«Забастовка водителей грузовиков настраивает народ против Кремля.… Хотя основные российские СМИ в значительной степени игнорировали „антиплатоновскую“ забастовку, некоторые оставшиеся либеральные издания публикуют подробные сообщения об этой акции. „Новая газета“ сообщает о забастовках в Волгограде, Саратове, Санкт-Петербурге, Мурманске, Кургане, Екатеринбурге и Москве», — писал Пол Родерик Грегори (Paul Roderick Gregory) в журнале Forbes (19.04). Причем лексика и тон статьи автора очень напоминают по форме статьи в газете «Правда» 70-х годов прошлого века: «„Платоновская“ забастовка — это показательная битва между Кремлем и российским рабочим классом. Протест дальнобойщиков предлагает модель борьбы с „монстром“ политической системы Путина, которая учит простых россиян, что бороться бесполезно. Если Кремль отступит и откажется от налога, российский народ может увидеть, что сопротивление может сработать».
Дэвид Филипов (David Filipov) из The Washington Post (21.04) был корректнее, хотя большую часть статьи уделил негативным по отношению к системе «Платон» высказываниям водителей бельшегрузов, которые «жалуются, что налог неэффективен, в лучшем случае, и вызывает подозрения, учитывая, что его собирает частная компания, связанная с российским президентом Владимиром Путиным». «Дальнобойщики говорят, что они понимают необходимость уплаты налогов, но они осуждают систему „Платон“ как непрозрачную», — указал он.
Все же автор в конце статьи привел слова пресс-секретаря Росавтодора Дмитрия Игнатьева о том, что проблема не в системе «Платон», которая является типичной толлинговой системой в Европе. Все собранные деньги идут непосредственно в дорожный фонд, сказал он, а платежи правительства поставщику за его услуги «абсолютно прозрачны». Системе «Платон», сказал он, противостоят владельцы транспортного бизнеса, которые привыкли уклоняться от уплаты налогов и занижать цены на свои услуги. «Водители тех компаний, которые работают легально, не пострадают от „Платона“», — сказал Игнатьев.
Ситуация с преследованием геев в Чечне была одной из основных тем ведущих СМИ. В интервью National Public Radio (18.04) московский корреспондент британской газеты The Guardian Шон Уокер (Shaun Walker) отметил, что «В России достаточно гомофобное общество, и все же в Москве и других российских городах геи вполне процветают. Есть гей-клубы, среди образованной либеральной элиты быть геем считается вполне нормальным. В Чечне все по-другому — это сильно исламское место (слово „республика“ Уокер на протяжении всего интервью тщательно избегал) с очень и очень традиционными семейными и клановыми отношениями. Там даже говорить о том, что в республике могут быть геи, — табу. Там нет даже подпольного бара, клуба или другого места, где могли бы собираться геи. То есть это воспринимается как, действительно, что-то совершенно неприемлемое».
«Проблема в том, что если люди в твоей семье узнают, что ты гей, это станет пятном для всей семьи. Другие братья и сестры не смогут жениться и выйти замуж, вся семья будет опозорена».
Московская журналистка Анна Арутюнян указала в USA Today (20.04), что предсказание ЛГБТ-сообщества о том, что формальное правительственное расследование о содержании геев в Чечне под стражей и пытках вряд ли найдет какие-то подтверждения этому, оказалось пророческим. «В четверг пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что следователи до сих пор не нашли никаких доказательств, подтверждающих сообщения „Новой газеты“ о том, что полиция в Чечне задержала 100 подозреваемых геев и держала их в специальных центрах под стражей, убив по меньшей мере троих из них».
Весьма эмоционально рассказал о ситуации Эндрю Крамер (Andrew E. Kramer) в The New York Times (21.04) на примере некоего Максима из Чечни, который в итоге спасся, благодаря «Российской ЛГБТ-сети» в Санкт-Петербурге, у которой в этом регионе круглосуточно работает служба помощи гомосексуалистам.
Россия запретила «Свидетелей Иеговы» как экстремистскую организацию, сообщила The Washington Post (20.04). «Верховный суд встал в четверг на сторону правительства и постановил, что штаб-квартира группы в Санкт-Петербурге и 395 церквей могут быть изъяты и ликвидированы. Все церковные мероприятия, включая церковную службу и поквартирный обход для проповеди Евангелия, были запрещены. Тем, кто бросит вызов этому решению, грозит штраф в несколько тысяч долларов и от шести до 10 лет лишения свободы».
Газета отмечает, что «170 тысяч российских членов этой церкви не голосуют, не служат в армии и отказываются от участия в национальных праздниках, которые прославляют насилие. Это означает, что они часто избегают поддерживать государство на митингах, празднованиях, например, в связи с присоединением Крыма. Это проблема для российского президента Владимира Путина, который, естественно, с подозрением относится к группам с прозападными симпатиями. Это также способ для него показать поддержку Русской православной церкви».
По мнению автора, «Россия больше не хочет придерживаться принципов открытости и терпимости. Режим Путина не слишком обеспокоен тем, что о нем могут подумать другие страны в связи с этим. В некотором смысле он демонстрирует точно такую же непокорность и несговорчивость, как и „Свидетели Иеговы“ — и такую же жизнеспособность. Однако „Свидетели Иеговы“ демонстрировали свою жизнеспособность на протяжении гораздо более длительного времени».
