Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Крупные музеи мира потихоньку переводят предметы искусства из категории русских в категорию украинских

CNN: крупные западные музеи начали называть русские предметы искусства украинскими

© CC BY-SA 4.0 / Kai Pilger / Перейти в фотобанкМетрополитен-музей в Нью-Йорке
Метрополитен-музей в Нью-Йорке - ИноСМИ, 1920, 19.03.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Метрополитен-музей в Нью-Йорке переклассифицировал некоторые картины в своей коллекции из русских в украинские, сообщает CNN. Произошло это под давлением украинских "экспертов", которые считали старое описание "ошибочным". "Под раздачу" попали в том числе Репин и Куинджи.
Музей Метрополитен в Нью-Йорке без лишнего шума переклассифицировал некоторые выставленные там картины. Два художника, которые не так давно еще были русскими, теперь фигурируют в каталогах как украинцы, а картину французского импрессиониста Эдгара Дега под названием "Русская танцовщица" переименовали в "Танцовщицу в украинском наряде".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Для одной женщины из Киева эти изменения стали своего рода отмщением. Журналистка и историк искусства Оксана Семеник уже много месяцев проводит активную кампанию, призванную убедить галереи и музеи в Соединенных Штатах в необходимости переклассифицировать предметы искусства, которые, по ее словам, ошибочно преподносятся как русские.
В музее Метрополитен в Нью-Йорке в число таких произведений искусства попали работы Ильи Репина и Архипа Куинджи – художников, чьим родным языком был украинский и которые на своих полотнах запечатлели множество картин из жизни украинцев, хотя при их жизни этот регион был частью Российской империи.
Теперь Репин, известный художник XIX века, родившийся на территории современной Украины, значится в каталоге Метрополитен-музея как "украинец, родившийся в Российской империи", а в начале описаний каждой его работы теперь говорится, что "Репин родился в провинциальном украинском городе Чугуев, когда тот еще был частью Российской империи".
На своей странице в Твиттере под названием "Ukrainian Art History" ("История украинского искусства"), на которую подписаны более 17 тысяч пользователей, Семеник утверждает, что "все знаменитые пейзажи Репина – об Украине, Днепре и степях. Но они также об украинском народе".
Спасенные экспонаты Мариупольского краеведческого музея в Донецке - ИноСМИ, 1920, 04.03.2023
Сотрудники музея Metropolitan не смогли объяснить, почему у них Куинджи "стал" украинцем
Куинджи, один из менее известных современников Репина, родился в Мариуполе в 1842 году, когда этот украинский город входил в состав Российской империи. Данные о его национальности в каталогах Метрополитен-музея тоже были обновлены. Теперь в описании картины Куинджи под названием "Красный закат" говорится, что "в марте 2022 года Художественный музей Куинджи в Мариуполе, Украина, был разрушен в результате авиаудара".
Отвечая на вопрос о переименовании и переклассификации предметов искусства, представители музея Метрополитен сообщили, что они "непрерывно исследуют и изучают предметы в коллекции, чтобы найти наиболее подходящий и точный способ каталогизировать их и представить посетителям. Информация об этих работах, содержащаяся в каталогах музея, была обновлена по итогам исследования, которое проводилось в сотрудничестве с экспертами в этой области".
В январе, отвечая на вопрос касательно картины Дега, которая теперь называется "Танцовщица в украинском наряде", представитель музея сказал Семеник, что они находятся "в процессе изучения так называемых “Русских танцовщиц” Дега совместно с экспертами в этой области и ищут наиболее подходящий и точный способ представить эту работу".
"Мы благодарны за вклад, который вносят посетители. Ваши ценные отзывы способствуют успеху этого процесса".

