Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Самолёты над Украиной падают по вине России, расследовать не обязательно

Европейские СМИ о ситуации на Украине 17-23.07.2014

© REUTERS / Maxim ZmeyevОполченец на месте крушения самолета Боинг 777
Ополченец на месте крушения самолета Боинг 777
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Две темы были в центре внимания европейских медиа: крушение малазийского Боинга на Украине и усиление санкций против России. Слова, политика и действия украинских властей упоминались, цитировались, но практически не комментировались, за исключением единичных материалов. Виновной в трагедии «Боинга» СМИ, не дожидаясь расследования, заранее определили Россию.

Две темы были в центре внимания европейских медиа: крушение малазийского Боинга на Украине и усиление санкций против России. Слова, политика и действия украинских властей упоминались, цитировались, но практически не комментировались, за исключением единичных материалов. Виновной в трагедии «Боинга» с подачи США заранее определили Россию. Редкие авторы переживали случившееся, остальные, не дожидаясь расследования, поливали нашу страну и её президента грязью.

«Украина перед выбором: либо стать федеральной, либо развалиться»

«Сегодняшняя централизованная Украина либо «переживет» федерализацию, либо станет заложницей политических интересов и распадется на части» – к такому заключению пришла австрийская Salzburger Nachrichten, обсуждая украинские проблемы. При этом много внимания и критики было уделено позиции России.
Досталось, правда и ЕС. «Нельзя быть «слепым на один глаз», – отметила газета. – Ведь и «западная сторона» допустила грубые ошибки: Европейский Союз (к сожалению, в качестве младшего партнера США) из-за своей абсолютно неправильной политики по отношению к Украине поспособствовал началу самого крупномасштабного международного конфликта на европейском континенте со времен Балканской войны. Как часто бывает, причинами стали лень, невежество и незнание истории внешней политики США и ЕС в отношении соответствующей страны».

Практически одновременно «Немецкая волна» заинтересовалась, «Почему Киев не спешит с ратификацией соглашения об ассоциации с ЕС», и привела несколько возможных причин этой задержки. Один из экспертов считает «главной причиной проволочек с ратификацией соглашения об ассоциации процессы, происходящие внутри самой Украины. … перед угрозой досрочных выборов Верховная рада может попросту торговаться с президентом».

«Вина за атаку на малазийский «Боинг» лежит на России»

Это убеждение польского журнала Newsweek Polska было характерно для европейских медиа всех уровней, и настроены они были агрессивно антироссийски и антипутински.


Мэри Дежевски в британском журнале The Spectator  подытожила реакцию СМИ на произошедшее: «Если судить по значительной части сообщений западных средств массовой информации, опубликованных в последние дни, то можно подумать, что Владимир Путин в прошлый четверг весь день сидел в Кремле и размышлял о том, как бы посильнее очернить свой имидж на Западе, пока ему не пришла в голову блестящая идея – заставить не очень сообразительных подставных лиц взорвать в небе международный авиалайнер».

Саманта Пауэр на заседании Совбеза ООН 18 июля 2014


Русская служба Би-би-си изложила основные тезисы речи представителя США в ООН Саманты Пауэр, в которой та откровенно пыталась возложить вину за гибель малазийского лайнера над Украиной на Россию. Вслед за этим слушателям были предложены, кратенько, правда, тезисы выступления представителя России при ООН Виталия Чуркина. Завершили их почему-то требования представителя Украины Юрия Сергеева к России прекратить помощь сепаратистам и провокации на границе. Крушение самолёта ушло в сторону.

И это был «мягкий» вариант комментирования события. Более объективным, пожалуй, признать можно только репортаж корреспондентов агентства Рейтер 18 июля с места падения обломков Боинга, в котором они признали, что «спасатели поставили несколько палаток, группы ходят по полю в поисках обломков и фрагментов тел. Уцелевшие чемоданы погибших пассажиров сложены в одну кучу. Тела пассажиров на тех же местах, что и были вчера». Кроме того, «в Донецк прибыли 17 новых сотрудников ОБСЕ и 4 эксперта от официального Киева», а сепаратисты выступают «за привлечение максимального количества экспертов» и не препятствуют их работе.

Такого рода публикации были исключением. Подавляющее большинство изданий, корреспонденты которых даже близко не стояли рядом с местом крушения, откровенно лгали о «пьяных сепаратистах», обирающих тела погибших, и назначили виновными в крушении Россию и Путина. Тональность материалов варьировалась от негативной («Кремлевский Макиавелли привел Россию к катастрофе») до оскорбительно-хамской («Арестовать кремлевского дьявола!»).

Французская версия американского онлайн-издания Slate.fr, хоть и признала, что «пока еще слишком рано говорить о том, на ком лежит непосредственная ответственность за падение рейса МН-17. Сепаратистах? России? Киевских властях?, – но тут же заявила, – Как бы то ни было, политическая ответственность Владимира Путина тут совершенно ясна».

Логика странная: при чем здесь политическая ответственность Владимира Путина, если «пока ещё слишком рано говорить»? А если это произошло по вине киевских властей, то их политическая ответственность будет – не очень ясна? Или они вообще ни за что не будут отвечать?

