Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бывший финский премьер: "Когда-нибудь нам придется попытаться восстановить отношения с Россией"

Экс-премьер Финляндии Кивиниеми: нам придется вновь наладить отношения с Россией

© AP Photo / Sergei GritsЗабор преграждает дорогу к закрытому и пустому пограничному пункту пропуска Нуйямаа между Россией и Финляндией в Лаппеенранте, Финляндия. 18 ноября 2023 года.
Забор преграждает дорогу к закрытому и пустому пограничному пункту пропуска Нуйямаа между Россией и Финляндией в Лаппеенранте, Финляндия. 18 ноября 2023 года.  - ИноСМИ, 1920, 02.02.2026
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда появится мирный договор по Украине, Хельсинки придется нормализовать отношения с Россией, заявила iDNES бывший финский премьер Мари Кивиниеми. Этот процесс будет непростым, но для Финляндии он куда важнее, чем для других стран Европейского союза, отметила она.
Через три года после вступления в Североатлантический альянс Финляндия озабочена не только рейдами российских танкеров в Балтийском море, но и действиями непредсказуемого американского президента. "Вышел скорее не конфликт, а недоразумение. Недопонимание с американской стороны. Сломанный телефон, как говорится", — так ситуацию вокруг спора из-за Гренландии оценивает бывший премьер-министр Финляндии Мари Кивиниеми.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Idnes: Вы были премьер-министром Финляндии во время европейского долгового кризиса. Видите ли вы какое-то сходство с тем, в какой ситуации Европа оказалась сегодня?
Мари Кивиниеми: Да, несомненно, сходство есть. Лидерам европейских государств тогда было трудно найти поддержку своей политики у граждан. Лично мне было очень трудно объяснить, что мы тоже, будучи членом Европейского союза, обязаны помочь некоторым государствам Южной Европы.
Недоверие тогда было предельным, как и, впрочем, сегодня. Только вызвано оно другими причинами. Таким образом, главное сходство я вижу в том, насколько трудно тогда было возглавлять государства — члены Европейского союза и насколько тяжело было руководить Евросоюзом в целом. Точно так же трудно это и сегодня.
— Долговой кризис стал звездным часом Ангелы Меркель, которую тогда назвали спасительницей еврозоны. Сегодня она изгой, и даже собственная партия ее не поддерживает. Что вы думаете об этом?
— На мой взгляд, это несправедливо. Конечно, все совершают ошибки. И уж конечно, я не согласна со всеми решениями, которые приняла Германия при Меркель. Скажем, она впала в глубокую зависимость от российских энергоносителей. Да и решение закрыть все АЭС я до сих пор не поняла.
И тем не менее Ангела Меркель была ключевой фигурой, и Европейский союз нуждался в ней в тяжелую минуту. Я не понимаю, почему сегодня ее не уважают за то, что она сделала тогда. Мы должны понимать, что политики принимают решение в конкретный момент и исходят лишь из той информации, которой располагают. Безусловно, по прошествии времени все выглядит иначе.
Теперь точно все. Украина погрузилась во тьму: полный блэкаут. Затронуло Молдавию. В бундестаге взвыли: "Срочно звоните в Москву!"
— Есть ли у Европы сегодня такой же лидер, каким 15 лет назад была Ангела Меркель?
— Я надеюсь, что их у нас несколько; что в Европе до сих пор есть политики, которые смогут выбрать направление, сформировать крепкие связи и поставить общие с другими европейскими государствами цели. Проблема в том, что многие европейские лидеры оказались у себя дома из-за популизма и национализма в очень тяжелом положении. Им трудно заручиться поддержкой собственных граждан, что ослабляет этих лидеров на общеевропейском уровне.
— Но я говорю не только о сильных политиках. Чего не хватает Европе, чтобы мировые державы снова воспринимали ее всерьез?
— Она должна стать экономически сильнее. Она должна быть более конкурентоспособной и налаживать партнерство с другими регионами мира. Поэтому так важны такие торговые соглашения, как то, которое Европейская комиссия подписала недавно с Индией или с МЕРКОСУР. Также важно укреплять единый рынок. Мы должны расширить его за счет услуг, рынков капитала и других областей.
Взгляните на транспортную инфраструктуру: по-прежнему невозможно добраться на высокоскоростном поезде из одной европейской столицы в другую. Сообщение работает преимущественно на национальном уровне. Ситуация улучшается, но мы должны ускорить этот процесс. Европа также должна взять на себя бóльшую ответственность за собственную оборону. Вообще у Европы огромный потенциал для того, чтобы стать сильнее в оборонной сфере и экономике, чем сегодня.
— После начала вооруженного конфликта на Украине Финляндия вступила в НАТО. Вот только Североатлантический альянс уже не тот, каким был перед возвращением Дональда Трампа. Как ситуацию оценивает финская общественность?