Личная миссия

В интервью CNN Семеник призналась, что она постаралась перенаправить свой гнев, вызванный российской специальной военной операцией, в русло усилий по продвижению художественного наследия Украины. Теперь она использует свою страницу в Твиттере, чтобы рассказывать всему миру об украинском искусстве.
Семеник очень повезло, что она жива. В марте прошлого года она несколько недель находилась в ловушке в Буче. Семеник пряталась в подвале здания детского сада, прежде чем ей и ее мужу удалось выбраться оттуда и спастись, пройдя пешком около 20 километров.
Она начала свою кампанию после визита в Ратгерский университет в Нью-Джерси в прошлом году. Помогая кураторам, она с удивлением обнаружила, что художников, которых она всегда считала украинскими, там называли русскими.
"Я поняла, что работы многих украинских художников попали в коллекцию произведений русского искусства. Из 900 так называемых русских художников 70 были украинцами, а 18 – уроженцами других стран", – пояснила она.
Семеник изучила коллекции других американских музеев – в частности Метрополитен-музея и Музея современного искусства в Нью-Йорке и Филадельфии, – и обнаружила ту же тенденцию: украинские художники и украинские пейзажи были представлен как русские.
Тогда она начала писать письма в музеи и галереи. Поначалу приходившие ей ответы были формальными и уклончивыми. "И тогда я по-настоящему разозлилась", – сказала она. За этим последовал долгий диалог с кураторами, который длился несколько месяцев.

"С какой стати она русская?"

Семеник не одинока, есть и другие украинцы, которые публично призывают к внесению изменений. В прошлом году Олеся Хромейчук, чьего брата убили на фронте на востоке Украины в 2017 году, написала в немецкой газете Der Spiegel, что "каждый поход в лондонскую галерею или музей с экспонатами из мира искусства или кино Советского Союза обнаруживает сознательную или излишне упрощенную ошибочную интерпретацию этого региона как одной бесконечной России, – каким его хотелось бы видеть нынешнему президенту Российской Федерации".
Памятник Советской армии в Софии, Болгария - ИноСМИ, 1920, 12.03.2023
Перенесут ли, наконец, памятник Советской армии? (Подсказка: вряд ли)Памятник Советской армии в болгарской столице в очередной раз стал причиной общественных разногласий, пишет "Капитал". На этот раз надежды на то, что его уберут из центра города, больше, считает автор статьи. Он указывает на "беспроигрышный", по его мнению, вариант.
Под давлением нескольких украинских ученых Национальная галерея в Лондоне изменила название находящейся в ее коллекции работы Эдгара Дега на которой изображены две женщины в желтых и синих лентах, то есть лентах цветов украинского флага, с "Русские танцовщицы" на "Украинские танцовщицы". В апреле прошлого года представители галереи сообщили газете Guardian, что это был "подходящий момент для того, чтобы обновить название картины, дабы оно лучше отражало ее тему".
По словам Семеник, она все еще ведет диалог с Музеем современного искусства в Нью-Йорке, представитель которого сказал в интервью CNN, что они рады любой информации о работах, собранных в коллекции музея. "Описания национальности могут оказаться очень сложной задачей, особенно если речь идет о посмертной атрибуции. Мы применяем строгие передовые методы исследования и составляем описания с учетом установленной национальности художника на момент смерти и рождения, динамики эмиграции и иммиграции, а также меняющихся геополитических границ".
Семеник хотелось бы, чтобы Музей современного искусства обновил информацию и по Александре Экстер, которая на сайте музея значится как русская художница.
"Она жила в Москве с 1920 по 1924 год. Она жила на Украине с 1885 по 1920 год, то есть целых 35 лет. А еще она 25 лет прожила во Франции. С какой стати она русская?" – говорит она.
По словам Семеник, развернутая кампания сделала ее мишенью агрессивных нападок со стороны российских пользователей соцсетей, но она считает это своего рода комплиментом. Семеник утверждает, что ее работа – это ее собственный способ оказывать сопротивление России.
Но она признается, что ей предстоит проделать еще очень много работы. Существуют десятки книг по русскому искусству и множество университетских курсов, посвященных России, а исследований, посвященных художественному наследию Украины, практически нет.
Семеник признается, что ее решимость подпитывается теми страшными испытаниями, с которыми она столкнулась в начале российской специальной военной операции.
Сейчас она живет в Киеве и изучает то, как авария на Чернобыльской АЭС повлияла на украинское искусство. Однако она продолжает вести диалог с западными музеями и галереями, убеждая их признать самобытное художественное наследие Украины – со спокойной настойчивостью, которая уже помогла изменить мнение экспертов в знаменитом Метрополитен-музее.
Автор статьи: Тим Листер (Tim Lister)