Палата представителей Конгресса США подавляющим большинством голосов проголосовала за закон, расширяющий санкции против России. Такое единодушие означает, что и демократы, и республиканцы считают необходимым проводить жесткий курс политики в отношении Москвы «до тех пор, пока она не прекратит агрессию на Украине, где пользующиеся поддержкой Кремля сепаратисты не выполняют минских договоренностей о прекращении огня», — сообщает Forsal.pl (26.07).
Белый дом, как напоминает портал, не скрывал, что он выступает против расширения ограничительных мер и стремится сохранить поле для маневра в отношениях с Россией, а Дональд Трамп был готов отменить санкции своим указом в самом начале своего президентства и отказался от такого шага лишь после уговоров влиятельных представителей Республиканской партии. Новая законодательная инициатива лишила его такой возможности: глава государства сможет смягчить санкционный режим лишь с согласия Конгресса.
Конфликты между президентами США и Конгрессом в сфере внешней политики случались и раньше: примером может послужить ситуация, когда тот, не считаясь с мнением Джеральда Форда, утвердил торговые санкции против СССР, который препятствовал эмиграции евреев. Однако на этот раз руки главе государства решила связать его собственная партия. «Это показывает, что существует множество подозрений, связанных с Трампом, членами его семьи и их контактами с Россией», — отмечает сотрудник Центра стратегических и международных исследований Джеффри Манкофф, которого цитирует ресурс.
ЕС не поддержал американскую идею ужесточения санкций в отношении России: он опасается, что они ущемят европейские интересы, пишет Rzeczpospolita (24.07). На самом деле Брюссель помогает Москве, защищая интересы своих крупнейших лоббистов — Германии, Австрии, Франции и Голландии, энергетические концерны которых ведут активное сотрудничество с Газпромом, полагает публицистка издания.
Она задается риторическими вопросами: «Почему западные политики позволяют России себя обмануть? Почему они не видят или не хотят видеть реальной опасности, какой выступает российское сырьевое доминирование? Почему они забывают о ситуации 2009 года, когда Газпром без зазрения совести перекрыл газовый вентиль половине Европы, только потому, что хотел заставить Украину пойти на уступки?»
Западные компании рассчитывают, что новая трасса поставок сырья, «Северный поток — 2», станет для них выгодным источником средств, а Германия планирует торговать российским газом со всеми европейскими странами, однако они забывают, что газ для Кремля — «это в первую очередь оружие, которое он, не колеблясь, использует в подходящий для себя момент».
После того, как польский президент утвердил поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма, который подразумевает в том числе демонтаж «монументов, прославляющих тоталитарные режимы», российская Дума обратилась с призывом к европейским парламентам и межпарламентским организациям, обвиняя Польшу в оскорблении памяти советских воинов. Комментируя действия российских законодателей, политолог Анджей Гиль предсказывает в эфире Polskie Radio (24.07), что «определенные круги в Евросоюзе» могут отреагировать на их обращение положительно, поскольку невежественной «Западной Европе, которая не столкнулась с советской оккупацией и советским колониализмом, кажется, будто Советский Союз — это такая Америка, только с красными звездами».
Одновременно эксперт предупреждает об опасности, таящейся в желании Москвы превратить Великую Отечественную войну в базу для формирования общероссийской идеологии. Он указывает, что число русских в России неуклонно снижается, а национальные меньшинства набирают силу. Через 20–30 лет страна эта может полностью изменить свой этнический облик, а будет ли идея Великой Отечественной войны «привлекательной» для народов Северного Кавказа, Поволжья или Сибири — большой вопрос, подводит итог он.
Москва утверждает, что закон о декоммунизации противоречит двустороннему соглашению о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 года, развивает тему Rzeczpospolita (25.07). Газета рассказывает о том, что Совет Федерации обратился к Владимиру Путину с просьбой наказать Польшу и ввести против нее персональные и экономические санкции, в частности, наложить эмбарго на польские товары. В свою очередь, в российском телеэфире звучат предложения о введении запрета на въезд в Россию всех польских политиков, журналистов и деятелей культуры, которые поддерживают идею демонтажа советских монументов, проведении «повторной экспертизы катынских документов» и даже о пересмотре западных границ Польши, которые «подарил ей Сталин».
Biznes Alert (27.07) публикует статью варшавского Центра восточных исследований, посвященную первым совместным учениям российского и китайского военных флотов в Балтийском море. В публикации подчеркивается, что мероприятие носит характер политической демонстрации, сигнализирующей, что Россия и Китай активизируют свое сотрудничество, а фундаментом стратегического партнерства двух стран служит протест против сложившегося после окончания холодной войны американоцентристского мирового устройства.
Решение Пекина принять участие в учениях, которые проводятся в регионе, где в последние годы не раз происходили столкновения между вооруженными силами России и западных стран, — это сигнал, что Китай готов оказывать Москве политическую поддержку, полагают эксперты Центра.
В свою очередь, Кремль опосредованным образом показывает, что он стоит на стороне Пекина в его территориальных спорах со странами Юго-Восточной Азии, а также «поддерживает китайскую концепцию архитектуры коллективной безопасности в восточноазиатском регионе (без участия США) и сопротивление Китая американским попыткам усилить давление на Северную Корею».
Россия стремится продемонстрировать миру, что Китай практически стал ее союзником и, в частности, поддерживает ее провокационные действия в Балтийском море, однако, о реальном союзе говорить пока рано, указывает политолог Марчин Качмарский в интервью Polskie Radio (24.07). Ни одна из сторон не хочет прямо поддерживать агрессивную политику партнера: у Китая есть свои притязания в Южно-Китайском море, но Россия открыто их не поддерживает. В свою очередь, Пекин не поддерживает претензии Москвы в Балтийском море, объясняет собеседник радиостанции.
Отвечая на вопрос, служат ли очередные военные учения подготовкой к каким-либо операциям России, эксперт затрудняется дать точный ответ, указывая, что их можно интерпретировать и как стремление сохранить статус-кво в регионе, и как подготовку к «новым агрессивным действиям».
Gazeta Wyborcza (21.04) размышляла, почему российские государственные СМИ проигнорировали прокатившуюся по Польше волну массовых протестов против судебной реформы. Автор публикации предлагает два объяснения этому явлению. С одной стороны, новость — это «когда человек укусил собаку, а не наоборот», ведь события, не выходящие за рамки нормы, вызывают мало эмоций, а для России подчинение судебной системы государству стало фактом ежедневной реальности.
С другой стороны, хотя «путинское телевидение очень любит, когда жители какой-нибудь европейской страны выходит на улицу и изливают гнев на своих руководителей, поскольку такая картинка подкрепляет кремлевский тезис о том, что „старушка-Европа загнивает и стоит одной ногой в могиле“, но польские демонстрации не могли послужить подходящей иллюстрацией. Там не было ни насилия, ни беспорядков: поляки вышли на мирные акции в защиту демократии, законности и европейского курса их страны, а рассказывать гражданам на сон грядущий подобные вещи российское телевидение не станет, ведь „народу могут присниться неподобающие сны“», — иронизирует журналист.
Между тем, он не сомневается, что Москва, руководствуясь принципом «с паршивой овцы хоть шерсти клок», постарается извлечь пользу из сложившейся в Польше ситуации, поскольку польское руководство конфликтует с ЕС и подрывает его сплоченность, а та необходима, в частности, для продления действий антироссийских санкций.