Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия избежала экономического краха, обещанного Брюно Ле Мэром

Le Monde: экономика России оказалась куда более стойкой, чем предполагал Запад

© Ирина Калашникова / Перейти в фотобанкПервое заседание нового кабинета министров Франции
Первое заседание нового кабинета министров Франции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия избежала "краха", который ей предсказывал министр экономики Франции Брюно Ле Мэр в первые часы после введения санкций, констатирует автор статьи в Le Monde. Он перечисляет факторы, которые объясняют эту экономическую устойчивость.
Несмотря на девять пакетов санкций, введенных Европейским союзом после начала спецоперации на Украине, экономический спад в России в 2022 году был ограниченным. В своей статье Жан-Мишель Беза перечисляет факторы, которые объясняют эту устойчивость.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Западные экономисты подобны врачам, склонившимся над тяжелобольным пациентом в недоумении: ну сколько же, черт возьми, он еще протянет? Пациент в данном случае — это Россия, а потому понятны эмоции и затруднения врачей при попытке дать реальный анализ его реального состояния здоровья. Ясно только одно: Россия избежала "краха", который ей предсказывал министр экономики Франции Брюно Ле Мэр в первые часы после начала конфликта на Украине и введения западных санкций. А санкции против России шли по нарастающей и составили девять пакетов, внедрявшихся в отношении "пациента" с марта 2022 года по настоящее время.

МВФ предсказывает России рост

А тут еще Международный валютный фонд выдал нам в конце января "сюрприз", озвучив диагноз, столь же разочаровывающий для Запада, сколь и обнадеживающий для Владимира Путина: рецессия в России ограничилась 2,2% в 2022 году, что далеко от спада в 8,5%, публично обещанного западными экономистами в марте 2022 года. Рост ВВП должен составить 0,3% в этом году и 2,1% в 2024 году. Получается, что Россия растет быстрее Еврозоны: у Еврозоны ожидается рост в 1,6%, то есть меньший, чем в России! Таким образом, если не произойдет поворота вспять этой тенденции, придется признать: есть данные, свидетельствующие о сопротивляемости России экономическим санкциям.
Несколько факторов объясняют эту видимую устойчивость. Начнем с политики ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной, которая стабилизировала курс рубля с начала конфликта и избежала инфляционного всплеска. У страны также есть значительные валютные резервы, полученные за счет нефти. Тут Россию не проняла даже заморозка 300 миллиардов долларов в западных банках и активах. После введения санкций, призванных наказать Россию за присоединение Крыма в 2014 году, вместо голода и холода в стране наблюдается развитие местного производства (продуктов питания, текстиля и т. д.).
Таможенные данные также указывают на заметное увеличение импорта, проходящего транзитом через бывшие советские республики, такие как Армения и Казахстан. Перевозятся и товары, содержащие микропроцессоры, а Турция остается доступной для поездок россиян и на самолетах и через граничащий с ней Кавказ. Китай поставляет необходимые для российской оборонки запчасти. А урожай пшеницы в 2022 году был небывалым, что можно отнести к немногим достижениям путинской эпохи, наравне с экспортом через Росатом технологий мирного атома.

Сомнительная статистика

Закрытие подводных газопроводов и постепенная остановка наземных потоков также не помешали увеличить газовые доходы на 80% (138 миллиардов долларов). Военную машину России никак не удается задушить экономически, ее подпитывает "черное золото" — нефть, главная статья доходов бюджета.
МВФ признает, что страна никак не начнет испытывать трудности из-за эмбарго на морские перевозки нефти, действующее с 5 декабря. Свой нефтяной экспорт Россия перенаправляет к альтернативным покупателям, а именно к крупным соседям, отказывающимся от санкций (Китай, Индия, Турция). А иногда русские идут на такую хитрость, как перегрузка нефти на "корабли-призраки" с неизвестным флагом и постоянно меняющимися маршрутами. Так же не давали себя разорить западными санкциями нефтяные экспортеры в Иране и Венесуэле.
Флаги у здания Европарламента в Страсбурге - ИноСМИ, 1920, 14.02.2023
Новый десятый пакет антироссийских санкций Евросоюза направлен на борьбу с обходом введенных ранее ограничений
По оценкам Международного энергетического агентства несмотря на то, что нефть марки Urals дисконтирована по отношению к марке Brent, в 2022 году Москва заработала 218 миллиардов нефтедолларов. У рынка так мало резервных мощностей, что Запад втихомолку приветствует миллионы российских баррелей на своих рынках, чтобы избежать скачка цен выше 100 долларов. Тем более, что ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией и Россией максимально аккуратно управляет потоками и, объявив 10 февраля о падении добычи на 5%, Москва играет на нервах западных стран, при этом не скрывая, что ей нужны высокие цены, чтобы компенсировать падение объемов. Все это не мешает нам оставаться в недоумении по поводу того, что МВФ осторожно называет "прогнозами". По трем причинам.

