Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Во время конфликтов появляются устойчивые к антибиотикам бактерии, заполоняющие всё вокруг

Politico: устойчивые к антибиотикам бактерии распространяются по всему миру

© AP Photo / Inna VarenytsiaРаненый украинский солдат в госпитале в Авдеевке
Раненый украинский солдат в госпитале в Авдеевке - ИноСМИ, 1920, 29.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время военных конфликтов наблюдается рост инфекций, невосприимчивых к антибиотикам, пишет Politico. Так происходит в Газе и на Украине. Из зон боевых действий резистентные микроорганизмы распространяются в соседние регионы. Это чревато кризисом в мировой системе здравоохранения.
В годы военного лихолетья появляются и благоденствуют инфекции, резистентные к антимикробным препаратам. И вскоре эта зараза из очагов военных конфликтов перекидывается на сопредельные территории.
Каждому врачу, конечно же, хотелось бы обладать широким медицинским инструментарием. Однако в Газе это сейчас невозможно: по словам одного из ведущих экспертов в области здравоохранения, в Газе остро не хватает медикаментов. Потому угроза появления резистентных к лекарствам инфекций, к сожалению, вынуждает медиков ампутировать конечности у раненых детей ради сохранения им жизни.
Спустя одиннадцать месяцев израильских бомбардировок Газа стала рассадником бактерий, не восприимчивых к обычным антибиотикам. Проникновение подобных микроорганизмов из Газы и других зон боевых действий, например с Украины, в соседние регионы будет еще больше способствовать росту резистентности патогенных микроорганизмов к антимикробным препаратам (АМР). А это, как опасаются эксперты, в ближайшие годы создаст условия для возникновения одной из опаснейших чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения.
"Я считаю, что в Газе всё идет к катастрофически резкому увеличению такой резистентности микроорганизмов. И это бедствие обязательно затронет все больницы данного региона", — заявила в интервью Politico специалист по АМР Ханан Балхи (Hanan Balkhy), занимающая пост регионального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по Восточному Средиземноморью.
"И моментально всё это перекинется (если уже не перекинулось) на Европу и на США, затронет страны и Востока, и Юга. Эта напасть будет повсюду", — предупреждает Балхи, которая недавно вернулась из поездки в Газу, где убедилась в возникновении кризиса в области здравоохранения.
Как известно, открытие пенициллина в 1928 году радикально изменило облик всей медицины. Стали появляться новые антибиотики, которые значительно улучшили борьбу с обычными инфекциями. Однако впоследствии эти препараты стали избыточно и неправильно использоваться, к тому же количество разработок новых антибиотиков резко сократилось. И в результате возникли условия, которые позволили бактериям, образно говоря, прийти в себя и стать резистентными.
В 2019 году инфекции, устойчивые к противомикробным препаратам, как послужили одним из факторов смерти пяти миллионов человек во всем мире. Кроме того, эти же инфекции напрямую повинны в смерти 1,3 миллиона жителей нашей планеты. По самым мрачным прогнозам, человечество может вернуться в ту эпоху, когда вообще не было пенициллина.
И вот в текущем месяце мировые лидеры планируют встретиться в Нью-Йорке в Организации Объединенных Наций для поиска решения проблемы резистентности бактерий. Дело в том, что все те наработки, которые были сделаны на данный момент, сведены на нет, поскольку конфликты, бушующие в Газе и на Украине, продолжают усугублять ситуацию.
Проверка бактерий на устойчивость к антибиотикам - ИноСМИ, 1920, 21.09.2024
Устойчивость к антибиотикам к 2050 году может стать причиной 39 миллионов смертейУстойчивость к антибиотикам к 2050 году может стать причиной 39 миллионов смертей, пишет WP. Все чаще этими лекарствами злоупотребляют либо же неправильно их используют, отмечают специалисты. В результате бактерии со временем становятся все более устойчивыми к препаратам.

