Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему вышедший в 1984-м "Красный рассвет" важен до сих пор

© CC BY-SA 2.0 / boereckЗнак Голливуда в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США
Знак Голливуда в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США - ИноСМИ, 1920, 18.08.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Голливудский фильм "Красный рассвет", вышедший 40 лет назад, продемонстрировал стремление американцев, выступающих в роли агрессоров, прикидываться жертвой, пишет Time. Такое желание переписать действительность присуще им до сих пор, отмечает автор статьи.
Мишель Паранзино (Michelle D. Paranzino)
В августе 2024 года исполняется 40 лет со дня выхода классического голливудского фильма "Красный рассвет". Вооруженные конфликты на Украине и на Ближнем Востоке вызывают опасения по поводу их расширения и превращения в глобальную войну, и в этих обстоятельствах имеет смысл заново взглянуть на то, как в фильме показано начало третьей мировой войны.
Представив Соединенные Штаты в качестве невинной жертвы ничем не спровоцированной коммунистической агрессии и оккупации Северной Америки, авторы "Красного рассвета" коренным образом исказили историческую реальность и внешнюю политику США в годы холодной войны, особенно в Латинской Америке. История изобилует попытками Соединенных Штатов свергнуть правительства различных латиноамериканских государств, однако в фильме нам рассказывают о том, как Латинская Америка начинает вторжение в США. Популярность этого фильма и его непреходящая привлекательность среди американских военнослужащих говорит о том, что американцам намного комфортнее видеть себя в роли жертв, чем агрессоров.
После появления доктрины Монро в XIX веке вся внешняя политика США была направлена на то, чтобы не допустить проникновения европейского империализма в Западное полушарие. В годы холодной войны это означало, что латиноамериканские страны, которые стремились поддерживать нормальные дипломатические и торговые отношения с СССР, автоматически оказывались под подозрением.
После произошедшей в 1959 году кубинской революции Фидель Кастро стал проводить линию на создание альянса с Советским Союзом. Многие политические руководители в США увидели в этом подрыв доктрины Монро. В результате президентские администрации одна за другой безуспешно пытались использовать экономические, политические и военные средства для свержения кубинского режима. Провальное тайное вторжение в заливе Свиней при поддержке США в 1961 году и неоднократные попытки ликвидировать Кастро убедили кубинцев и Советы, что Вашингтон стремится к смене режима. Это привело к Карибскому кризису, который стал самым опасным инцидентом за все время холодной войны. В конечном итоге США дали обещание не нападать на Кубу.
Стратегическая логика американского интервенционизма в годы холодной войны была основана на "теории домино", согласно которой в случае попадания одной страны под власть коммунизма ее соседи должны были неизбежно рухнуть один за другим, падая подобно костяшкам домино, пока очередь не дойдет до США. Теорией домино оправдали американскую войну во Вьетнаме. Но совершенные там Америкой злодеяния были настолько ужасны, что, когда об этом узнал мир, в США возник кризис доверия или так называемый вьетнамский синдром. Тогда очень многие усомнились в моральной правоте Америки и в ее роли в мире.
Логика теории домино стала особенно актуальна в начале 1980-х, когда в Никарагуа пала коррумпированная и жестокая династия Сомосы, а к власти пришло марксистско-ленинское правительство сандинистов, которое поддержало партизан левого толка в соседнем Сальвадоре. Сандинистами этих людей назвали в честь лидера восстания 1927 — 1933 годов Аугусто Сесара Сандино, который боролся против американской оккупации Никарагуа. Новая власть вызывала особое раздражение у противника коммунизма президента Рональда Рейгана.
Рейган никогда не сомневался в праведности американской войны во Вьетнаме. Он отвергал любые предположения о том, что США должны мирно сосуществовать со своими коммунистическими соседями в Центральной Америке и в Карибском бассейне. Его администрация ужесточила эмбарго против Кубы и поддержала сражавшиеся с сандинистами контрреволюционные силы, известные под названием "контрас". Поэтому фильм "Красный рассвет" призывает американского кинозрителя сочувствовать главным героям, которые сражаются с совместной советско-кубинско-никарагуанской оккупацией.
Концепция антиутопического мира "Красного рассвета" формировалась именно в таком историческом контексте. Согласно сюжету, в СССР собран самый низкий урожай пшеницы за 55 лет, а Красная Армия вторглась в Польшу, чтобы подавить начавшийся там бунт. Куба и Никарагуа увеличили численность своих армий до 500 тысяч человек. Сальвадор и Гондурас попали под власть коммунистов, а Мексика под их влиянием втянута в революцию. Между тем в Европе происходит распад НАТО, и США остаются в одиночестве.
