициями, но саудовцам сложно направлять свои инвестиционные отношения с Китаем.
Что касается сотрудничества с Москвой, то ранее в 2020 году она отклонила просьбу Саудовской Аравии о сокращении добычи с целью повышения цен, причем российские мотивы до сих пор не совсем ясны. Это могут быть двусторонние разногласия по поводу сирийского файла или желание России сохранить свою долю рынка. Однако после ее отказа Саудовская Аравия решила буквально "залить" рынок нефтью с целью снизить цену до одного из самых низких уровней за последние годы. И все это на фоне пандемии.
Наконец, решения Эр-Рияда касательно отношений с Вашингтоном носят скорее тактический, чем стратегический характер. Хотя Королевство, возможно, потеряло всякую надежду на администрацию Байдена и желает прихода к власти другой партии, более внимательной к его интересам, которые заключаются в одновременном сохранении некоторой независимости и американских гарантий в области безопасности.
В долгосрочной перспективе самое опасное, с чем могут столкнуться саудовцы — это создание Вашингтоном альянса покупателей нефти, который за счет внутренней координации обретет большую власть для оказания сильного давления на экспортеров и влияния на рыночные цены. Не стоит забывать и о других благоприятных для этого факторах, включая альтернативную энергетику, открытие новых месторождений нефти и необходимость стран Персидского залива в гарантиях в области безопасности.

От Вашингтона не сбежать

Большинство проблем Саудовской Аравии является естественным результатом прежней политики, где можно выделить два важных момента. Во-первых, многие политические решения, которые она хочет принять, очень запоздалые. Это касается диверсификации экономики, снижения зависимости от нефти и создания мощной экономики, способной выстоять в постнефтяную эпоху. Во-вторых, такое промедление создало в Саудовской Аравии ситуацию, которая лежит в основе легитимности ее режима. Как правило, такие страны зависят от доходов от нефти и их распределения. Отход от такой модели означает необходимость кардинальных изменений в политике, обществе и многих других сферах.
Рассмотрим детальнее вопрос о безопасности Саудовской Аравии. В нем есть два момента, объясняющих роль Америки, а также ограничения на пути к дальнейшему сотрудничеству с Россией и Китаем.

Уровень и интенсивность отношений

Данные о продажах вооружений Саудовской Аравии демонстрируют очень высокую зависимость от Запада, в целом, и Соединенных Штатов, в частности. Так, на США приходится 60% поставок, а за ними следуют Великобритания (18%), Франция, Испания и Германия.
Китай и Россия занимают шестое и седьмое места соответственно. Но продажи двух стран Эр-Рияду не достигают даже 1% и вряд ли значительно увеличатся за короткий период.
Диверсифицировать импорт вооружений намного сложнее, чем поставки пшеницы. Первый предполагает также наличие программ по подготовке военных, создание инфраструктуры, подходящей для одних видов оружия и не подходящей для других, заключение долгосрочных контрактов на поставку боеприпасов и техобслуживание и многое другое.
То же самое можно сказать о саудовских военных базах внутри и за пределами страны, комплексно выполняющих возложенную на них роль. Также есть две базы в Бахрейне, одна в Джибути, двенадцать в Ираке, восемь в Кувейте, одна в Катаре и две базы в Турции. В общей сложности это 31 военная база, которые нельзя заменить другими, несмотря на снижение их значимости в последние годы.
Вне всякого сомнения, Москва и Пекин стремятся к глобальному влиянию, но им известно, что непосредственные задачи каждого из них в настоящее время ограничены соседними территориями. Для первой это Украина и Восточная Европа, вышедшие на первый план после сокращения присутствия в Сирии, а для второго — Тайвань. У китайцев есть лишь одна военная база за пределами страны и находится она в Джибути. В этом году было подписано соглашение о сотрудничестве с Саудовской Аравией в развитии этого объекта. Но мы не должны забывать о базах Запада в регионе, благодаря которым он играет важную роль в обеспечении безопасности и стабильности стран Персидского залива.

Выгоды от сотрудничества Саудовской Аравии с Китаем и Россией ограничены

Главная причина — это военная доктрина Королевства, которую нам нет нужды рассматривать подробно, так как она по сути повторяет американский документ.
Сначала Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива полагались на поддержку Ирака перед лицом Ирана. После решения Саддама Хусейна о вторжении в Кувейт они сделали ставку на Америку, а затем потребовали от нее действий против иранцев.
Наконец, саудовский опыт прямого участия в войне в Йемене продемонстрировал, в какой именно поддержке из-за рубежа Эр-Рияд нуждается. Это обеспечение превосходства в воздухе и современные технологии, способные сократить человеческие потери.
Такая стратегия дополняется опорой на союзников в самом Йемене (включая наемников из частных военных компаний), особенно при проведении наиболее сложных наземных операций.
Как следствие, Саудовская Аравия должна выбирать между своей потребностью в западном оружии и изменением военной стратегии в соответствии с возможностями России и Китая, которые, в свою очередь, рассчитаны на ведение конфликтов, качественно отличающихся от саудовских.
Ситуация на других уровнях еще сложнее, так как Россия и Китай не имеют ни присутствия в регионе, ни инфраструктуры, ни военного опыта, сравнимых с США, ни уже существующих программ военной подготовки. Другими словами, Эр-Рияд будет по-прежнему нуждаться в американцах.
Более того, их долгосрочные интересы не совпадают, в то время как общие интересы Вашингтона и Эр-Рияда определяли развитие региона последние десятилетия.
Даже если бы Саудовская Аравия захотела радикально изменить, диверсифицировать и укрепить свои отношения с Россией и Китаем, лишить американцев влияния в регионе будет сложно, Америка не сдаст свои позиции в угоду противникам. Даже если это потребует нарушить нормы международного права, как в случае с Ираком.