«Винер цайтунг»: Отношения хуже, чем сейчас между Россией и Западом, трудно даже представить. Слова о новой холодной войне уже почти стали крылатым выражением. Но на этот раз речь идет не о войне между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком, а о войне между Западом, показывающим себя либеральным и прогрессивным, и консервативной Россией. Это напоминает ситуацию в XIX веке, когда Европа сильно критиковала консервативного царя. Мы вернулись в XIX век?
Сергей Чапнин: Я смотрю на это иначе. Я бы сказал, что у нас в России нет никакой консервативной повестки дня, во всяком случае никакой реальной. Консервативная программа российского правительства — в действительности не более чем риторика.
— Почему?
— Потому что мы все еще в поисках идентичности. В 1990-е годы, после развала Советского Союза, были попытки либеральным и демократическим путем уйти от мрачного коммунистического прошлого. В то время как либеральные элиты пытались реформировать Россию, произошло возрождение русской православной церкви. Церковь была единственным институтом старой, дореволюционной России, который пережил советский период, — хотя и с гонениями и страданиями, но все же пережил. Церковь была единственным мостом к русскому прошлому и выступала за решительный разрыв с советским наследием.
— Не была ли церковь позднего советского времени — несмотря на все страдания при Ленине и Сталине — также под влиянием КГБ и не контролировалась ли она государством?
— Да, определенно. В структуру церкви, восстановленную в середине 1940-х годов, в значительной степени проникла советская секретная служба. И все равно после 1991 года церковь символизировала возрождение России. Попытка церкви снова обратить нацию в веру провалилась в 1990-е годы, как и попытка построить в России демократическое общество. В начале XXI века, после неудавшихся экспериментов, вновь возникло видение будущего России как империи. Тогда церковь поддержала этот политический поворот от демократии к автократии — например, с программой «Русский мир».
— Не могли бы вы рассказать нам об этой программе?
— Первоначальная идея состояла в том, чтобы создать некую защиту для российских общин за границей. Ведь много русских живут на Украине, в Прибалтике или в Центральной Азии, Белоруссия по большей части тоже русскоязычна. Речь шла о поддержке и сохранении русского языка для будущих поколений и о совместных культурных проектах — о классической мягкой силе. При этом церковь с самого начала играла важную роль. Развитие «русского мира» началось с инициативы русской православной церкви.
— Что стало причиной?
— Русскоязычные общины за границей объединяет в первую очередь церковь. Она является важным административным и духовным авторитетом и в этом качестве активно агитировала за программу «русского мира», прежде всего когда в 2009 году митрополит Кирилл стал патриархом. Это пробудило у государства стремление усилить свое влияние на русских по ту сторону границы. В действительности эта концепция за короткое время фундаментально изменилась: из культурного сотрудничества в течение двух лет получилась концепция идеологического давления на русскоязычные общины по ту сторону границ России. Они должны были поддерживать концепцию «русского мира» и тем самым главенство России. Это привело к разногласиям. Смертельный удар по этой концепции нанесла тогда война на Украине, поскольку именно в первый год войны многие русские, которые сражались на стороне сепаратистов в Донбассе, говорили, что сражаются за «русский мир» против украинских «фашистов». Это стало концом проекта. Уже сама церковь больше не использует эту концепцию, которая была так популярна десять лет назад.
— Не был ли «Русский мир» с самого начала политическим? В конечном счете Россия видит в себе преемницу старой Киевской Руси, которая объединяла средневековых предков украинцев, русских и белорусов — в то время как националистические украинцы представляют тезис, что они — единственные наследники Руси, а русским ближе татарская традиция. Не играет ли это противоречие, спор о Руси, также свою роль в концепции «русского мира»?
— Да. У «Русского мира» много измерений. Одно из них состояло в том, чтобы сблизить Россию, Белоруссию и Украину друг с другом как страны, у которых единые корни после крещения князя Владимира. Однако ничего не получилось: мы, русские, часто не понимаем, что происходит в соседних странах. Это, кстати, касается не только Украины, но и Белоруссии. Белоруссия тоже сильно отличается от России, и там сегодня происходит — в данном случае тихий — процесс формирования нации. Россия не воспринимает это всерьез и по-прежнему думает: ах, все равно вы — лишь часть нашего мира, часть этой бывшей Российской империи. Однако это не так. Эти страны отличаются от России. Так, например, белорусам ясно, что их геополитическая ситуация очень сильно влияет на их национальную идентичность. Они живут между католическим Западом и православным Востоком.
— Как и Украина.
— Да, но Белоруссия в целом более однородна, чем Украина, которая сильно расколота. Западная Украина, конечно, ориентирована на Запад с сильным польским влиянием. А восточные украинцы в культурном плане очень сильно похожи на русских. Для многих русских очень трудно признавать Украину как независимое государство. Они не понимают, откуда могли взяться независимая Украина или Белоруссия. Эта слепота порождает много проблем.
— На Западе отделение церкви от государства имеет глубокие исторические корни, которые уходят в Средние века. В православии иначе. Долгое время после Византийской империи господствовал своего рода цезаропапизм, сильная привязка церкви к государству.