Первая причина

Первой причиной является статистика. После ревизии, проведенной Кремлем, статистические данные сомнительны. Такая цензура наносит ущерб экономике, говорит с сожалением глава Центробанка Эльвира Набиуллина, которая призывает к тому, чтобы всем были видны и слабости российской экономики. Но пока что статистика позволяет Владимиру Путину утверждать, что страна противостоит беспрецедентным санкциям и "сохраняет стабильность рынка труда". Хотя нам не стоит забывать и другую сторону медали: целые отрасли промышленности работают в замедленном темпе или остановлены (автомобилестроение, самолетостроение). Есть информация, что в некоторых отраслях наконец-то наступила нехватка рабочей силы. Хочется отметить, что отчасти эта нехватка возникла из-за военной мобилизации 300 тысяч человек (возможно, будет больше в 2023 году) и бегства сотен тысяч образованных молодых людей от призыва на военную службу.

Опасные колебания мировых цен

Не добавляет ясности российской экономике и украинский конфликт. "Во время войны валовой внутренний продукт не является хорошим показателем экономической активности", — сообщает бывший главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. Вот и в данном случае "статистика ВВП завышает показатели России", потому что "оборонный сектор растет, и это дает возможность говорить об общем росте", обнадеживает уехавший в ЕС Гуриев, в прошлом занимавший пост экономического советника Путина. Этими новостями Гуриев, инженер по образованию, поделился на сайте международного исследовательского центра Sciences Po, который выражает убежденность в эффективности санкций. Невозможно не согласиться с логикой Гуриева: как можно ставить в один ряд производство танков, которые будут уничтожены через несколько недель вместе с экипажами, и производство промышленных роботов или медицинской техники, улучшающих производительность и благосостояние?

Третья причина: специфика экономики

Есть и третья причина неясности. Очень велика специфика российской экономики.
Москва черпает большую часть своего политического влияния из своего геоэкономического выбора, отмечает другой ведущий западный эксперт, Ричард Коннолли из Бирмингемского университета. А этот выбор оказался широк: с 2000 года Путин успешно сделал экспортными секторами такие "стратегические продукты", помимо углеводородов и оружия, как мирный атом, пшеницу, другую продукцию сельского хозяйства. Тем не менее, отказ Запада от российских углеводородов подвергает Россию опасности пострадать от колебаний мировых цен. Ведь в случае их снижения придет конец притоку нефтедолларов. К тому же Россия вместо того, чтобы, как ЕС, готовиться к "безуглеродному миру", считает, что и углеродная энергия нам еще пригодится. "Москва наращивает спрос на нефть и газ". — отмечает Тома Гомар, директор Французского института международных отношений.
Нефтяные станки-качалки компании «Татнефть» в Альметьевском районе Республики Татарстан - ИноСМИ, 1920, 14.02.2023
В прошлом году Россия пробурила рекордное за десятилетие количество нефтяных скважин, несмотря на санкцииЗа последний год нефтяная промышленность России претерпела самые разительные перемены со времен распада СССР, сообщает Bloomberg. В прошлом году российские компании пробурили рекордное за последние десять лет количество нефтяных скважин – и это несмотря на санкции Запада.
Будучи крупнейшим в мире производителем углеводородов, Россия потеряла значительную часть своих европейских клиентов. К тому же как традиционный поставщик оружия в Китай и Индию Россия сталкивается с конкуренцией со стороны стран, которые теперь имеют собственную оборонную промышленность. Она страдает от западного эмбарго на жизненно важные компоненты и рискует стать вассалом Пекина. Тут стоит повторить еще раз: по западным данным, экономика Китая превосходит российскую в 10 раз. А нам остается надеяться, что Владимир Путин просто предпочитает игнорировать один важный факт. А именно: наш медленнодействующий яд санкций, которые будут усилены в конце февраля, начинает производить свой эффект.