США предположительно готовятся войти в Идлиб, но прежде чем они сделают это, Россия, Турция и Иран могут провести совместную операцию в этом районе, сообщает Türkiye (04.09). Предполагается, что возможность такой операции будет обсуждаться на переговорах тройки в рамках шестой встречи по сирийскому урегулированию в Астане 14-15 сентября. Анкара настаивает, что после освобождения Идлиба этот город должен перейти под контроль Свободной сирийской армии (ССА), и напоминает о достигнутой при освобождении Алеппо договоренности с Россией и Ираном о том, чтобы Идлиб контролировали силы оппозиции. Россия и Иран при этом выступают за передачу Идлиба под контроль сирийского режима.
Совместная операция России, Турции и Ирана в Идлибе нацелена на то, чтобы лишить США такого основания для вмешательства, как «группы, связанные с „Аль-Каидой“» (запрещена в РФ — прим. ред.), — подчеркивает Aydınlık (05.09). В ходе операции в Идлибе США, как считается, рассчитывают использовать прежде всего силы курдской Партии «Демократический союз» (PYD), лояльные им группы в районе Тель-Рифата, а также финансируемые ими террористические элементы, расположенные вокруг Идлиба. В этих условиях главная цель размещенных в Африне российских военных — препятствовать движению боевиков из Африна в сторону Идлиба.
Россия, которая понимает, что турецкие военные войдут в «Африн — базу Рабочей партии Курдистана (РПК) в Сирии», отняла у этой организации Тель-Рифат и передала этот город дамасскому режиму, пишет Haber7.com (08.09). Россия объявила о создании «зоны деконфликтации» в районе Тель-Рифата и разместила в этой зоне силы российской военной полиции. Утверждается, что Тель-Рифат — узловой пункт, обеспечивающий соединение между зоной проведения турецкой операции «Щит Евфрата» и Идлибом, а одна из причин, по которой Россия передала Тель-Рифат сирийскому режиму, — не допустить, чтобы ССА при поддержке ВС Турции взяли этот город под свой контроль.
«Как можно доверять России, если подобно тому, как ранее она помешала Турции провести операцию против PYD/РПК в Манбидже, сегодня она препятствует турецкой операции в отношении Африна?» — задается вопросом автор Yeni Şafak (08.09).
Россия делает все возможное, чтобы защитить PYD/РПК в Африне, несмотря на благоприятные отношения с Турцией и конкуренцию с США в Сирии, пишет автор Yeni Çağ (05.09). Россия, размещая российских военных в Африне, как и в Манбидже, дает сигнал о том, что любое наступление на Африн будет рассматриваться как атака на неё, отмечает колумнист.
Сообщения о «совместной операции» России, Турции и Ирана в Сирии появились в турецких проправительственных СМИ после официальных заявлений Анкары о том, что вслед за начальником Генштаба Ирана, прибывшим в Анкару 15 августа с трехдневным визитом, Турцию также посетит глава Генштаба ВС России Валерий Герасимов с целью обсудить ситуацию в Идлибе, обращает внимание обозреватель Yeni Çağ (10.09). Однако в дальнейшем об этом визите ничего не сообщалось.
Как информирует журналист со ссылкой на неназванные источники, Валерий Герасимов побывал в Анкаре через два дня после того, как его иранский коллега покинул Турцию, но по требованию турецкого руководства этот визит был скрыт от СМИ и общественного мнения. Предполагается, что Москва и Тегеран зажгли красный свет операции ВС Турции в Африне, и теперь на переговорах в Астане Анкара попытается добиться зеленого света в отношении операции в Идлибе.
Россия и Турция нанесли сокрушительный удар по «плану Инона», введенному в действие империалистами в начале 1980-х годов с целью реконструкции Ближнего Востока «под зонтом великого Израиля», и отправная точка этого плана — Курдистан, который будет создан при поддержке Тель-Авива, пишет Star (07.09). Отмечается, что Путин, оказывающий военную поддержку Баас в САР, и Эрдоган, поддерживающий ССА, замедлили процесс распада Сирии и взяли ситуацию под контроль. При этом согласие Эрдогана и Путина жизненно важно для Ближнего Востока.
Процесс, связанный с покупкой систем противовоздушной обороны С-400, по которым уже давно идут переговоры между Турцией и Россией, подходит к последней стадии, информирует Sabah (04.09), и окончательное решение будет принято Исполнительным комитетом оборонной промышленности Турции 11 сентября.
Переговоры России и Турции по С-400 — не более, чем конъюнктурный торг, нацеленный на создание трещины в НАТО и дестабилизацию отношений Анкары и Вашингтона. Россия не передаст члену НАТО С-400 вместе с технологиями, поскольку знает, что в конечном счете этими технологиями завладеет НАТО. Такая точка зрения, согласно Cumhuriyet (08.09), доминирует в странах — членах Североатлантического альянса. «Подписи могут быть поставлены, но это еще не значит, что ракеты будут размещены в Турции, — говорит западный высокопоставленный дипломат в беседе с изданием. — Представляете, если в 2019 году Эрдоган не переизберется, и человек, который придет на его место, передаст все это НАТО. Россия не будет так рисковать».
В то время, как Турция и Россия достигли соглашения по системам С-400, и уже спланировано, где они будут развернуты, на заседании комитета Сената США по международным отношениям на тему «Приоритеты и вызовы в турецко-американских отношениях» сенатор-демократ Бен Кардин отметил, что, если продажа С-400 состоится, это может попасть под 231-й параграф закона о санкциях против России, Ирана, КНДР, который предусматривает вынесение санкций в отношении лиц, участвующих в сделках с разведывательной или оборонной промышленностью правительства РФ (Türkiye, 07.09).
Согласно Habertürk (08.09) и Milliyet (08.09), на этом заседании также говорилось о том, что в случае осуществления Турцией покупки С-400 Америка должна применить определенные санкции в ее отношении. Например, приостановить продажу американского высокотехнологичного оружия в Турцию.
«Нам-то что до санкций США, г-н сенатор, это ваши проблемы, — негодует автор Sabah (08.09). — Лучше скажите, нарушается ли договор НАТО? Какое счастье, что эпоха планирования обороны в соответствии с американскими интересами осталась позади. Анкара, как и подобает суверенному государству, сама направляет свою политику в сфере обороны».
В отношениях России и Турции разрубается последний гордиев узел, и по итогам переговоров российских и турецких официальных лиц в конце сентября Россия может разрешить ввоз турецких помидоров в небольших объемах в зимние месяцы, сообщают Güneş (08.09) и Milliyet (08.09). Отмечается, что, согласно ранее достигнутой договоренности, экспорт помидоров в Россию будут осуществлять в первую очередь три турецкие фирмы из числа надежных поставщиков, удовлетворяющие техническим требованиям.