Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Призрачное присутствие Китая на индо-американском празднике

© AP Photo / Willy KurniawanПремьер-министр Индии Нарендра Моди на саммите лидеров G20 в Нуса-Дуа, Бали. 16 ноября 2022 года
Премьер-министр Индии Нарендра Моди на саммите лидеров G20 в Нуса-Дуа, Бали. 16 ноября 2022 года - ИноСМИ, 1920, 23.06.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ненависть правящих кругов США к Китаю дошла до той точки, когда Вашингтон готов искать любых ненавистников Поднебесной ради союза против Пекина, пишет автор статьи для CNN. Ситуацией решила воспользоваться Индия, у которой с Китаем старые счеты. Но в США предупреждают: Байден зря предает принципы.
Индийский премьер-министр Нарендра Моди удостоился самых высоких почестей, какие может оказать Америка зарубежному руководителю. Но на всем протяжении этого государственного визита над Вашингтоном и над перспективами американо-индийских отношений парил призрак незваного гостя.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Рост Китая, а также крепнущая уверенность, что из-за этого роста США держат курс на столкновение с этой азиатской державой, стали движущей силой к улучшению отношений между Вашингтоном и Нью-Дели. Именно поэтому президент Джо Байден и конгресс оказали Моди такие почести, хотя популистско-националистическое правительство этой страны ущемляет права человека, свободу прессы, а также подавляет политические и религиозные свободы. Байдену пришлось забыть о явном противоречии этих действий Моди его, байденовскому, стремлению к "глобальной демократии".
Байден предельно ясно дал понять, что считает Индию важной силой, помогающей сохранить международный порядок с западом во главе и набор основанных на написанных кем-то на Западе "правилах" принципов и ценностей, которым бросил вызов Китай. Но, несмотря на всю помпезность и эффектность оказанного Моди приема, возникают серьезные вопросы насчет того, считает ли себя Нью-Дели ключевым звеном американской дипломатической стратегии? Или индийцы просто стремятся использовать потепление в отношениях с Вашингтоном к собственной выгоде? Так, совершенно непонятно, поддержит ли Индия в полной мере Байдена, если все более опасная конфронтация между США и Китаем перерастет в полномасштабное военное или дипломатическое противостояние.
Фоном для визита Моди стала ссора из-за китайского шпионского аэростата, пролетевшего в этом году над территорией США. Байден только что снова разжег пламя этой ссоры, публично назвав китайского руководителя Си Цзиньпина опозорившимся с этим самым шаром "диктатором". В условиях конфронтации с КНР усиливающееся стратегическое влияние антикитайской Индии может оказаться очень ценным для США.
Президент США Джо Байден (слева) беседует с премьер-министром Индии Нарендрой Моди во время саммита G20 в Нуса-Дуа, Бали, Индонезия, вторник, 15 ноября 2022 г.
Что нужно знать о визите Моди и американо-индийских отношенияхВизит Моди крайне важен для американо-индийских отношений, поскольку США стремятся упрочить союз против российской силы и экономического влияния Китая, пишет NYT. При этом Байден старательно обходит проблемы демократии, возникшие в Индии при нынешнем лидере.
Президент в четверг отказался подтвердить, что своими высказываниями, прозвучавшими в непринужденной обстановке мероприятия по сбору средств для Демократической партии, он пустил под откос собственные попытки спасти американо-китайские отношения. Но сегодня эти отношения и так в отвратительном состоянии. Байден в итоге сказал, что намерен и дальше называть вещи своими именами, как это ему видится. А еще он противопоставил связи Вашингтона с Пекином американо-индийским отношениям.
"Одна из основополагающих причин, почему американо-китайские отношения не на том уровне, как отношения США и Индии, на мой взгляд, состоит в том, что мы с индийцами глубоко уважаем друг друга, будучи жителями демократий", — сказал Байден.
Решение Байдена возвести визит Моди в высокий ранг государственного, что при нем случается очень редко, указывает на мощное стремление США завлечь Индию на западную орбиту. Этот процесс начался еще при администрации Клинтона, а президенты Джордж Буш, Барак Обама и Дональд Трамп его ускорили. Как и большинство его предшественников, Байден указал на политический эффект взаимного усиления в системах государственного управления Индии и США, которые когда-то были британскими колониями.
Сближение Байдена с Моди поставило его в довольно странное положение. Президента начали хвалить некоторые республиканцы, стремящиеся проводить еще более жесткую антикитайскую политику и часто обвиняющие его в мягкотелости по отношению к Пекину. По сути дела, Байден прикрыл Моди на пресс-конференции, убедив индийского премьера пойти на необычный шаг и ответить на вопросы.
"Мы верим в достоинство каждого гражданина, и это в ДНК у американцев. И я считаю, что это в ДНК и у индийцев. Мы верим, что весь мир должен быть заинтересован в нашем успехе, то есть в успехе обеих наших стран, а также в сохранении наших демократий, — заявил Байден. — Поэтому мы стали привлекательными друг для друга партнерами, что позволяет нам расширять сеть демократических институтов по всему миру".
Моди, между тем, произнес именно те слова, которые хотели от него услышать американские хозяева. Он сказал, что индийско-американские отношения важны как никогда, и подчеркнул, что две страны могут "добиться успеха в укреплении положительных качеств всего мира".
Но не посягнул ли Байден на свои ценности, пытаясь завербовать в антикитайский фронт нового члена?
Теплый прием, оказанный им индийскому премьеру, вызвал критику в адрес Байдена. Соотечественники упрекали его в том, что низкопоклонством перед индусом он растоптал собственные призывы к сохранению глобальной демократии, прав человека и свободы прессы. Ведь Индия при Моди отходит от демократических норм.
"Для уверенного продвижения этих ценностей на мировой арене мы должны одинаково применять их как к друзьям, так и к врагам, поступая в соответствии с теми же принципами, которые действуют в США", — написала группа из 70 законодателей-демократов в письме президенту о визите Моди.
Такой же критике Байден подвергся в прошлом году, когда отправился в Саудовскую Аравию и приветствовал там наследного принца Мухаммеда ибн Салмана, хотя во время предвыборной кампании в 2020 году обещал, что превратит это королевство в изгоя из-за убийства в саудовском консульстве в Стамбуле обозревателя Washington Post Джамаля Хашогги.
Байдену остается оправдываться "общей целью". Общая цель Байдена — это сохранение международного либерального порядка, который подвергается атакам со стороны Китая и России. Это может защитить его от критики, которая звучит всякий раз, когда президент пытается представить нравственные обоснования для американской внешней политики, а потом неизбежно подвергается нападкам за то, что презренные деньги и жалкие геополитические интересы для него важнее ключевых американских ценностей.
Об этой непростой и парадоксальной ситуации рассказал и Барак Обама, давая в четверг эксклюзивное интервью Си-Эн-Эн.
"Смотрите, это сложно, — заявил Обама телеведущей Кристиан Аманпур (Christiane Amanpour). — У президента США много обязанностей. Когда я был президентом, мне в некоторых случаях приходилось иметь дела с такими союзниками, которые, если говорить неофициально, руководят своими правительствами и своими политическими партиями отнюдь не демократически".
Президент США Джо Байден (слева) беседует с премьер-министром Индии Нарендрой Моди во время саммита G20 в Нуса-Дуа, Бали, Индонезия, вторник, 15 ноября 2022 г.
Позиции США и Индии по Пакистану и России не совпадают, но в целом довольно близкиСША не могут отказаться от выгодного партнерства с Индией, пишет The Print. Однако всеобъемлющим его вряд ли назовешь: вопросы военного и торгового сотрудничества Вашингтон и Нью-Дели проработали на "отлично", но за тему России страны получают "неуд", пишет автор статьи.

