Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что искал СССР в Бадахосе, Луго или Сабаделле? "Пиренейский полуостров мог стать последним бастионом в Западной Европе"

© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкРеставрация панно из драгоценных камней "Индустрия социализма"
Реставрация панно из драгоценных камней Индустрия социализма - ИноСМИ, 1920, 08.07.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно власти Севильи опубликовали каталог исторических карт города, среди которых была и советская, пишет El Mundo. Точность и информативность этого плана потрясла испанцев. Но эта карта – лишь часть огромного советского проекта, подчеркивает автор статьи.
В 50-90-е СССР тайно составил карту всей планеты. В Испании его спутники сфотографировали как минимум 49 городов. После недавней публикации советской карты Севильи этот глобальный проект вновь стал реальностью. "Это похоже на шпионский роман", – говорят эксперты.
Второго мая 1945 года, когда Сталин объявил о том, что Красная Армия взяла Берлин, американские и английские солдаты спешили опередить Советский Союз и захватить несколько жизненно важных объектов немецкого Генерального штаба. Одним из них была Военная картографическая служба (Deutsche Heereskarte), которая перемещала свои склады и мастерские по мере продвижения советских войск. В итоге разведывательное подразделение под командованием майора Флойда Хоуфа (FloydW. Hough) достигло своей цели и захватило в городе Заальфельд тысячи карт европейских, азиатских и африканских стран, изготовленных Третьим рейхом. Это стало дополнительным преимуществом для союзников.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Возможно, это событие лидера СССР не расстроило, ведь в то время он, должно быть, ликовал из-за краха нацистского режима спустя всего два дня после самоубийства Гитлера в "Фюрербункере". Но на самом деле коммунистическая сверхдержава, повинуясь прямому приказу своего вождя, уже совсем скоро приступила к работе, чтобы не остаться позади в геопространственной гонке. Так начался самый крупный картографический проект в истории: Москва развивала его с 1950 по 1990 год, истратив на него свыше миллиона листов бумаги. Грандиозный проект, как это ни невероятно, держался в тайне вплоть до распада Советского Союза. Его отголоски по-прежнему дают о себе знать даже в наши времена новой холодной войны.
Всего несколько недель назад отдел Культурного наследия Городского совета Севильи опубликовал каталог с 60 историческими картами города. Завершает эту подборку карта, за разработку которой ответственен один из главных командиров армии СССР – подполковник Г. Ф. Шаповалов. План 1977 года выполнен в масштабе 1:10 000 и включает в себя 58 важных с точки зрения Кремля мест Севильи.
"Это великолепное изображение города в период его процветания в последней трети ХХ века", – отмечает картограф и ученый Фернандо Ольмедо (Fernando Olmedo), ответственный за составление каталога, в прилагаемом тексте. Советская карта Севильи одновременно пугает и восхищает – и это все не из-за простого изображения местности.
Рабы на плантации Джеймса Хопкинсона - ИноСМИ, 1920, 01.07.2023
Когда Британия признает свои преступления против человечности?Британия была самой крупной рабовладельческой империей в мире. Освободив невольников, она "раскаялась" и до 2015 года выплачивала компенсации — но не бывшим рабам, а их владельцам. Она до сих пор не обеспечила реституцию, отказываясь признать свое вопиющее преступление против человечности, пишет The Guardian.
Во-первых, дело в количестве и качестве информации, которую предлагает план, – результат совокупности картографических и документальных источников всех видов, а также технологического преимущества, обеспечиваемого спутниками наблюдения "Зенит" и "Янтарь", и сбора данных на местности – это тоже вполне вероятно. Во-вторых, причина в необычном и богатом графическом коде, в котором использовалось до десяти цветов: черный – для заводов и станций; фиолетовый – для правительственных зданий; зеленый – для военных объектов, центров связи и топливных складов; оранжевый – для основных транспортных магистралей и т.д. В-третьих, поражают кириллические транскрипции таких географических названий, как Триана, Прадо-де-Сан-Себастьян и Нервион, и надпись в правом верхнем углу: CEKPETHO. И, в-четвертых, дело в массовом наблюдении, на мысль о котором наводит эта карта.
"Мы испытали потрясение, когда поняли, что за нами наблюдали: пока мы занимались своими делами, в небе находился аппарат, который делал снимки с немыслимым в те времена разрешением и уровнем детализации", – признается Ольмедо в телефонном разговоре.
Севилья была одним из 49 – насколько известно – испанских городов, которые Советский Союз нанес на карту в последней четверти ХХ века. Для некоторых городов было создано по две карты. Планы Альхесираса (1971) и вторые версии схем Барселоны, Кадиса, Хереса-де-ла-Фронтера, Мурсии и Сабаделла (1991) показывают, до какой степени Москва следила за нашей страной. СССР сосредотачивался не только на крупных населенных пунктах или морских портах, но и на средних городах во внутренних регионах, таких как Бадахос, Луго и Витория. "Это был амбициозный, всеохватывающий проект, который не имел отношения к стратегическим интересам. Целью СССР было составить карту всей планеты, а потом они бы подумали, для чего ее использовать", – добавляет эксперт с ноткой сарказма.
