Приобретение Турцией ракетных комплексов С-400 у России — это не просто сделка на поставку систем ПВО Турции, это событие, которое оказывает непосредственное влияние на отношения Турции с НАТО, повышает напряженность в турецко-американских отношениях, отдаляет Турцию от атлантического курса и приближает ее к евразийскому блоку, отмечает Aydınlık (31.07).
Если сделка по ЗРК С-400 состоится, это может быть истолковано как шаг Турции на пути к пересмотру ее отношений с НАТО, заключает Birgün (01.08). Также подчеркивается, что покупка Турцией этих комплексов может сопровождаться многими техническими проблемами, связанными со стоимостью, качеством, передачей технологий.
С точки зрения автора Haber7.com (02.08), США выступают против покупки Турцией С-400 отнюдь не из-за проблемы совместимости этих систем с вооружениями НАТО. По-настоящему США опасаются уступить России место лидера на глобальном рынке оружия.
Если все пойдет своим ходом и Турция купит С-400, то из страны, где США в ходе Карибского кризиса 1962 года разместили ракеты «Юпитер» против России, Турция начнет превращаться в первую страну НАТО, которую Россия обеспечит системами С-400 дальностью 400 километров, обращает внимание Sabah (02.08).
Россия и США погрузились в атмосферу дипломатической напряженности времен холодной войны, заключает Hürriyet (31.07) в связи с введением США новых санкций против России. Слова Владимира Путина о том, что надежда на улучшение российско-американских отношений не оправдалась, были истолкованы как опасный сигнал с точки зрения мира во всем мире, сообщает Yeni Asya (1.08).
США, не признавая развала экономической и политической архитектуры, созданной ими после Второй мировой войны, продолжают вести себя так, словно их статус гегемона не изменился. При этом крушение порядка, который они пытаются сохранить, еще более ускоряется, и введение новых санкций против России представляет собой прекрасный пример этого парадокса (Cumhuriyet, 31.07). Кроме того, эти санкции, с одной стороны, углубляют раскол между США и Европой, с другой — расчищают путь для дальнейшего развития российско-китайского сотрудничества в противовес международному порядку США.
Новые антироссийские санкции США переполнили чашу терпения России, и российский лидер объявил о сокращении численности американских дипломатов в России, обращает внимание Medya Günlüğü (31.07). Надежды русских на то, что при Трампе период напряженности в отношениях США и России останется позади, никак не оправдываются. В дальнейшем «дипломатическая потасовка» между двумя странами продолжится: Трамп связан по рукам и ногам, а поскольку самой «продаваемой» тактикой во внутренней политике России являются антизападные, и прежде всего антиамериканские кампании, можно ожидать, что Путин будет «нагнетать контролируемую напряженность», не доводя ситуацию до опасного состояния.
На фоне углубления кризиса в отношениях США и России сирийская проблема может в любой момент выйти из-под контроля, ситуация на Украине — осложниться, а в Прибалтике, Грузии и даже Черноморском регионе могут возникнуть новые кризисы, отмечает Karar (06.08).
Новые антироссийские санкции могут навредить сотрудничеству США и России в Сирии, а для США «поссориться» с Россией в САР — значит не иметь возможности свободно действовать в этой стране, делает вывод колумнист Hürriyet (01.08). Россия по-прежнему важнейшая опора режима Башара Асада в Сирии, и, помимо базы ВМФ в Тартусе и авиабазы Хмеймим, где разместилась Россия, в этой стране также сильно ощущается присутствие российской разведки и спецназа.
Напряженность в российско-американских отношениях неизбежно повлияет на другие регионы и проблемы, а также на политическую, дипломатическую среду, безопасность и решения других стран, в частности Турции, полагает автор Milliyet (01.08). Отношения с США, покупка С-400, сирийская проблема, санкции в отношении Ирана, проблема курдов, отношения с ЕС и НАТО — некоторые из направлений, по которым Турция может продемонстрировать новые предпочтения и шаги.
«Закон о борьбе с врагами США с помощью санкций», нацеленный в том числе на подрыв сотрудничества России и ЕС в сферах, связанных с энергетикой, делает Турцию еще более незаменимой страной с точки зрения энергетической безопасности ЕС, полагает автор Sabah (04.08). В этой связи Евросоюзу необходимо создавать долгосрочную стратегию партнерства с Турцией как «перекрестком, на котором происходит слияние нефти и природного газа Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока, тюркоязычных республик».
После введения США новых антироссийских санкций «Газпром» принял решение ускорить строительство новых трубопроводов в Европу, поскольку санкции могут привести к повышению стоимости этих трубопроводов, сообщает Haber7.com (04.08). В частности, швейцарская компания Allseas Group по требованию «Газпрома» повысила темпы строительных работ по «Турецкому потоку».
В условиях нового миропорядка, при котором могут возникать союзы и альянсы в противовес США, санкции Америки не имеют такой силы, как раньше, приходит к выводу Hürriyet (03.08). Так, например, Россия, которая после распада СССР пережила глубокую реструктуризацию и сохранила статус региональной державы благодаря таким региональным организациям, как СНГ, ШОС, и другим экономическим союзам под ее руководством, — уже не та Россия, что возникла на обломках СССР. Сегодня Россия занимает положение сильной и влиятельной в своем регионе страны, которая в отличие от США (по крайней мере, нынешних) может принимать четкие решения и действовать в направлении реализации этих решений.
Сопротивление России, Китая и Турции подорвало два важнейших проекта «атлантистов»: 1) проект «Афпак», поскольку с поражением США в Афганистане их грезам о передаче энергоресурсов Каспия и Средней Азии по линии Пакистана в Персидский залив, а далее на мировые рынки пришел конец; 2) Сирия, где главной целью США было обеспечение передачи запасов катарского природного газа в Европу в обход Турции с помощью «коридора Рабочей партии Курдистана (РПК) / Партии «Демократический союз» (PYD)» (Sabah, 03.08). Теперь США приближаются к полному разгрому, т.к. большинство их сценариев — против России в Средней Азии, против Китая в Тихоокеанском регионе, против Турции на Ближнем Востоке — заканчиваются фиаско.
После одобрения президентом Трампом санкций в отношении России Москва делает иранский ход и договаривается с Ираном об усилении военно-технического сотрудничества, сообщают издания со ссылкой на неназванный источник в аппарате вице-премьера России Дмитрия Рогозина (Yeni Akit, 05.08; Türkiye, 05.08).
В этом году Россия внесла наибольший вклад в турецкий туризм, заключает декан факультета туризма Измирского Университета Катип Челеби, профессор Атилла Акбаба (Milliyet, 31.07). Русские, которые после возникновения кризиса в российско-турецких отношениях устремились на альтернативные курорты и в других странах не нашли искомого сервиса и качества услуг, «истосковались» по Турции и в этом году буквально наводнили Анталью, пишет Star (05.08).
Тем не менее, несмотря на преодоление напряженности в российско-турецких, в торговом районе Стамбула Лалели, где три года назад объем «челночной торговли» составлял шесть миллиардов долларов, продажи не вышли на прежний уровень под влиянием продолжающегося экономического кризиса в России, сообщает Sözcü (03.08).