Идеальные условия

Известно, что резистентность бактерий к противомикробным препаратам во время войн повышается, однако ученые до сих пор продолжают изучать, как именно это происходит и насколько велика угроза.
Во-первых, существуют раневые поражения кожи: "Представьте, что необходимо вытащить крошечного ребенка из разрушенного знания. Вокруг вас — цементная пыль. И вот необходимо буквально выдернуть этого ребенка из-под завала... видны кости, торчащие из кожи и раздробленные на мелкие кусочки", — говорит Балхи.
Во-вторых, еще один фактор, продолжает Балхи, — сточные воды и разного рода отходы. Улицы буквально завалены человеческими и животными отходами, в воздухе "чувствуется смрад". По словам Балхи, ей еще никогда не приходилось видеть более благоприятную среду для распространения устойчивых к лекарствам бактерий, чем в Газе.
Как показали исследования влияния высокой концентрации тяжелых металлов на резистентность к медикаментам, тяжелые металлы токсичны для бактерий. Но микроорганизмы способны к ним адаптироваться, как и к антибиотикам. Некоторые исследования показывают, что, приобретая устойчивость к тяжелым металлам, бактерии становятся резистентными и к антибиотикам.
Микробиолог Антуан Абу Файед (Antoine Abou Fayed) из Американского университета в Бейруте выразил в интервью Politico обеспокоенность тем, что тяжелые металлы, попадающие в окружающую среду после взрывов всякого рода боеприпасов и из разрушенных зданий (например, свинец и цинк) в секторе Газа, могут способствовать увеличению устойчивости микроорганизмов к антимикробным препаратам.
Тревожная мысль звучит и в словах директора программ Оказания медицинской помощи палестинцам (MAP) Самира Саха (Sameer Sah), сказанных им в интервью Politico. Столкнувшись с ростом числа случаев инфекционного заражения, медики практически не могут их лечить, поскольку нет возможности проводить тестирование, отсутствует доступ к лабораториям и базовым медпрепаратам. В результате резистентность микроорганизмов к антимикробным препаратам увеличивается.
"Нехватка лекарств — это фактор, способствующий возникновению AMР. Из-за нее лекарственные препараты используются неправильно, что препятствует корректному лечению антибиотиками, — сообщил Самир Сах по электронной почте. — Ситуация усугубляется еще и тем, что местные жители постоянно перемещаются по всему сектору Газа, ежедневно подвергаясь израильским бомбардировкам. Это осложняет и даже полностью исключает последующее наблюдение за пациентами".
Ханан Балхи отметила, что сектор Газа может быть самым опасным в мире рассадником резистентных к препаратам бактерий. Но это не единственный регион: так, ситуация в Судане не намного лучше. Что касается Украины, то появление резистентных микроорганизмов стало серьезной проблемой на ее территории еще до начала СВО в 2022 году.
Блокпосты на въезде в Киев - ИноСМИ, 1920, 09.12.2023
На Украине зафиксирован "тревожный" рост числа инфекций, устойчивых к антибиотикамБактерии с широкой лекарственной устойчивостью угрожают вырваться за пределы Украины, сообщает CBS News. Европейским медучреждениям уже было предписано изолировать украинских пациентов. Теперь их будут проверять на наличие полирезистентных инфекций.

Худший результат для общественного здравоохранения

Появление в ходе нынешнего конфликта на Украине микроорганизмов, устойчивых к противомикробным препаратам, может нанести один из самых серьезных ударов по общественному здравоохранению. Об этом заявил в интервью Politico киевский врач общей практики Дмитрий Скирхико, который занимается повышением осведомленности населения об опасностях неправильного использования антибиотиков.
По словам Скирхико, произошел не только рост инфекционных заболеваний (среди раненых солдат и гражданских лиц, а также в переполненных, плохо проветриваемых бомбоубежищах), но и стало сложнее регулировать продажу антибиотиков.
В некоторых аптеках рецепты при продаже антибиотиков проверяют лишь для галочки. В этом нет ничего нового для Украины, но, тем не менее, всё это представляет собой "действительно большую проблему", полагает Скирхико.
В отличие от Газы, инфраструктура здравоохранения Украины в значительной степени не пострадала. Еще до конфликта украинское правительство расширило возможности лабораторной диагностики, заявил в интервью Politico представитель ВОЗ на Украине Ярно Хабихт (Jarno Habicht). По его словам, в настоящее время в стране насчитывается сто лабораторий, осуществляющих надзор за бактериями, резистентными к антимикробным препаратам, а в 2017 году их было три.
Тем не менее, больницы Украины работают в очень сложных условиях, и медики вынуждены принимать быстрые решения. Если раненые не идут на поправку после курса антибиотиков, поясняет Хабихт, то специалисты могут дать им другой препарат. Как правило, этот процесс контролируется строго, однако в военное время не всегда есть возможность использовать передовой опыт.
Основная задача врачей — спасти жизнь пациента, говорит Хабихт, и у них вообще может не быть пяти-шести дней, чтобы ждать результатов лабораторных исследований для назначения курса терапии.
А вот в Газе не осталось ни одной лаборатории: любое тестирование на AMР приходится проводить в других учреждениях. По словам Абу Фаеда, из-за больших разрушений невозможно определить, как в Газе распространяются резистентные бактерии.
"На данный момент у нас нет конкретных данных, ведь в Газе всё разрушено... тестирование никто не проводит", — сказал Абу Фаед. Судя по информации об AMР из зон боевых действий, миру придется заплатить "огромную цену", и это всего лишь вопрос времени, добавил он.
"Люди не понимают, что эта зараза затронет не только Газу, но и весь мир, и в первую очередь пострадает Израиль".
Даже несмотря на неразбериху, сопутствующую боевым действиям, эксперты по AMР, в том числе Ханан Балхи, убеждены, что в области здравоохранения надвигается мировой кризис. "Мы ни на йоту, и даже ни на одну тысячную долю процента не сомневаемся, что в этом регионе есть-таки резистентные бактерии, — заявляет Ханан Балхи. — Скорее всего, именно в Газе появятся многие такие микроорганизмы, и они будут распространяться по всему миру".
Автор: Рори О'Нилл (Rory O'Neill).