Никто не знает советские военные карты Южной Европы лучше, чем коллега Ольмедо архитектор Хоакин Кортес (Joaquín Cortés), создавший в 1987 году Историческую картотеку Андалусии. На закате своей карьеры он тщательно изучал то, как были сделаны эти, как он выражался, "орудия войны" и одновременно "жемчужины" печатной картографии. Возможно, это были последние карты, сделанные до начала цифровой эры.
"С незапамятных времен Пиренейский полуостров в целом и Андалусия в частности имели ключевое значение благодаря своему положению между двумя морями и континентами. Это значение стало еще более очевидным с момента разделения мира между двумя гегемонистскими державами, – говорит Кортес. – С 50-ых годов Пентагон считал, что Пиренейский полуостров может стать последним бастионом в Западной Европе и что военно-воздушные и военно-морские базы в Испании были основополагающими для создания этого оборонительного рубежа".
В 60-х годах Рота (Кадис) стала основной опорной базой VIфлота для поддержания "сдерживающего механизма" на европейском, африканском и ближневосточном направлениях. Морон-де-ла-Фронтера (Севилья), в свою очередь, превратился в базу снабжения бомбардировщиков B-52. Появление этой базы и близость Гибралтара, через который проходили атомные подводные лодки обеих держав, объясняют, почему в Испании первыми на карту нанесли именно города Кадисского залива.
"Это настоящий шпионский роман", – резюмирует Кортес. И чтобы подтвердить свою точку зрения, он рассказал, как ему стало известно о существовании этих планов. Примерно в 1998 году Кортесу позвонили из нынешнего Института картографии и географии Каталонии (ICGC). Его как эксперта пригласили приехать в Барселону, чтобы изучить на месте партию оригинальных карт, которые институт только что приобрел у компании East View. Эта компания продавала их почти как сувениры после распада коммунистического режима, переправляя их через границу Финляндии или трех балтийских республик. Иногда карты были упакованы в деревянные ящики, наполненных можжевеловой хвоей, чтобы сбить с толку собак таможенной полиции. И все это происходило при содействии тех же советских военных, которым было поручено их уничтожить.
"Тридцать лет назад мы занимались распространением недавно рассекреченных советских газет, журналов и военных книг, – говорит живущий в Миннеаполисе Кент Ли (Kent Lee), генеральный директор East View, которую он учредил совместно с россиянином Димой Франгуловым. – От наших военных партнеров мы узнали, что правительство также решило рассекретить карты практически всех стран мира, включая Испанию. Мы обращались к картографам, которые были нашими клиентами, и в некоторых случаях работали с ними. За сколько мы продали карты Институту картографии? В то время каждый лист можно было приобрести у оптовиков за 5-10 долларов, а мы продавали их за 15-20".
Ядерный гриб - ИноСМИ, 1920, 04.06.2023
Как Москва и Вашингтон хотели сбросить атомную бомбу на ЛунуПротивостояние между СССР и США в годы холодной войны вышло далеко за пределы Земли, пишет Il Giornale. Две сверхдержавы одновременно разрабатывали секретный план, как взорвать атомную бомбу на поверхности Луны, чтобы устрашить противника.
Внимательно изучив карты, Кортес молчал о них, как его и просили. В 2014 году ICGC их оцифровал и частично опубликовал. Только после этого ученый поделился результатами своего исследования, в котором ему помогал русско-испанский топограф Анатолий Сильва Вега (Anatoli Silva Vega). Тогда стало известно, что советская картография на полтора десятилетия опережала испанскую, что лейтенант Шаповалов работал вместе с полковниками А. Д. Юдиным и Д. А. Манкевичем, и что советские военные могли при желании легко узнать грузоподъемность мостов или глубину портов, если им вдруг понадобится перебросить танки или поставить корабли на якорь. Стоит вспомнить, что на ранних этапах Гражданской войны у Франко был только путеводитель Michelin, чтобы перемещать повстанческую армию по территории Испании.
Как в СССР смогли получить такие точные данные по батиметрии или альтиметрии? "Часть информации можно было получить только на местности, – говорит Кортес. – Об этом ходит много слухов. Говорили, что в русский цирк внедрились люди, которые потом ездили из города в город, делая записи. И что завод, который русские создали на Канарских островах для своего Атлантического рыболовного флота, принимал корабли со шпионами на борту, которые затем переправлялись на материк".
"Возможно также, что военный атташе или агенты КГБ в советском посольстве в Мадриде были каким-то образом вовлечены в этот процесс. Они могли или покупать книги и карты в магазине Национального Географического института, как любой другой гражданин, или посещать заводы или предприятия, связанные с обороной, для ведения дополнительной шпионской деятельности", – предполагает Ли.