Китайский фактор

Моди прибыл с визитом в Вашингтон в период, когда обе партии в США оказались практически едины во мнении о том, что усиливающийся Китай бросает опасный вызов американской власти и влиянию, а также всей установленной Западом системе экономических и политических правил. Для них желание сдержать Китай важнее, чем стремление решить проблемы с демократией в Индии, хотя эти проблемы становятся все более острыми. Например, в марте главный лидер оппозиции Рахул Ганди (Rahul Gandhi) был изгнан из парламента, когда его осудили по делу о клевете и оскорблении Моди. Критики назвали это дело политически мотивированным. Власти также проводят обыски в редакциях зарубежных и местных изданий, и все чаще преследуют людей за веру.
На этой неделе американские официальные лица настойчиво утверждали, что визит Моди не имеет отношения к Китаю. Но в наши дни в Вашингтоне практически все имеет отношение к Китаю.
Сенатор-республиканец из Флориды Марко Рубио, часто говорящий о необходимости бороться с самовластием за рубежом, в своем заявлении кратко охарактеризовал атмосферу вокруг визита Моди.
"Экономические и военные интересы наших стран совпадают по многим неотложных вопросам, особенно из-за нарастающей агрессивности Коммунистической партии Китая в Гималаях и в Индийском океане", — заявил этот заместитель председателя сенатского комитета по разведке.
С точки зрения Вашингтона, Индия является многообещающим партнером, поскольку пытается противостоять Китаю. Кроме того, администрация Байдена укрепляет военную составляющую своих альянсов с Японией и Австралией, а также восстанавливает взаимодействие с Филиппинами в рамках инициативы, которая позволит США разместить больше войск на территории этого давнего союзника, который порой флиртует с Китаем. Индийской экономике выгодно стремление западных стран отказаться от китайских цепочек поставок. Пандемия СOVID-19 и скачок инфляции показали, какой болезненной может быть чрезмерная зависимость от производственной базы, не защищенной от политической конфронтации.
Между тем, из-за напряженности и перестрелок на протяженной границе Китая с Индией возникает вопрос о том, не является ли Пекин для Нью-Дели более опасным врагом, чем Пакистан. Индия стала членом Четырехстороннего диалога по безопасности, в котором также участвуют лидеры Австралии, Японии и США, встречавшиеся недавно в Японии.