— Действительно, это проблема. Византийская традиция, к которой относится Россия, знает только тесные отношения между церковью и государством. Однако был короткий момент, небольшой исторический шанс для другого, более современного пути после развала Советского Союза, когда можно было использовать опыт эмигрантов, покинувших Россию после Октябрьской революции. Их религиозные общины были действительно независимыми от государства, потому что в эмиграции не было никакого православного государства. Это помогло людям заново открыть для себя духовное измерение восточного христианства. То, что создали эти группы за границей, и сегодня у многих православных христиан все еще пользуется большим уважением.
— Однако эти начинания не смогли пробиться.
— Нет. Традиционно тесные связи с государством были сильнее. Кроме того, политике нужна была церковь как поддержка для ее концепции новой империи. Прежний патриарх Алексий не был к этому готов, но Кирилл, патриарх с 2009 года, вполне готов к этому. Он — активный сторонник идеи сотрудничества с государством. Концепция России как представителя консервативных ценностей в противоположность либеральному Западу исходит в основном от него. Он развил ее в конце 1990-х годов и «продал» в 2012 году президенту Владимиру Путину — в начале его третьего президентского срока, когда Кремлю были нужны новые идеи.
— Что из этого получилось? Настолько ли Россия сегодня консервативна, как она себя показывает?
— Нет. Это по большей части показная риторика. В России сегодня программы и концепции не столь важны. Люди заняты выживанием. Экономическая ситуация становится все хуже, и нет никакой конкуренции в политической жизни. Конечно, много говорится о консервативных ценностях, таких как семья, но статистика говорит другим языком: на каждые две свадьбы приходится один развод. Хотя число абортов и сократилось, но не из-за традиционных ценностей или религиозной мотивации, а по причине более широкого применения противозачаточных средств. В действительности Россия — это очень древняя страна, на которую Запад оказал очень сильное влияние.
Сергей Чапнин — российский публицист, бывший заместитель главного редактора «Журнала Московской Патриархии».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 1 «В действительности Россия стала более западной» ----------------------------- звучит как оскорбление 
| 8 Еще один либеральный спец по России. 
| 4 что энто было? чего он там нарассуждал... — Русскоязычные общины за границей объединяет в первую очередь церковь. - вот энто новость...а народ то не знал, оказываются все как один ходят в церковь))) Развитие «русского мира» началось с инициативы русской православной церкви. - чего? что он вообще несет.. такое ощущение, что я с энтим типом живу в параллельных вселенных.... Раскрыть всю ветку (4 сообщений в ветке) 
| 0 a--z, Как человек сильно вовлечённый, он знает, что на Украине прихожан РПЦ МП больше, чем в России... Хохлы не религии повёрнуты сильнее русских. Там и комсомольские вожаки переквалифицировались в пасторов. (Турчинов) 
| 0 a--z, церква давно превратилась в клуб, где можно пообщаться на родном языке с людьми с близкой ментальностью в чуждом мире купи-продай, где человек винтик и потребитель. Для этого религия и была придумана. Но русские сегодня представляют угрозу экспансии Запада, поэтому эти храмы нежелательны, т.к. являются проводниками чуждого влияния, мешают ассисилироваться и превращаться в предателей "русского мира". 
| 0 Чтоб я так жил, то что она превратилась, не значит, что в него ходят! в россии в православную церковь ходят раз в месяц 1% населения(1 процент, карл!) положим за границей больше, ну пусть каждый десятый эмигрант ходит в церковь, но это блин каждый десятый! сам знаю только про германию, там жили родственники и живут занакомые, так вот, там есть православные церкви, которые посещаются людьми ровно по разу, а потом люди собираются в барах или ходят в гости к друг другу... да и в целом, культурное и социальное влияние церкви в самой россии ничтожно. у церкви непомерное политическое влияние, в отдельных регионах она во многом уже подменяет даже власть, это при том ничтожном количестве верующих, определенное экономическое влияние, которое на самом деле не стоит преувеличивать, но вот на умы и совесть людей церковь практически не влияет. 
| 1 a--z, Стоит признать статистика разводом, абортов и "мамочек-одиночек" очень грустная и показательная. Поэтому такие почитаемые консервативные ценности как семья, отечество и тд у нас только на словах, но далеко не в головах. Поэтому, пора это начинать вдалбливать в головы с детсадовского возврата. Хотя бы с того, что отец это глава семьи, мать его советник. На этих начальных принципах основанные как на биологических, так и на религиозных законах мы уже сможем сохранить и приумножать семью 
| 4 Фу на ту церковь которая отрицает советское прошлое. ФУ на ту церковь которая за отрыжку Империи - белоимигрантов. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 сепаратист, Путин показал, что Западу, как и Бандере, который об этом писал в своей брошюрке, не нужна никакая Россия — ни монархическая, ни советская, ни либеральная. Лучше бы её совсем не было, тогда эти кусочки можно было высасывать очень длительное время. Религия сьала одним из инструментов влияния на экспатов, которые могут окпзать противодействие русофобским настроениям. На самом деле, Россия — лишь повод. Буржуинам всё равно, когда у них финансовый кризис, ломка наркомана. Они хватают всё что плохо лежит не осознавая последствий. Оеи хотят решить проблемы за чужой счёт, но емли это не удастся, начнут жрать друг друга. И тогда либерализм скатывается к фашизму. Уже сейчас милитаризм и звериная ненависть их выдаёт с головой. Бизнес — это преступление, форма криминала, разрешённая на Западе, как покупка рабов в недавнем прошлом, как реальное нарушение прав и свобод при лживом их декларировании, полное безразличие к смертям неимущих соотечественников. 
