Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Объединенные выбором. Станет ли идеализация России могилой для европейской свободы и разнообразия?

© РИА Новости В. Бабайлов / Перейти в фотобанкРепродукция картины "Всадники Апокалипсиса"
Репродукция картины Всадники Апокалипсиса - ИноСМИ, 1920, 02.07.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейцы так и не перестали идеализировать Россию, пишет Forum 24. Сейчас зараженная вирусом российского империализма элита ЕС стремится из разнообразных европейских народов сотворить один народ Евросоюза. Она по примеру России насаждает централизацию и единый культурный образец, считает автор статьи.
Вооруженный конфликт России и Украины уничтожил миф о непобедимости русской армии, которая вызывала у европейцев такой страх и была главной, хотя и не единственной причиной для Запада уважать Россию. Вторым столпом этого уважения была идеализация Москвы, несмотря на все жестокие и варварские преступления, которые она совершила в прошлом и настоящем. Однако спецоперация против Украины сбросила все маски. Реализм подсказывает, что это все временно.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Мягкая сила" России до сих пор привлекала. Россия много инвестировала в формирование своего образа в мире. Явно или скрыто она не только подкупала таких политиков, как Герхард Шредер и разных бывших канцлеров Австрии, но и вкладывала немало денег в пропаганду российской культуры и распространение положительного мнения о себе самой.
В этом России помогал тот факт, что русская культура пользовалась на Западе большим признанием. Русскими писателями, такими как Достоевский, Толстой, а также Пушкин, Гоголь, Чехов, Лермонтов, Набоков и Бунин, восхищались раньше и восхищаются сейчас, как и русскими композиторами Чайковским, Мусоргским и Рахманиновым.
Современные русские музыкальные деятели, такие как певица Анна Нетребко и дирижер Валерий Гергиев, были всегда нарасхват. На французских курортах, в Ницце или Биарриц, все еще помнят элегантных русских аристократов, а в Баден-Бадене нет-нет да вспоминают Достоевского. Царский деспотизм и унылая обыденность в России отодвигались на второй план. До сих пор они остаются лишь фоном для знаменитых произведений и глубины "русской души". О преступлениях коммунизма чаще всего говорят как о том, что не имеет с сущностью России ничего общего.

Нам нужна деколонизация славистики

Россия была ближе Европе, чем Польша и ряд государств и народов Центральной Европы, о культуре которых знали мало, недооценивали ею и пренебрегали. Польская культура всегда шла далеко позади русской и воспринималась как отягощенная грехом "антирусскости" и непопулярного польского "национализма". России же, напротив, прощался даже "антисемитизм".
Русские евреи оставались воспевателями и посланниками русской культуры, а большинство польских евреев распространяли и распространяют очень мрачный стереотипный образ Польши как государства национализма и антисемитизма. Зарубежные ученые, которые занимаются Польшей, как правило, не скрывают своей неприязни к тому, что образует столпы польской культуры (я имею в виду польскую романтическо-повстанческую традицию), а специалисты по России до сих пор были готовы оправдать любой, даже самый жестокий и отвратительный аспект русской идентичности.
Флаги с символикой Евросоюза в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 20.10.2022
Жозеп Боррель и культурный империализм ЕСГлава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель ведет мировую культурную войну, считает автор Spiked. Прежде всего она нацелена на "туземцев" Восточной Европы. Их нельзя назвать цивилизованными, но они "поддаются обучению".
На университетских факультетах и в институтах славистики и истории Восточной Европы царили поклонники России. Когда я много лет назад на одном конгрессе славистов спросил немецких коллег, кто из них занимается украинским языком и культурой, то они только подивились, как можно такую "сельскую культуру" считать предметом достойным интереса. Без всяких сомнений как само собой разумеющееся воспринималось, что Россия — преемница Киевской Руси, и что ее экспансия обоснована и представляет собой справедливое "объединение русских земель". Даже литература ГУЛАГа вызывала восхищение Россией. Восхищение размерами ее преступлений, ее страданий и противоречий.
Россия казалась коллективным Раскольниковым, который по-настоящему готов убить старуху топором, но делает это по глубоко духовным причинам. Он обворовывает и истязает жертву, но к этому его подталкивают высшие цели. Профессор Эва Томпсон недавно на сайте deliberatio.euнаписала о необходимости деколонизации славистики. Ее переломная книга "Имперское знание" вышла еще в 2000 году, но явный и агрессивный империализм русской литературы и культуры по-прежнему мало кого беспокоил.

