Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демографический метеорит мчится в направлении Польши

Финансист Дудек: демографические проблемы разрушат государственные финансы Польши

© flickr.com / SpirosK photographyПожилые женщины на улице в Вильнюсе
Пожилые женщины на улице в Вильнюсе - ИноСМИ, 1920, 06.03.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Старение польского общества может разрушить государственные финансы, что приведет к неограниченному росту госдолга, заявил Rzeczpospolita финансист Славомир Дудек. Такие прогнозы он сделал, исходя из нынешней ситуации, когда государство ничего не меняет в своей экономической политике.
Анна Чесляк–Врублевска (Anna Cieślak-Wróblewska)
"На нас летит метеорит демографического кризиса", – так президент Института государственных финансов Славомир Дудек (Sławomi Dudek) прокомментировал последние анализы ОЭСР, представленные в рамках анализа состояния польской экономики в 2023 году.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Данные ОЭСР однозначно свидетельствуют о том, что стареющее общество оказывает огромное давление на государственные финансы. Согласно одному из сценариев это может привести к неограниченному увеличению государственного долга, даже до 140 % ВВП Польши в 2050 году. В настоящее время госдолг страны составляет около 55% ВВП.

Пенсионная бедность

Дудек считает, что если бы это произошло, то госдолг составлял бы уже не 1,5 триллиона злотых долга, как сейчас, а достиг отметки в 4 триллиона злотых (в сегодняшних ценах).
Такие черные прогнозы состояния польских финансов сделаны, исходя из нынешней ситуации, когда государство, с одной стороны, реагирует на потребности стареющего общества, а с другой, ничего не меняет в прочих областях своей экономической политики. В Польше растут расходы на пенсии, опеку, здравоохранение и образование пожилых людей, а также расходы, связанные с пенсионной бедностью.
Как отмечается в отчете ОЭСР, так называемая ставка замещения, определяющая, сколько процентов от последних заработков будет составлять пенсия, является в Польше одной из самых низких среди стран ОЭСР. Она составляет сегодня примерно 35%, в то время как средняя ставка может превышать 60%. Между тем, политики обычно не остаются равнодушными к "голодным" пособиям для пожилых людей, что подтверждается хотя бы политикой правительства "Права и справедливости", назначившего выплаты 13–й и 14–й пенсии и более выгодный, чем это было бы предусмотрено законодательством, способ индексаций пособий.

Различные сценарии

Описываемый сценарий также предполагает, что государство не ограничивает другие свои расходы (например, на оборону или общественную безопасность) и не вносит никаких изменений в доходную часть, что приводит к значительному снижению доходов от налогов и сборов.
ОЭСР предлагает и другие возможные варианты развития ситуации. Например, если государство попытается компенсировать затраты на старение населения путем увеличения налогов и взносов, госдолг может остаться примерно на том же уровне, что и сегодня.
Президент РФ Владимир Путин на совместном фотографировании лидеров БРИКС - ИноСМИ, 1920, 27.04.2022
Демография подталкивает Китай, Индию и Россию к тройственному союзуДважды за год США загоняли Китай, Индию и Россию в один и тот же стратегический угол – своим поспешным и позорным выходом из Афганистана и неспособностью разрядить украинский кризис, пишет Asia Times. Помимо этого, у стран есть другие общие интересы, включая демографические.
В сценарии, предусматривающем проведение реформ, государственный долг по отношению к ВВП может даже снизиться. ОЭСР рекомендует такие реформы, как увеличение пенсионного возраста до 67 лет для мужчин и женщин, повышение профессиональной активности населения, снижение регулирования и цифровизация экономики с целью ускорения темпов экономического роста.
Какой из этих сценариев наиболее вероятен? "Возможен любой, все зависит от того, какие действия мы предпримем", – комментирует главный экономист Федерации польских предприятий Лукаш Козловский (Łukasz Kozłowski). "Главное, начать обсуждать это уже сейчас. Причем невзирая на политические разногласия, потому что демографический кризис в перспективе двух-трех десятилетий является фундаментальным вызовом и для государственных финансов, и для экономики", – подчеркивает он.
Согласно прогнозам рабочей группы по вопросам старения при Европейской комиссии, уже примерно к 2055 году число работающих, то есть платящих налоги и взносы, сравняется с числом людей старше 65 лет (а впоследствии может оказаться и ниже). "Еще недавно три налогоплательщика обеспечивали выплату пенсии или пособия одному человеку. Примерно через три десятилетия мы придем к состоянию, когда это соотношение будут один к одному. Если мы хотим, чтобы к этому времени доходы пенсионной системы полностью покрывали расходы, взносы должны быть в несколько раз выше, что было бы непосильным бременем для работающих" – предупреждает Козловский.