«Москва планирует предоставить людям новые квартиры, но в чем подвох?», — интересовался московский корреспондент The Christian Science Monitor Фред Вир (Fred Weir) и тщательно этот подвох пытался найти, ссылаясь на «отсутствие прозрачности в принятии решение, хищения и коррумпированность» российских властей (The Christian Science Monitor, 19.04). «Многие жители боятся, — пишет он, — что они будут переселены в огромные новые жилые районы на городских окраинах — без зеленых насаждений и общественной среды обитания, — к которым они привыкли, а ценная территория под их недвижимостью в центре города будет передана застройщикам для строительства элитного жилья для богатых».
Он даже нашел семью, которая счастливо живет с двумя детьми в хрущевской двушке и беспокоится о том, что их заставят съехать с насиженного места принудительно. Не забыл автор и беспокойства экологов в лице Алины Ингаличевой, биолога и члена экспертного Общественного экологического совета Москвы, которая «в ужасе от планируемого радикального сокращения зеленых насаждений в городе и роста плотности населения». Она абсолютно уверена, что «Вскоре эти пятиэтажки станут 30-этажными муравейниками с минимальным пространством, зеленью и светом. Все рациональное планирование города было выброшено в окно. Приговор Москве уже подписан, и мы на бешеной скорости мчимся к пропасти».
Мимоходом, правда, Фред Вир упомянул и тех, кто мечтает быстрее покинуть свои «хрущобы».
The Washington Post (18.04) стращала американцев тем, что футбольные фанаты, виновные в «грубых нарушениях» во время Чемпионата мира 2018 года, могут оказаться в российской тюрьме. Иностранным болельщикам также грозит депортация и последующий запрет на повторный въезд, если они сделают что-то, угрожающее безопасности или нарушающее игру.
В прошлый понедельник президент Владимир Путин подписал ряд поправок, которые требуют 15-дневного тюремного заключения, депортации и запрета на повторный въезд в страну для болельщиков, которые позволили себе «грубые нарушения». Ранее предполагалось, что закон в подобных случаях потребует от иностранных болельщиков платить только штрафы.
Редко, но — случается, когда о России пишут позитивно или хотя бы нейтрально. Так, The New York Times (18.04), признала, что «российское влияние на моду сейчас так велико, что его можно сравнить только с началом прошлого века, когда мир восхищался „Русским балетом“ Сергея Дягилева». Газета подробно рассказала о новых именах в российской индустрии моды: Гоше Рубчинском, Демне Гвасалии, Лотте Волковой: «Все трое фокусируются на мешковатой уличной одежде, синтетических тканях и смелых основных цветах — то есть на том, что носили в юности. Этот стиль — однозначно восточноевропейский, со странной тягой к уродливому и необычному — не выглядит высокой модой, точнее не выглядел ею до недавнего времени. Тем не менее, теперь он господствует на многих подиумах».
Случаются в американских СМИ и сообщения, которые оставляют без комментариев. Россия планирует расследовать деятельность американских СМИ с целью определить, оказали ли они незаконное влияние на парламентские выборы в 2016 году, сообщила вашингтонская The Hill, (19.04) со ссылкой на Moscow Times. По сведениям газеты, Леонид Левин, глава комитета Госдумы по информационной политике и связи, отметил, что CNN, «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа» должны быть среди тех, чью деятельность следует расследовать, так как работа журналистов в этих СМИ могла повлиять на результаты российских выборов.
«Структуры, которые мы обсуждаем, являются частью общей американской системы давления на нашу страну. Они используют различные инструменты в отношении как российского избирательного процесса, так и нашей страны в целом», — сказал Левин во вторник на заседании комитета Госдумы.
Россия демонстрирует боевую мощь от Аляски до Японии, отметил Закари Коэн (Zachary Cohen) на сайте телеканала CNN, (21.04). Руководство американского военного ведомства заявляет, что в полетах российских бомбардировщиков у побережья Аляски «нет ничего необычного», а представитель американского оборонного ведомства назвал действия сторон «безопасными и профессиональными».
«Американские военные пока воздерживаются от противодействия российской авиации, которая совершает опасные пролеты над кораблями ВМС США. Однако если незначительная провокация приведет к эскалации и создаст ситуацию, близкую к масштабной войне, Москва окажется в проигрышном положении, считает генерал ВВС в отставке Майкл Хайден (Michael Hayden). „Никто не хочет воевать с русскими, но позвольте мне остановиться на другом вопросе. Русские тоже очень не хотят воевать с нами, — заявил генерал в интервью CNN. — Они намного слабее“».
«Россия нарушила договор о ядерном оружии», — безапеляционно утверждают авторы вашингтонской газеты The Hill (22.04), подчеркивая, что «у России была возможность на законных основаниях выйти из Договора РСМД, но она решила этого не делать — к примеру, США официально вышли из Договора о противоракетной обороне в 2001 году». Авторы перечисляют несколько вариантов ответа США на действия России.
О вариантах ответа на «мошенничество России» по РСМД писала и USA Today (24.04). «Некоторые полагают, что адекватным ответом США на обман России по РМСД будет развертывание нашего аналогичного оружия в Европе. Это было бы технически несложно, так как США очень сильны в создании крылатых ракет. Но это может спровоцировать политический скандал в Европе, возобновить ожесточенные разногласия в НАТО и в отдельных странах, которые прекратились 30 лет назад как раз подписанием Договора о РСМД, — указала газета. — Но лучшим будет асимметричный ответ, опирающийся на передовые технические возможности США и НАТО. В частных беседах американские и натовские чиновники должны ясно дать понять российским лидерам, что если те не прекратят создание и развертывание крылатых ракет SSC-8, и не уничтожат уже существующие на условиях достоверной проверки, то США развернут в Европе большое количество малозаметных крылатых ракет дальнего действия (LRSO), предназначенных для запуска с бомбардировщиков».