В центре внимания турецких обозревателей – совместная дипломатическая инициатива России и США, связанная с проведением международной конференции по Сирии с участием конфликтующих в САР сторон. Большинство обозревателей отмечают факт сближения США и России в вопросе по Сирии, при этом, по мнению Star (12.05), «сблизил Вашингтон и Москву теракт в Бостоне и сотрудничество российских и американских разведслужб в борьбе против так называемого исламистского терроризма». Другой обозреватель Star (13.05) полагает, что консенсус США и России стал событием неожиданным и в то же время долгожданным с самого первого дня возникновения сирийского кризиса.
Вопреки многим ожиданиям в результате выработки совместной российско-американской инициативы изменения коснулись не российской, а американской позиции, заключает Milliyet (10.05). И, судя по сделанным в Москве заявлениям, продолжает автор, «непременный уход Асада» больше не является предварительным условием начала переходного процесса в Сирии.
Готова ли Россия отказаться от Асада? – задается вопросом Akşam (13.05). Издание приходит к выводу, что на сегодняшний день Кремль, будучи воодушевленным военными успехами, достигнутыми Асадом в последнее время, полагает, что правительство САР превосходит сирийскую оппозицию в военном отношении. Важнейшая причина поддержки Москвой Дамаска – чеченский синдром и беспокойство Кремля о распространении радикального исламизма в мусульманских сообществах в России. Как полагает газета, для России, рассматривающей войну в Сирии как восстание радикальных исламистов против светского режима, идеальным решением сирийского вопроса было бы силовое подавление повстанцев руководством Дамаска (по чеченскому сценарию). Россия изначально приняла сторону сирийского правительства, поскольку полагает, что в условиях отсутствия сильной альтернативы уход сирийского лидера с поста президента приведет к еще большей эскалации кризиса, отмечает Hürriyet (13.05).
Со ссылкой на «Интерфакс» издания сообщали о переносе Россией сроков проведения конференции по Сирии, изначально запланированной на май 2013 года, в связи с «расхождениями по вопросу о том, кто может быть легитимным представителем каждой из конфликтующих сторон в Сирии» (Haberturk.com, 11.05). Отмечается, что в то время как проведению данной конференции был зажжен «зеленый свет» правительством Асада, сирийская оппозиция пока не дала утвердительного ответа.
Оппозиция Сирии скептически отнеслась к призыву Вашингтона и Москвы начать переговорный процесс участников конфликта в Сирии, констатирует Zaman (9.05), приводя заявления представителей сил оппозиции и обращая внимание на отсутствие официального заявления Сирийского национального совета по данному вопросу. Как отмечает издание, оппозиция в Сирии стремится получить гарантии того, что временное правительство будет создано без Башара Асада, в связи с чем говорит о необходимости его ухода с поста президента до начала переговоров. Оппозиция обеспокоена тем, что проведение подобной конференции может превратиться в дипломатическую попытку признания возможности создать такое временное правительство, в котором примут участие как президент Асад, так и ключевые представители режима.
Две мировые силы, с одной стороны, приходят к договоренности о проведении переговоров между режимом Асада и оппозицией, с другой – предпринимают маневры, связанные с милитаризацией сирийского кризиса, утверждает Radikal (13.05). Как отмечает газета, «сближению двух государств в рамках женевского коммюнике способствовал план России по поставке в Дамаск ракетных комплексов С-300, а также готовность США вооружать оппозицию в зависимости от результатов расследования по химоружию в Сирии». Между тем, согласно заявлению Карлы дель Понте, руководителя комиссии ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии, первые полученные сведения говорят о том, что химическое оружие использовала оппозиция, что в значительной мере спутало планы Вашингтона, вновь переключившегося на женевское коммюнике и курс на сближение с Россией.
Апеллируя к американской Wall Street Journal, издания сообщали о намерении России продать сирийскому правительству зенитные ракетные системы С-300 и приводили реакцию официального представителя Белого дома Джея Карни, согласно которому США неоднократно призывали Россию прекратить поставлять вооружения сирийскому режиму (Zaman, 10.05). Bugün (10.05) цитирует заявление Госсекретаря США Джона Керри о том, что отправка Россией систем ПВО в Сирию представляет потенциальную угрозу для безопасности Израиля. Это же издание сообщало о том, что израильские дипломаты стараются убедить российскую сторону отказаться от поставки С-300 в Дамаск.
Cumhuriyet (10.05) публикует заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова, в котором отмечается, что Россия не планирует продавать комплексы С-300 в Сирию и отмечается, что их поставка была выполнена ранее. Как полагает обозреватель Zaman (13.05), это двусмысленное заявление России не позволяет пролить свет на вопрос поставки российских вооружений в Дамаск и оставляет его под завесой неопределенности. По мнению автора, возможно, вопрос С-300 станет одним из пунктов повестки дня визита израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Россию, в ходе которого премьер Израиля будет пытаться убедить Москву отказаться от данного шага. Получение режимом Асада такого рода вооружений создаст препятствия для нанесения Израилем авиаударов по территории Сирии или, например, создания в Сирии зоны, запретной для полетов.
Турецкий политолог Гектюрк Тюйсюзоглу (Yeni Asya, 10.05) полагает, что Ближний Восток стал ареной противостояния двух силовых полюсов, возглавляемых сторонником идеи многополярности – Россией и важнейшим игроком евроатлантического мира – США. Первый блок составляют правительство аль-Малики в Ираке, режим Асада в Сирии и «Хезболла» в Ливане, второй – Турция, оказывающая поддержку сирийской оппозиции, иракские и сирийские курды, которых она стремится в рамках процесса решения курдского вопроса «перетянуть на свою сторону», Иордания и в последнее время активизировавший авиаудары по Сирии Израиль. Политика, которую в настоящее время стремится преследовать правительство Асада, нацелена на получение гарантий сохранения сирийским президентом собственной власти, а также на достижение согласия США и России по сирийскому вопросу.
Ряд международных игроков, стремящихся возложить ответственность за теракты в Рейханлы (турецкая провинция Хатай) на представителей власти в Сирии, преследует цель – расстроить планы по проведению конференции, направленной на мирное урегулирование сирийского кризиса, отмечается в заявлении председателя комитета ГД РФ по международным делам Алексея Пушкова (Bugun, 11.05).
Издания информировали о встрече президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, обращая внимание на единодушие сторон относительно необходимости сохранения территориальной целостности в Сирии и мирное решение сирийского вопроса (Yeni Asya, 12.05).
Zaman (10.05) публикует статью директора парижского института международных и стратегических отношений Дидье Библиона, который приходит к выводу, что взгляд России на события на Ближнем Востоке и Сирии в значительной мере отличается от позиции западных и арабских государств, поскольку Москва полагает, что цель интервенционизма данных стран состоит не в содействии демократизации в Сирии, а в создании нового расклада сил на Ближнем Востоке. Москва настаивает на политическом решении сирийского вопроса, при котором сирийцы самостоятельно примут решение, и, если заинтересованные силы прислушаются к такому способу урегулирования вопроса, Россия сможет сохранить свои региональные интересы.
Россия, военные корабли которой находятся с временной миссией в Средиземном море, приступила к активным действиям по созданию постоянной военно-морской силы в южных морях, отмечает Bugun (12.05). Согласно заявлению главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, в составе Средиземноморского соединения РФ будут находиться 5-6 единиц Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов с привлечением атомных подводных лодок.