Отблагодарит ли Индия США за такое щедрое внимание?

Выступая в четверг на совместном заседании конгресса, Моди поддержал позицию США и осудил Пекин за его территориальные притязания, которые не признаны международным правом. По его словам, Индия разделяет американскую концепцию "открытого, свободного и инклюзивного Индо-Тихоокеанского региона", где действуют правила свободы судоходства, как это определено нормами международного права, и выступает против господства какой-то одной страны.
Даже на завуалированном языке международной дипломатии эти комментарии являются важным подтверждением сближения с американской позицией и сигналом Китаю.
Но мир зачастую ведет себя не так, как рассчитывают творцы политики из Вашингтона. Сейчас много говорят о том, что Байден якобы нарушает свои принципы в вопросах демократии. Но на этой неделе гораздо меньше внимания было уделено тому, каких дивидендов стоит ждать Америке от интенсивных контактов с Индией. Ведь Нью-Дели может просто прикарманить значительные выгоды, а сама будет по-прежнему идти своим путем.
Одним из самых значительных практических результатов саммита стало соглашение, в рамках которого General Electric в партнерстве с индийской фирмой будет производить двигатели для истребителей. До этого Индия на протяжении многих лет делала ставку на советское и российское оружие. Данное соглашение стало сигналом для Пекина и Москвы, которые являются основными противниками Америки.
Никто в Вашингтоне не рассчитывает, что Индия официально станет союзницей США. Она всегда выступала против попыток втянуть ее в альянсы, а сейчас позиционирует себя в качестве лидера развивающегося мира. Иногда ее политика входит в противоречие с курсом США. Например, она охотно покупает дешевую российскую нефть, несмотря на санкции, введенные против Москвы за ее спецоперацию на Украине. И несмотря на более тесные военные связи, Индия вряд ли встанет на сторону США в случае военной конфронтации с Китаем из-за Тайваня или из-за Южно-Китайского моря.
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Японию для участия в саммите Группы двадцати - ИноСМИ, 1920, 21.04.2023
Куда идет Индия? Западу нужно укреплять единство, чтобы не допустить сближения Индии с Китаем и Россией Запад не должен допустить дрейфа Индии в сторону Китая и России, пишет Nihon Keizai. В противостоянии "демократий и автократий" позиция Нью-Дели сыграет ключевую роль. Япония может помочь Западу перетянуть Индию в свой лагерь.
Эшли Теллис (Ashley Tellis), ставший в администрации Буша одним из архитекторов соглашения с Индией о сотрудничестве в области гражданской атомной энергетики, которое положило начало отраслевому взаимодействию с Нью-Дели, в прошлом месяце выступил с предупреждением, что США ошибаются, делая ставку на Моди.
"Существенная слабость Индии в сравнении с Китаем, а также ее неустранимая географическая близость к этой стране являются гарантией, что Нью-Дели никогда не втянется в американскую конфронтацию с Пекином, если только не возникнет прямая угроза собственной безопасности Индии", — написал Теллис в издании Foreign Affairs.
"Индия ценит сотрудничество с Вашингтоном за те ощутимые выгоды, которые оно дает, однако не считает, что она, в свою очередь, обязана материально поддерживать Соединенные Штаты в том или ином кризисе, пусть даже это будет общая угроза, такая как Китай".
Такая точка зрения подтверждает, что у Индии и США могут быть разные виды на их постоянно крепнущие взаимоотношения. И Байден в итоге может разочароваться в тех дивидендах, которые он получит за свое внимание к Моди.
Но когда буквально все внешнеполитические вопросы в итоге сводятся к конфронтации с Китаем, США выгодны даже самые незначительные и постепенные успехи этого визита.
Автор: Стивен Коллинсон (Stephen Collinson)