Поиск рецепта

Как справиться с этими проблемами? На этот вопрос эксперты постараются ответить 6 марта на конференции "Круглый стол – демографические вызовы", организованной Федерацией польских предпринимателей. Участники мероприятия сосредоточат внимание на сферах, имеющих решающее значение для смягчения последствий демографического кризиса.
С одной стороны, речь идет, например, о продлении профессиональной деятельности пожилых людей. Это было бы возможно в результате увеличения пенсионного возраста, но поскольку в настоящее время эту тему не хочет касаться ни одна политическая группировка, на такое решение проблемы не стоит рассчитывать.

Успех придет не быстро

"В краткосрочной перспективе проще всего было бы увеличить активность общества в целом, особенно людей 50+, путем внедрения гибких форм трудовой деятельности, удаленной работы, неполного рабочего дня, расширения возможностей по трудоустройству для опекунов детей и других подопечных", – перечисляет главный экономист работодателей Польши Камиль Соболевский (Kamil Sobolewski).
"Нам срочно нужна продуманная миграционная политика, поощряющая мигрантов к социальной интеграции, что в среднесрочной перспективе может увеличить ресурсы рынка труда", – добавил Соболевский. "Сегодня очень важна также забота о численности населения, то есть о более высокой рождаемости, хотя результаты мы можем увидеть только в долгосрочной перспективе, не раньше, чем через два десятилетия", – подчеркивает он.
Работа международного аэропорта Рига
Delfi (Латвия): вымираем, уезжаем, но довольны как никогда. Политики и ученые обсудили демографиюТреть жителей Латвии уехала бы в западные страны, если бы представилась такая возможность. В Латвии они не верят в то, что власть защищает их интересы, а также — в свою способность влиять на эту власть. Такими сведения обнародованы на рижской конференции «Демографические вызовы: от знаний к действиям!», на которой ученые и политики искали пути выхода Латвии из ТОП-2 вымирающих наций ЕС.
"Нужно четко понимать, что в сфере демографической политики трудно рассчитывать на быстрые успехи", – комментирует Антоний Колек (Antoni Kolek) из Пенсионного института. "Но меры необходимо предпринимать, причем комплексные и в различных областях", – подчеркивает он. "Возьмем, например, потребности молодых людей, задумывающихся о рождении детей – отмечает Колек. По его словам, денежных выплат (по программе 500+) недостаточно, нужно подумать о повышении доступности жилья, о доступе к более высокооплачиваемым и инновационным рабочим местам, чувстве защищенности беременных женщин и т.д.

Славомир Дудек, президент Института государственных финансов:

"Мы уже находимся в демографическом кризисе: за десятилетие поляков стало меньше почти на 2 миллиона. Траекторию этого кризисного метеорита можно немного изменить, но он обязательно ударит по нам. Ситуацию может смягчить ряд мер: комплексная миграционная политика, повышение профессиональной активности поляков, которая на фоне других стран ЕС является низкой, продление возраста выхода на пенсию и увеличение рождаемости. Хотя в последнем случае реальность неумолима – как показывает практика, даже очень затратные программы не приносят ощутимых результатов. Необходимо также ускорить экономический рост. Здесь важно снижать регулирование экономики и устранять барьеры для предпринимательства".