Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нет согласия в евро-МММ: почему Моравецкий не дал Макрону и Меркель начать диалог с РФ?

Саммит НАТО в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 27.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Евросоюз расширялся в 2004 году, многие в России восприняли это как благо: мол, к нам приближается «зона процветания и стабильности». Да и Польша с Прибалтикой, как уверяли нас из Брюсселя, бросив навеки якорь в ЕС и НАТО, успокоятся и забудут свои фобии насчет России. Это была ошибка: сегодня именно Восточная Европа, как пишет наш автор, блокирует в ЕС попытки мириться с Россией.

За провалившейся инициативой Германии о возвращении к диалогу между Евросоюзом и Россией на уровне первых лиц стоит нечто большее, нежели просто чистка авгиевых конюшен отношений России и Запада накануне сентябрьских парламентских выборов в ФРГ и предстоящего ухода Ангелы Меркель с поста канцлера. На кону помимо прочего и — ни много ни мало — сохранение стратегического суверенитета Европы.

Вот факты вкратце. 24-25 июня в Брюсселе прошел саммит Евросоюза, повестка которого включала в том числе и проведение стратегической дискуссии об отношениях с Россией. На нем к ожесточенным спорам привело предложение канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона инициировать «диалог с Москвой, в том числе и на уровне лидеров». Иными словами, реанимировать практиковавшийся до начала украинского кризиса 2014 года формат саммитов «Россия — ЕС». Тон в ставшей неожиданной для многих инициативе задала Ангела Меркель. Выступая накануне саммита в бундестаге, она подчеркнула «необходимость сохранения разговора с Россией, как бы это ни было трудно» — ради «безопасности и стабильности в ЕС». Меркель предложила разработать перечень общих интересов ЕС и России, которые могут служить основой для подобного диалога. К ним Меркель отнесла вопросы защиты климата, а также установления мира и безопасности в Сирии и Ливии. Глава правительства ФРГ также заявила, что Евросоюз должен искать возможности для того, чтобы напрямую контактировать с Россией и президентом РФ: встречи Джо Байдена с Владимиром Путиным для возобновления диалога Запада с Москвой недостаточно. «Именно Евросоюз должен создать соответствующие переговорные форматы, иначе конструктивный разговор не начнётся никогда» — это заявление Меркель депутаты бундестага встретили аплодисментами. Одними призывами к диалогу канцлер Германии при этом не ограничилась: речь шла и о необходимости создания неких «совместных механизмы реагирования» ЕС на «гибридные угрозы со стороны России».

В отличие от немецких парламентариев, на саммите в Брюсселе предложение Меркель насчет диалога с Россией не оценили. «Без купюр» инициативу Меркель открыто поддержали только президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Австрии Себастьян Курц. Последний подчеркнул, что Евросоюз «не может просто смотреть со стороны, как Соединённые Штаты и Россия ведут диалог». Особенно с учетом того, что ЕС не только «географически ближе» к последней, но и более уязвим, чем далекие США, от таких региональных вызовов, как украинский кризис. Эммануэль Макрон в свою очередь заявил, что после женевского саммита РФ-США в верхах появился смысл в создании формата для диалога между лидерами ЕС и России. Однако прорыва в Брюсселе не случилось: как минимум с Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей договориться Меркель не удалось.

Восточноевропейская фронда

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас выразила недоумение в связи с самим появлением этой германо-французской инициативы, которая стала для неё «неприятной неожиданностью». Особенно после того, как все страны-участницы ЕС «согласились, что Россия — это большая угроза, что она стала более агрессивной», подчеркнула эстонская женщина-политик. Президент Литвы Гитанас Науседа по завершении дискуссии по России заявил, что остался доволен её результатом. По словам президента, сама по себе идея предложенного Берлином диалога не вызывает вопросов, однако его нельзя начинать без предварительных условий. Необходимо сначала обозначить «красные линии» и условия для России. В противном случае это стало бы «неверным сигналом» для Евросоюза, и прежде всего для стран Балтии, а также стран-партнёров (в первую очередь, Украины), — подчеркнул литовский лидер. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий также назвал «преждевременной» встречу лидеров ЕС с президентом России Владимиром Путиным. «Сегодня такая встреча была бы своего рода наградой для президента России за агрессивную политику, провокации соседей и разного рода нападения», заявил Моравецкий в минувшую пятницу.