| 0 "Русский мир" — это программа культурной и гуманитарной связи людей, говорящих на русском языке. Экспаты становятся теми, кто способствует сближению культур. Однако англосаксонский колониальный мир пытается всех насильственно ассимилировать, для чего сначала пытается национально разобщить людей, а со временем рынок маргинализует и отторгает эти недоразумения, которые становятся не более чем торговой фишечкой, а культурка — в расхожим товаром. Что до институтов неграждан и принуждения к отказу от русской идентичности, новой волны русофобии, становится понятно, почему либерасты-колаборационисты вдруг начали искать пятна на солнце, выказывая свою плохо маскируемую русофобию. Есть геополитический заказ, и они его отрабатывают. Русофобия характеризуется неспособностью и нежеланием замечать проблемы людей, для кого русский язык является родным. Им даже ставится в вину, что они не хотят ассимилировать, более того, подвергают социальной сегрегации и лишению в гражданских правах. Какая к чёрту демократия? www.km.ru/world/2018/04/11/polozhenie-russkoyazychnogo-naseleniya-v-stranakh-baltii/823415-politemig Но либерализм в полной красе. Где выгодно, там и враньё. Не пытайтесь ухватить либерала за язык, он у них очень скользкий. Я бы назвал их болезнью общества. Лакмусовой бумажкой для них является характеристика СССР как "мрачного периода". Этот период был некомфортен только барыгам, фарцовщикам, проституткам и прочим казнакрадам. И они себя считают новой формацией? Но они как раз перерождение старой формации, и поповщина — их попутчики, спекулирующие на истории. Совершенно хаотичная по своей русофобии статья проеврепеившейся шавки, у которой закончился патриотический контракт и оно начало нести за что хорошо платят. Хотя это более похоже на то, что сидело в подкорке этого потомственно-репрессированного. Если его кастрируют в США, его дети или внуки также будут ругать и эту страну. Народец перекати-поле, что с них взять, где насрал — там и родина. Путин пытается на фоне угрозы провоцирования внутренних распрей и дальнейшего развала русского мира / России (в бывших республиках СССР русские никогда не были меньшинством, по крайней мере последние 300 лет) сглаживать конфликты, возникающие по другим вопросам, объединяя в интересах целостности страны разношерстную публику: марксистов, банкиров, религиозных мракобесов, имперцев, монархистов, либерал-националистов, присмыкающихся власти урапатриотов, эмигрантов, экспатов и "наших иностранных партнёров". Всех этих людей объедмняет лишь язык, который англосаксы записали в подлежащий забвению, "чтобы не было возврата в прошлое". Только бакс, только англсоц, только заокеанский Большой Брат. В условиях ослабленной России вступать в разборки с мировой финансовой закулисой — это опять терпеть бедствия и разрушения (истиное отношение к русским Запада мы видим на Донбассе). И то, что они потравили Скрипалей, а не каких-нибудь британских граждан, пусть и совершенно бесполезных, говорит от настоящем отношении наглосаксов к России как дикарям, которых не жалко. "Впервые применено" непонятно что в Европе (США сами себя взрывают когда надо, помним башни), совершенно игнорируя применение массовых убийств со своей стороны в течение многих десятилетий за пределами их оазиса, будто там и не люди вовсе. Хотя, иногда, они льют скупую слезу над туземным ребёночком (актёром из семей белых касок), как они страдают о пеликанах или голубой плесени, и прочих исчезающих видах, которые можно было бы выгодно перепродать. 
| 1 На Западе отделение церкви от государства имеет глубокие исторические корни, которые уходят в Средние века - особенно в Англии с её королевой-главой церкви или у немчуры с её готт-митт-унсом... 
| 5 Ну задолбали своим западом! Кроме вас варваров в мире нет других культур, мест и частей света? О чем вы вообще: аборты. выживание... Вы о себе позаботьтесь лучше, халифат европейский. 
| 1 (бывший заместитель главного редактора «Журнала Московской Патриархии».) Так-так, не чужой человек церкви, понятно откуда такая ориентированность. 
| 2 М-да, а всё начиналось с бородки, подстриженной на протестантский лад :) 
| 4 ну зачем, зачем он употребляет оборот "мы, русские"?! я с ним ничего общего не хочу иметь(((
Показать новые комментарии (0)Санта-Клаус
vadim68
a--z
liova01
Чтоб я так жил
a--z
butakovan
сепаратист
Чтоб я так жил
Чтоб я так жил
Alexxandro
Donpedro
aist99
juri_inosmi
О Ба Це
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)