А авторы некоторых изданий откровенно признали, что Европа (США не упоминают, но и так понятно, что с их подачи) «устала» от самостоятельного и «непослушного» президента РФ, и ему «уже давно пора уйти в тень, чтобы обеспечить целостность Украины и мир в Европе».

То есть, надо понимать, что Европа уже не может и не хочет обеспечить ни первого, ни второго…

Как в Европе ловят украинских «уток». Накануне трагедии

«Редкая птица долетит до середины Днепра», – написал когда-то великий русский писатель Николай Гоголь. Однако информационные «утки», выпускаемые на волю нынешними киевскими властями, легко разлетаются по всей Европе, пересекают Ламанш и даже Атлантический океан. Их там ждут и им верят…

Не только респектабельная британская The Times, но и русская служба Би-би-си поймали и предложили своим аудиториям (одна в Британии, другая в России) очередную «утку» украинской пропаганды: «Россия сбила украинский истребитель»! Газета даже не удосужилась проверить информацию, а вот рупор британской внешнеполитической пропаганды всё же сообщил – россиянам, правда, а не британцам: «представитель министерства обороны России назвал эти обвинения абсурдными, а постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин на вопросы журналистов ответил: «мы этого не делали».

И выращивают своих… После трагедии

Сбор тел погибших при крушении лайнера Boeing 777 Малайзийских авиалиний в районе города Шахтерск Донецкой области

Вечером в день крушения малазийского лайнера французская Le Figaro привлекла «военного эксперта», заявившего, что «у украинской армии и пророссийских сепаратистов в настоящий момент нет ракет, которые могли бы сбить самолет на лету». Следовательно, самолет был сбит российской ракетой с российской территории. Эту нелепость в Европе обсуждали вполне серьезно…

При этом очень мало внимания было уделено утверждениям испанского диспетчера, следившего за полетом «Боинга», по поводу замеченных им рядом с лайнером незадолго до крушения военных самолетов. А его реплика-вопрос в Твиттере о том, что «Киевские власти сообщили, что «Боинг» разбился, как только он исчез с радаров. Как они могли узнать это так быстро»? – заинтересовала почему-то лишь одно из украинских интернет-изданий.

Поиск истины не интересует «большую» прессу

Так как истина может оказаться крайне неудобной не только для европейских СМИ, но, прежде всего, для европейских политиков. Поэтому вполне внятные, без истерик, комментарии появлялись в онлайн-изданиях. Так, французский Atlantico, в отличие от Le Figaro, предоставил слово 18 июля профессиональному эксперту, который предположил ошибочный пуск ракеты украинской армией, т.к. «в 2001 году украинцы уже сбили по ошибке российский самолет во время учений. Такой сценарий выглядит наиболее правдоподобным».

И если окажется, что это были украинцы, то отношения с Киевом будут пересмотрены, – выразил уверенность эксперт. Более того, – «Если Украина виновна, это может привести к выравниванию санкций».

Ну, это уже перебор! – отмоют Киев в таком случае, пожурят, но – отмоют. Не позволят американцы оторвать Украину от Европы.

«Нужно признать, – отметило французское онлайн-издание Le Huffington Post, – что расследование обстоятельств трагедии с рейсом МН17 еще толком не успело начаться, но все уже называют виновных».

Что изменят санкции против России?

Крушение малазийского лайнера стало поводом для администрации США требовать у зависимых во многом от них европейских стран быстрейшего усиления санкций против России.

Как четко определила уже 18 июля, на следующий день после катастрофы, «Немецкая волна»: «Теперь все чаще будут звучать требования более четко принять сторону Украины и оказать ей прямую поддержку в военных действиях против сепаратистов. И можно не сомневаться в том, что теперь усилятся голоса тех, кто выступает за широкомасштабные санкции против России, хотя до сих пор европейские главы государств и правительств всеми силами старались избежать того, чтобы быть втянутыми в дальнейшую эскалацию конфронтации с Россией».

То, что было сделано ЕС, совсем не устроило США и Великобританию, призналась британская The Independent. По свидетельству газеты, высокопоставленный чиновник США назвал соглашение по санкциям (расширить к четвергу черный список для Украины и России, а также рассмотреть дополнительные меры по ограничению военных контрактов, предоставлении РФ финансовых услуг и инновационных технологий), принятое в Брюсселе во вторник главами МИД ЕС, «слабым».

И на фоне хоральных усилий европейской прессы с требованием «заклеймить позором Россию», не дожидаясь расследования катастрофы, одинокий голос американского политолога Томаса Грэма в лондонской The Financial Times прозвучал почти незамеченным: «Стремящиеся наказать Россию более жесткими санкциями, поступают неверно». А Западу, прежде всего, следует «привести в порядок украинскую экономику».

Автор вообще привел массу очень разумных доводов и рекомендаций для Украины, но – Киев на них точно не среагирует... Не читают там подобную «крамолу».

Поводы для обвинений в адрес России европейские журналисты найдут всегда, но причина останется одна, и её хорошо отражает заголовок вчерашней британской FT – «Как укротить строптивую Россию».

 

Подготовил Виктор Карасин.

Мнение остальных членов редакции может отличаться.