Россия-ЕС: избирательное взаимодействие

В итоге в заключительном коммюнике саммита прозвучала лишь сухая формулировка о том, что Евросоюз готов лишь к избирательному взаимодействию с Россией. Прежде всего — в сферах защиты климата, борьбы с пандемией, умиротворения в Ливии и Сирии. Предполагается, что выработкой конкретных форм и условий диалога с Россией займётся Европейский Совет (не путать с Советом Европы, где Россия представлена). Кроме того, в качестве жупела вставлен пункт о скоординированном ответе ЕС на «любые дальнейшие злонамеренные, незаконные и подрывные действия России». То есть по сути не предложено ничего нового. Плюс антироссийские санкции были продлены как раз в эти дни: Брюссель продлил их на очередные шесть месяцев. Председатель Евросовета Шарль Мишель обосновал этот шаг следующим образом: «Мы продлили действие экономических санкций против России. Москва должна выполнить свою домашнюю работу, нацеленную на выполнение Минских соглашений». Поскольку всем уже очевидно, что выполнение Минских соглашений зашло в тупик (во многом потому, что Киев уже официально считает их крайне невыгодными для себя), возникает ощущение замкнутого круга. Во многом поэтому канцлер Германии по окончании саммита отметила, что лично она «хотела бы более мужественного шага» со стороны Евросоюза. «Мы не смогли договориться о том, что мы немедленно встретимся на высшем уровне. Но для меня важно, что формат диалога остается и над ним работают», — подчеркнула Ангела Меркель.

В Кремле также выразили сожаление в связи с принятым на саммите ЕС решением: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что «президент Путин был и остается заинтересованным в налаживании рабочих отношений между Москвой и Брюсселем». Песков добавил, что Путин «готов идти в этом налаживании настолько далеко, насколько к этому готовы наши визави».

Тем не менее Песков добавил, что в Москве не теряют надежды: «Страны, которые придерживаются более сбалансированного подхода, как мы надеемся, продолжат работу по продвижению идеи о налаживании диалога между Брюсселем и Москвой. Москва сохраняет свою заинтересованность в этом».

Резоны Берлина

Почему, несмотря на критику со стороны Восточной Европы, для Ангелы Меркель поиск возможностей и соответствующего формата для диалога с Россией на уровне лидеров представляется настолько важным, что канцлер рискнула выступить на саммите в роли «голубя мира»? Она пошла на этот шаг, понимая, с каким сопротивлением ей придётся столкнуться со стороны Варшавы и Прибалтики. Да еще и с учетом того, что накануне саммита ее консервативный блок ХДС/ХСС утвердил совместную предвыборную программу, в которой призвал к усилению сдерживания по отношению к России со стороны ЕС и НАТО. Формулировки звучат категорично:

«Россия бросает вызов нашим ценностям [консерваторы обвиняют Москву в угрозах государствам-членам НАТО, кибератаках, ведении кампаний дезинформации]. Мы не хотим, чтобы это привело к серьезной военной угрозе для Европы», — говорится в программе.

Причин для активного «лоббирования» Ангелой Меркель необходимости поиска диалогового окна с Россией видится несколько. Во-первых (по порядку, а не по значению), ситуация, когда отношения РФ-ЕС находятся в своей низшей точке, портит общий баланс 16-летнего правления Меркель. Европейцы до сих пор так и не простили «железной канцлерин» миграционный коллапс 2015 года, когда толпы беженцев захлестнули континент. Иметь на своей репутации ещё и «пятно» разрушенных отношений с Россией, при которых шансы на стабилизацию ситуации на востоке Украины стремятся к нулю, Ангеле Меркель точно не хотелось бы. Во-вторых, консервативному блоку ХДС/ХСС и его кандидату на должность канцлера Армину Лашету, сменившему Меркель у руля ХДС, перед предстоящими в сентябре парламентскими выборами очень нужен успех. Ну или хотя бы его имитация. Чтобы можно было сказать: есть хотя бы минимальный прогресс по стабилизации ситуации в сфере европейской безопасности.

Эффект Женевы

И, наконец, есть еще один мотив — самый интересный и самый важный. Назовём это эффектом Женевы (имеется в виду недавняя встреча Владимира Путина и Джо Байдена). Долгое время Германия, являясь крупнейшей экономикой Европы, была финансовым якорем Евросоюза. В последние годы ФРГ демонстрирует готовность к тому, чтобы взять на себя ответственность за судьбы Европы. Более того, развернулась буквально схватка за жёлтую майку лидера Евросоюза между Берлином и Парижем. Меркель после сентябрьских выборов в бундестаг покинет место федерального канцлера, но вопрос о том, кто займёт вакансию «политического тяжеловеса Европы», пока остаётся открытым. Ангеле Меркель не раз силой своего авторитета приходилось буквально продавливать непопулярные решения в рамках Евросоюза: недаром на страницах европейских СМИ периодически звучат обвинения, будто в ЕС делают только то, что желает «лобби ММ» — Меркель и Макрон.