Однако карты не всегда были на 100% достоверны. "Например, информация о „Госпитале Пяти священных язв” была устаревшей. В нем располагалась военная часть, но к моменту публикации карты ее уже расформировали", – комментирует Ольмедо вышеупомянутый план улиц Севильи 1977 года и здание, в котором сейчас располагается парламент Андалусии. "На ней также не отражен переезд авиационного завода HispanoAviación с улицы Кайе-де-Сан-Хасинто. Тем не менее, она дает представление о работах по созданию канала на реке Гуадайра, которые проводились в то время", – отмечает Кортес.
Проект, начатый Сталиным, имел важное значение и для его преемника Никиты Хрущева, который привлек к работе десятки тысяч картографов, топографов и геодезистов – лучших специалистов инженерной мысли СССР. Политехнический потенциал страны вызывал гордость – карты уже смогли стать средством защиты от наполеоновского нашествия в XIX веке и гитлеровского в XX. Советская военная картография достигла такого уровня развития, что до появления технологии дистанционного сканирования созданные Москвой планы были незаменимы для республик, входивших в "империю серпа и молота", и значительного числа азиатских и африканских стран, не имевших более совершенных средств определения местоположения и ориентации.
Влияние карт, продаваемых такими компаниями, как EastView или Omnimap, на капиталистическую экономику было невероятным. Телекоммуникационные компании стали их основными клиентами – они использовали планы для расчета расположения антенн, покрытия, затененных зон и т.д. Туристические агентства, специализирующиеся на необычных направлениях, или университеты с факультетами археологии также были крупными покупателями. Даже заклятый враг Кремля выделил часть своего бюджета на получение этих ценных документов. Аналитики Национального агентства геопространственной разведки подтвердили, что американские военные и спецслужбы использовали советские карты, когда вошли в Афганистан в 2001 году.
"Мы смотрим на свои дома через художественное мастерство наших противников", – подчеркнули Александр Кент (Alexander J. Kent) и Джон Дэвис (John Davies) в книге "Красный атлас: как Советский Союз тайно наносил мир на карту" (Издательство Чикагского университета). Книга, опубликованная пять лет назад, приглашает совершить мысленное путешествие из Пекина в Вашингтон, позволяет рассмотреть 350 фрагментов невероятных советских карт и предлагает фантастический анализ того, что представляла собой программа, которую в России до сих пор считают государственной тайной.
Авторы труда, два любителя советской картографии, подробно рассказывают, что большинство городских карт включают три текстовых компонента: так называемую справку (мини-очерк с описанием города и его характеристик: географические особенности, национальность жителей, погодные условия, экономическое значение...), список основных инфраструктур и указатель улиц. Обратите внимание, что, несмотря на избыток данных, они опускали любую деталь, которая могла бы быть полезной для врага.
Император Николай II - ИноСМИ, 1920, 27.05.2023
Георг V испытывал чувство вины после того, как отказал Николаю II в убежище: "Бедные невинные дети"13 апреля 1917 года британское правительство отказалось предоставить убежище Николаю II и его семье. Король Георг V, кузен российского императора, мотивировал свой отказ нежеланием якобы идти против общественного мнения. Хотя Россия тогда была союзницей Британии, пишет Daily Express.
Кент и Дэвис в англосаксонском ключе трактуют всю историю этого плана: от его зарождения до... распада? "Появление некоторых листов, которые, судя по всему, были созданы после распада Советского Союза в 1991 году, позволяет предположить, что глобальный картографический проект каким-то образом продолжался, – объяснили исследователи в электронном письме нашему изданию. – Кажется маловероятным, что в этот период еще остались какие-то ресурсы (по сравнению с СССР), но карты Фалмута (1997) и Ванкувера (2003) указывают на то, что, возможно, города по-прежнему наносили на карту. Запуск новых поколений картографических спутников, таких как „Барс”, подтверждает эту теорию".
Авторы "Красного атласа" признают, что эти карты могут показаться совершенно устаревшими в нашем мире телефонов с GPSи приложений, предупреждающих водителей о пробках и камерах контроля скорости. Однако отрицать их историческую важность нельзя, признают исследователи. Нельзя отрицать и их в каком-то смысле пугающую красоту.
"Многим при виде этих карт кажется, что их страна оккупирована иностранной державой, – признает Ли. – Они почувствовали бы то же самое, если бы посмотрели на китайскую или арабскую карту Испании, потому что это не то, что они привыкли видеть. Хотя сейчас, когда у всех есть Интернет и цифровые карты на родном языке, я думаю, это не так шокирует, как в былые времена".
Пожалуй, это единственное, что успокаивает в изучении карт, созданных за тысячи физических, а также идеологических километров от нас. Смотреть на них и с облегчением представлять, что кто-то говорит: вас здесь нет.
Автор статьи: Хосе Мария Роблес (Jose Varía Robles)