Симпатии к России слева и справа

Сейчас появляются самокритичные статьи специалистов по России. В конце концов, у нас идет смена эпохи (нем. Zeitenwende — прим. авт.), и нужно подготовиться к новому времени. Но Россию по-прежнему оправдывают. Недавно у меня была возможность послушать доклад одной немецкой исследовательницы пушкинской "Полтавы". В докладе она убеждала слушателей в критическом отношении Пушкина к Петру Первому, которое из-за цензуры было скрыто за хвалебными речами. Точно так же можно было бы утверждать, что такие стихи, как "Бородинская годовщина", "Клеветникам России" и "Перед гробницею святой…", выражают симпатию к польским устремлениям получить независимость.
России симпатизировали и симпатизируют как левые, которые так до конца и не отказались от Бакунина и Ленина, а тем более от Троцкого и других своих русских праотцов, так и правые. Путинская Россия вызывала надежды у западноевропейских правых. Путин преподносился как защитник нормального и противник крайних, революционных тенденций, разрушающих основные социальные институты и нормы. В западных странах многие из тех, кто придерживается консервативных и правых воззрений, поверили в эту репутацию. В их представлениях Россия могла так же, как во времена Священного союза, встать на защиту порядка в Европе, в том числе в области ценностей. Лучший пример того, как Владимир Путин намеренно вызвал эти бесплотные надежды, — Духовный и культурный центр русского православия, который открылся несколько лет назад в Париже.
Наиболее ценными с российской точки зрения и наиболее вредными для Европы было влияние не на экстремистскую среду, а на правящие элиты вне зависимости от их принадлежности к "правым центристам" или "левым центристам". В Германии возникла целая пророссийская сеть в политической, экономической и культурной областях, которую теперь с опозданием разоблачают СМИ. Недавно вышла книга "Московские связи. Сеть Шредера и немецкий путь к независимости", в которой раскрывается огромное количество связей России с Социал-демократической партией Германии, пожалуй, самой пророссийской в современной Европе. Но такую же книгу, вероятно, можно было бы написать и о "Христианско-демократическом союзе Германии" или австрийских христианских демократах. Австрия — страна, глубоко пораженная российским влиянием, о чем недавно начали писать "Политико" и "Вельт". То же можно сказать о Франции.

Концепция упадочного Запада

Однако сила российского влияния проистекала не только из денег или исторической памяти о роли России в Европе и ее достижений в культуре, но и из слабости современного "Запада", из признаков упадка, из идеологических перегибов, интеллектуальных и нравственных отклонений. Все эти крайние тенденции выдавались путинской пропагандой за типичные признаки "западной" культуры, за ее суть и корни.
По этому пункту между Путиным и леволиберальной средой в Европе и Соединенных Штатах Америки, а также современными европейскими элитами царит согласие. Также они преподносят "прогрессивные" тенденции как суть западной культуры. Они хотят установить в Европейском Союзе диктатуру леволиберального мышления и монополию своей власти в соответствии с их мнением. Они разглагольствуют о борьбе с Путиным, чтобы де-факто подтвердить его пропагандистскую концепцию "упадочного Запада".
Репетиция воздушного парада Победы в Москве - ИноСМИ, 1920, 11.06.2023
Европа потеряла Россию навсегдаСотрудничество между ЕС и Россией невозможно, пишет Al Mayadeen. Их интересы всегда расходились, что провоцировало все новые конфликты. Украинский кризис окончательно "добил" отношения Москвы и Брюсселя. По мнению автора статьи, Россия выбрала свой цивилизационный путь, который не совпадает с западным.
Они говорят: "Если мы против Путина, то нужно согласиться не только на отмену принципа единогласия, на управление Польшей комиссарами Йоуровой и Рейндерсом и на верховенство европейского права над правом стран-членов, но и на гомосексуальные браки и согласиться с тем, что пол не имеет ничего общего с биологией и анатомией человека. Тогда якобы нужно согласиться на аборты, эвтаназию, мультикультурное "открытое" общество, на распад семьи и народа, на переписывание истории, то есть на ее фальсификацию, на бессмысленную антропологию и ликвидацию языка. Якобы нужно согласиться на все, что спустит Брюссель, и нельзя критиковать интеграционные процессы, как и самые радикальные идеи группы Спинелли.

Запад Кундеры и Центральная Европа

А ведь Европа ("Запад") отличалась от России именно тем, что была разнообразной, что позволяла свободу мысли и многообразие национальных традиций. Милан Кундера в 80-е годы в своем знаменитом очерке об обворованной Россией Центральной Европе написал, что разница между этой, тогда забытой, частью Запада и Россией заключается в отношении к разнообразию: "Центральная Европа хотела воплощать собой образ Европы и ее разнообразных богатств, эдакой архиевропейской Европой, уменьшенной моделью Европы народов в соответствии с принципом "как можно больше разнообразия на как можно меньшем пространстве". Разве такая Европа может не угрожать России, которая, в отличие от нее, основана на противоположном принципе "как можно меньше разнообразия на как можно большем пространстве"? Да, ничто не могло быть для Центральной Европы и ее стремления к разнообразию так же чуждо, как Россия, унифицированная, централизованная, пугающе решительная превратить все народы своей империи (украинцев, белорусов, армян, латышей, литовцев и других) в один единый русский народ или, как предпочитают говорить сегодня, в век всеобщих словесных мистификаций, в один единый советский народ.
Известный немецкий историк Клаус Зернак отметил тот факт, что "Европа может и должна жить в равенстве всех больших и малых народов, и именно это делает Европу европейской". Сегодня Европейский Союз заражен вирусом подобным русскому, то есть вирусом империализма, и постепенно движется в том же направлении, желая из разнообразных народов сотворить один народ Европейского Союза. Он движется к институциональной централизации и насаждению одного культурного образца.
"Мультикультурализм открытого общества", который пропагандируется, по своей сути является монокультурой, и единственное разнообразие, которое она допускает, — это разнородность сексуальных предпочтений и вкусов. Некоторые комиссары Европейского Союза все больше напоминают комиссаров из мрачного прошлого. Они следят за идеологической верностью стран-членов и нарушают их права. Только один шаг отделяет Европейский Союз от преследования инакомыслящих и от притеснений по национальному признаку. Правда, в некоторых государствах этот барьер уже пал.
Автор: Здислав Краснодебски (Zdzisław Krasnodębski) — польский философ и социолог, профессор в университете Бремена и Варшавы, с 2014 года является депутатом Европейского парламента от христианско-консервативной партии Польши "Право и справедливость".