Лобби ММ уже слабеет, лобби МММ пока не действует

Полякам, конечно, хотелось бы, чтобы Европой управлял консорциум не из двух, а из трех М в виде этакого европейского МММ: Меркель — Макрон — Моравецкий (премьер Польши). Но для такой роли у Польши не хватает влияния и ответственного подхода к общеевропейским делам, включая отношения с Россией. Тем не менее не в последнюю очередь благодаря Польше на последнем саммите ЕС было продемонстрировано, что влияние Меркель далеко не безгранично. План Ангелы Меркель насчет саммита Россия — ЕС был блокирован коалицией во главе с Варшавой. В этой связи у Берлина возникает опасение, что Европа может остаться на обочине переговорного процесса в ситуации, когда отношения РФ-ЕС находятся на еще более низком уровне, нежели отношения Москвы и Вашингтона.

Если ситуацию не выправить и диалог Россия-Запад пойдет исключительно по линии РФ-США, Европа вновь вернётся к привычной для себя во времена холодной войны роли ведомого. На кону таким образом оказывается вопрос стратегического суверенитета. Ситуация «паны дерутся, а у Европы чуб трещит» — это страшный сон и для Берлина, и для Парижа. А с учетом наличия фактора Китая ситуация и вовсе выглядит уравнением с кучей неизвестных: США готовы идти до конца в противостоянии с Китаем за глобальное лидерство, а вот ЕС — совсем не готов. Кроме того, сохраняет своё значение и фактор неопределённости: Америка при Байдене вернулась в объятия Европы, однако не с прежним лозунгом «США — лидер глобального мира». А с новым, куда более расплывчатым: «Америка возвращается». В каком объёме и куда именно она возвращается? Будет ли эта новая Америка защищать Европу, как это было прежде, или Европе придётся пожертвовать экономическими выгодами от торгового партнёрства с Китаем, чтобы служить США, не получая ничего взамен? Администрация Байдена намеренно не уточняет смысл высказывания «Америка вернулась», сохраняя этим для себя большую свободу маневра.

Фактор «Зеленых»

Таким образом, для Германии поиск диалога с Россией выглядит действительно целесообразным. Особенно с учетом того, что правительству Меркель необходимо до сентябрьских выборов разрешить и ситуацию вокруг «Северного потока — 2». Партия «Союз-90/Зеленые», у которой пока серьёзные шансы на успех, настроена категорически против ввода газопровода в эксплуатацию. Немецкие Зеленые, как и Вашингтон, продолжают считать СП-2 геополитическим проектом Кремля, который ставит под угрозу энергетическую безопасность Европы и способствует ее политической разобщенности.

Госсекретарь США Энтони Блинкен недавно опять высказал опасения, что Россия может использовать «Северный поток — 2» для оказания давления на Украину. В августе Конгресс США вернётся к рассмотрению вопроса о санкциях в отношении компаний и лиц, задействованных в строительстве и вводе в эксплуатацию газопровода. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас недавно заявил о том, что Берлин надеется урегулировать этот вопрос до конца августа, в том числе и с учетом позиции Вашингтона. Меньше всего правительство Ангелы Меркель заинтересовано в том, чтобы недействующий газопровод остался не самым красивым надгробием для ее 16-летнего пребывания на политическом Олимпе. Это ведь будет и уродливый памятник «особым отношениям» Германии с Россией, которые и так уже очевидным образом не вернутся к прежнему уровню. А вот если «Северный поток» будет сохранен, благодаря ему может быть сохранен канал устойчивой коммуникации ЕС-Россия, пригодный в том числе и для решения вопросов стратегический стабильности.

Тут напрашивается один сентиментальный отсыл к истории. В 1934 году в одном из своих выступлений госпожа Джейн Гудолл, будущий посол мира ООН и знаменитый британский антрополог, подчеркнула, что изменения в мире «происходят, когда вы слушаете и начинаете диалог с людьми, которые делают что-то, что вы не считаете правильным». С момента её выступления прошло почти девять десятилетий, в которые уложились Вторая мировая и «холодная война», падение Железного занавеса, значительная перекройка политической карты мира и множество других знаковых событий. Однако смысл сказанного так и не утратил своей актуальности.