— У Финляндии не было других вариантов, кроме как войти в Североатлантический альянс. Но, честно говоря, нас всех удивило, насколько быстро общественное мнение изменилось в пользу вступления. Ведь на протяжении десятилетий наша стратегия безопасности основывалась на том, что мы остаемся вне НАТО.
Мы полагались на собственную армию, на собственную стойкость, и это приносило свои плоды. Также мы поддерживали тесные связи с НАТО, и поэтому само по себе вступление не принесло бы нам коренных изменений. И все шло своим чередом, но после начала вооруженного конфликта на Украине мы осознали, что верить России нельзя. Разумеется, большой вопрос, доверяли ли мы нашему восточному соседу когда-нибудь вообще. Мы всегда держались с ним весьма осторожно. Сегодня НАТО потряхивает от "турбулентности", и есть определенные сложности. Но я не думаю, что грядут какие-то принципиальные изменения. Еще до прихода Трампа было принято решение о том, чтобы Европа взяла на себя больше ответственности за собственную оборону и больше инвестировала в свою обороноспособность. Соединенные Штаты Америки сегодня несколько непредсказуемы. Царит неопределенность и недоверие. Но, на мой взгляд, мы способны пережить этот период. Я говорю не только о НАТО, но и вообще о наших трансатлантических отношениях.
— Росту недоверия очень способствуют американские претензии на Гренландию. Финляндия стала одной из восьми стран, которые отправили туда небольшой контингент в ответ на заявления Дональда Трампа…
— Двух человек.
— И тут же над вами нависла угроза пошлин. Что для вас важнее: солидарность с Данией или желание удовлетворить Дональда Трампа?
— Мы очень солидарны с нашими скандинавскими соседями. Скандинавское сотрудничество имеет продолжительную традицию и глубокие корни. Это наш приоритет. На прошлой неделе нам удалось урегулировать ситуацию. Я бы не назвала это конфликтом. Скорее недоразумение. Недопонимание с американской стороны. Сломанный телефон, как говорится. Я не уверена, что мы этот вопрос закрыли, но я убеждена, что вместе мы сможем справиться с этими вызовами. Я оптимист.
— Что стало главным фактором при решении этого "недоразумения"? Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте?
— Потребовались большие дипломатические усилия, и участие приняли многие. Большую роль сыграл и наш президент Александр Стубб. И да, Марк Рютте тоже.
— Александра Стубба считают одним из политиков, кто умеет ладить с Трампом. В чем секрет? Все дело в том, что они вместе играли в гольф?
— Мне не известны все детали. Мы очень гордимся тем, что он способен помочь в поддержании трансатлантических отношений. В столь тяжелые времена нам нужны все те, кто способен в будущем обеспечить крепкие взаимоотношения между Европой и США.
— Ваши президенты традиционно умели ладить и с советскими лидерами. Теперь роль Финляндии как канала коммуникации между Западом и Россией навсегда в прошлом?
— Я не думаю, что нынешняя ситуация надолго. Все зависит от развития событий на Украине. Мы очень нуждаемся в Украине, но когда-нибудь наступит день подписания мирного договора. Это должен быть такой договор, который украинцы смогут принять и с которым смогут жить. Компромиссов будет не избежать, но Россия не может получить все, что хочет, и поэтому пройдет какое-то время, прежде чем будет найдено решение.
Прохожий в Хельсинки, Финляндия - ИноСМИ, 1920, 21.01.2026
Будущее под угрозой: две трети жителей Финляндии не верят, что их дети будут жить лучше нихСогласно недавнему опросу, меньшинство жителей Финляндии верит в лучшее будущее для детей и молодежи, пишет Yle. Также граждане северной страны считают, что решение проблем молодых поколений зависит от будущего системы образования.
Когда появится мирный договор, отношения с Россией придется постепенно нормализовать. На это уйдет много времени, и процесс будет непростым. Доверие будет выстраиваться очень медленно. Но для Финляндии, учитывая наше географическое положение, это куда важнее, чем для других стран Европейского союза. Когда-нибудь нам придется попытаться улучшить отношения. Хотя пока это выглядит очень трудной задачей.
— Выстраивать доверие, наверное, трудно, когда российские корабли повреждают подводные кабели в Балтийском море (ни один случай повреждения подводных кабелей российскими кораблями не был доказан. – Прим. ИноСМИ). Одно такое судно в прошлом месяце задержали ваши моряки. Так же поступили французы и американцы. Приближается момент, когда Европа закроет для российских танкеров с нефтью выход в Балтийское море?
— Посмотрим. Вы коснулись очень важной темы. Вопрос не только в мире на Украине. Должно измениться поведение России вообще. Когда вооруженный конфликт закончится, прекратятся ли и эти российские действия в Балтике? Или Россия продолжит? Если продолжит, то нормализовать отношения будет очень трудно. Россия должна полностью изменить свое поведение и политику.