Действие фильма начинается в классной комнате средней школы в городке Кальюмет, у которой есть спортивная команда "Росомахи". Сброшенные с самолетов коммунистические десантники приземляются за школой на фоне идиллических Скалистых гор, вскрывают ящики с оружием и начинают косить из автоматов всех, кто покажется им на глаза. Учителя и ученики начинают паниковать, не понимая, кто эти захватчики и что происходит.
Группе учеников удается бежать из школы. Они скрываются в горах и начинают диверсионную войну против коммунистов.
Это парадокс, но кинематографисты практически списали эти сцены с Кастро и его партизан, которые тоже скрывались в горах Сьерра-Маэстро и оттуда вели вооруженную борьбу с войсками кубинского диктатора Фульхенсио Батисты. "Росомахи" под предводительством Джеда (его играет Патрик Суэйзи) создают столько проблем оккупационным войскам, что советский командир сравнивает сложившуюся обстановку с Афганистаном, где Советы порой вели жестокие противопартизанские военные действия с пользовавшимися американской поддержкой моджахедами.
"Красный рассвет" можно считать поп-культурной прививкой от вьетнамского синдрома, от остатков сомнений в этичности и нравственности американской внешней политики. Сюжет картины буквально трансформировал США, превратив их из агрессора, пытавшегося свергнуть власть на Кубе и в Никарагуа, в жертву совершенно невероятного военного вторжения и оккупации, осуществленных этими самыми режимами. Одна из фраз этого фильма — "Ни одна иностранная армия ни разу не захватывала американскую землю. До сегодняшнего дня" — отражает кульминационный момент в теории домино.
Первоначальный сценарий "Красного рассвета" назывался "Десять солдат", и в нем был антивоенный посыл. Но киностудия решила не включать этого сценариста в свой проект. В качестве режиссера она выбрала известного политического консерватора Джона Милиуса.
Антиевропейская и антинатовская граффити во время всеобщих выборов на улице Белграда - ИноСМИ, 1920, 11.07.2024
НАТО вместо мира выбрала войну, принесла в жертву Украину, а теперь положила глаз на Западные БалканыНАТО не остановится на Украине: теперь она собирается толкнуть Западные Балканы в пучину конфликта, пишет пользователь Haber7. По его мнению, альянс не стремится к миру, а зажигает зеленый свет сценариям третьей мировой войны.
Наверное, студия надеялась хорошо заработать на патриотическом рвении, которое охватило всю страну в первый срок правления Рейгана и особенно после того, как США в 1983 году свергли поддержанное Кубой коммунистическое правительство маленького островного государства Гренады. Операция "Вспышка ярости" закончилась быстрой и решительной победой США. У Вашингтона появилась надежда на новые победы над коммунистами в Никарагуа и Сальвадоре.
Милиус сказал, что его версия картины, по сути дела, была "фильмом про зомби с русскими в этой роли", и что главный его посыл — это освобождение угнетенных.
Это на самом деле было поразительное достижение. Ведь в один из самых агрессивных периодов американской внешней политики в годы холодной войны авторам фильма удалось представить США и американский народ в качестве угнетенных. Они сумели убедить американскую аудиторию, что внешняя политика США в годы холодной войны в основе своей является защитной реакцией на безжалостное наступление Советского Союза, который Рейган назвал "империей зла".
После выхода "Красного рассвета" Национальная коалиция против насилия на телевидении осудила картину, назвав ее самым жестоким фильмом, так как там за час показывают в среднем 134 акта насилия.
А еще "Красный рассвет" мгновенно стал классикой в вооруженных силах США. В 2003 году операцию по захвату Саддама Хусейна назвали "Красный рассвет", а самого иракского руководителя обозначили кодовым названием "Росомаха 1". Выбравший это название капитан Джеффри Мюррей (Geoffrey McMurray) сказал: "Думаю, все наши военные посмотрели "Красный рассвет"". Какая же это ирония — назвать операцию по захвату главы зарубежного государства, которое подверглось нападению и было оккупировано, в честь фильма, в котором Соединенные Штаты изображены в качестве жертвы точно такого же сценария.
Те истории, которые американцы рассказывают сами себе о роли своей страны в мире, имеют большое значение. Предельно ясно это проявляется в сомнительных с нравственной точки зрения конфликтах, которые идут сегодня между Россией и Украиной и между Израилем, ХАМАС и народом Палестины. Популярная американская идея об этих конфликтах заключается в том, что американцы на стороне "хороших парней" и ведут борьбу на выживание с силами зла.
"Нескончаемые войны" стали характерной чертой американской внешней политики после окончания холодной войны. Они стали возможны только из-за того, что американское общество не осознает, насколько сомнительны с моральной точки зрения причины и последствия военных интервенций США за рубежом. Культурные события, каким является фильм "Красный рассвет", играют ключевую роль в сокрытии этой истории.