СМИ по-прежнему внимательно следят за развитием событий вокруг так называемого «российского дела» о якобы имевшем место вмешательстве России в президентские выборы в США. «Советник Трампа лгал ФБР», — пишет журнал Der Spiegel (30.10). Один из первых советников предвыборного штаба Дональда Трампа по внешней политике Джордж Пападопулос признал себя виновным в даче ложных показаний. Пресс-секретарь Трампа Сара Сандерс сказала в этой связи: «Это не имеет ничего общего с президентом или его предвыборной борьбой». И что Пападопулос был, мол, в предвыборной команде «добровольным помощником».
Пападопулос является уже третьим бывшим сотрудником Трампа, против которого заведено дело, напоминает журнал. Специальный прокурор Роберт Мюллер считает доказанным тот факт, что Москва с помощью различных средств целенаправленно вела пропагандистскую кампанию, чтобы дискредитировать Хиллари Клинтон и помочь Дональду Трампу, пишет Der Spiegel.
Тот же журнал (Der Spiegel, 30.10) в другой статье подробно останавливается на подробностях расследования «российского дела». В понедельник Полу Манафорту, бывшему председателю предвыборного штаба президента Трампа, было предъявлено обвинение в том, что он переводил миллионы долларов через зарубежные подставные компании и тратил эти деньги на покупку роскошных автомобилей и недвижимости. Похожие обвинения были предъявлены и его давнему соратнику Рику Гейтсу.
В обвинении против Манафорта речь не идет непосредственно о его роли в предвыборном штабе Дональда Трампа, уточняет издание. Мюллера больше интересуют контакты Манафорта в Восточной Европе и на Кипре. Пока президент США и его советники в Белом доме «стараются отделаться отговорками», что это «мол, дела давно минувших дней». Однако обвинение показывает, что это только начало. В заключение издание пишет, что, судя по отдельным деталям в расследовании против Пападопулоса, специальный прокурор Мюллер и его команда знают гораздо больше, чем показывают официально.
О «нарастании нервозности в лагере Трампа» пишет газета Der Tagesspiegel (30.10). Самым странным является то, что Дональд Трамп, который в Твиттере и перед камерами обычно комментирует что угодно, именно по этой столь горячей теме соблюдает крайнюю осторожность. Он избегает непосредственной реакции на новые сообщения о том, что у специального прокурора Роберта Мюллера достаточно материала для обвинений. В конце прошлой недели после заявления Мюллера о том, что в ближайшее время будут предъявлены первые обвинения в «российском деле», критики Трампа поспешили заявить, что «это может стать началом конца для президента».
Себастиан Горка, бывший советник Трампа, уже потребовал увольнения Мюллера. Но такой шаг повлек бы за собой конституционный кризис, потому что он выглядел бы как попытка президента предотвратить раскрытие возможных нелегальных операций, пишет Der Tagesspiegel.
«Русские тролли в предвыборной борьбе в США. Сенат США заслушивает представителей Facebook, Twitter и Google», — пишет Der Spiegel (01.11). Какую роль играли сети этих компаний в президентских выборах в 2016 году? Представляющие их интересы юристы впервые были заслушаны в сенате о возможном российском вмешательстве. «Иностранное вмешательство, которое мы обнаружили, было недостойным», — сказал глава правового отдела Facebook Колин Стретч. Весьма трудно защищать интернет от злоупотреблений, пожаловался исполняющий обязанности главы правого отдела Twitter Шон Эджет. Попытка «поддерживаемой государством манипуляции выборов» представляет собой «новый вызов для социальных СМИ», сказал он.
Некоторые сенаторы разочарованы тем, как медленно проходит внутреннее расследование в этих компаниях. «Почему Facebook потребовалось одиннадцать месяцев для того, чтобы заявить и помочь нам понять масштаб этой проблемы?» — спросил демократ Крис Кунс. Сенатор-демократ Дайэнн Файнстайн выступила с критикой этой компании, потому что за это время русские тролли могли своими сообщениями «усилить раскол и расистские и социальные конфликты среди американских избирателей».
Американские компании Google, Facebook и Twitter обнародовали данные о «российском вмешательстве» в выборы в США. Handelsblatt (31.10) пишет о том, что «российскую политическую рекламу читали 126 миллионов пользователей Facebook». По данным этой компании, распространение поступающей из России политической рекламы, направленной на раскол общества в США, оказалось гораздо значительнее, чем предполагалось. В российских сообщениях речь шла о том, чтобы разжечь социальную и этническую напряженность в США.
Google также нашел на своих платформах признаки того, что российские группы во время президентских выборов оказывали влияние на аудиторию. Однако эти действия были довольно «ограниченными».
По-прежнему активно комментируют прошедшие недавно российско-белорусские военные учения «Запад–2017». «НАТО подозревает, что численность участников военных маневров была умышленно занижена», — пишет газета Die Zeit (26.10). По официальным российским данным, в них принимали участие 12 700 солдат. На самом деле, по подсчетам НАТО, в учениях было задействовано «несколько десятков тысяч солдат». При этом альянс использовал, прежде всего, спутниковые снимки.
Согласно анализу НАТО, маневры в Белоруссии были лишь ядром гораздо более крупных учений. На самом деле маневры, проводившиеся на территории протяженностью 2000 километров, — от российско-украинской границы на юге до Кольского полуострова за Северным полярным кругом — также относились к учениям «Запад-2017». Авторы анализа приходят к выводу, что Россия доказала этими учениями: она может задействовать вдоль всей границы с НАТО все части сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Приблизительно через две недели в Брюсселе встретятся министры обороны стран — членов альянса, и там вновь будет обсуждаться отношение к России. Причина — очередной секретный доклад о неспособности НАТО к обороне в случае настоящей конфронтации с Россией, пишет в заключение издание.
Рабочий визит президента ФРГ Франка-Вальтера Штанмайера в Москву также был в поле зрения СМИ. Generalanzeiger (26.10) отметила, что «продолжающийся ледниковый период» в отношениях между ЕС и Россией вреден для обеих сторон. И что президент ФРГ поступил правильно, поехав в Россию для беседы с Путиным и выступив за улучшение отношений. В мире, где США не считаются больше предводителем Запада, Европа и Россия также должны заново оценить свои связи. Германия и ЕС должны найти путь к тому, как вновь восстановить отношения с Россией, не признавая в будущем аннексию Крыма. Недостаточно лишь повторять, что это противоречило нормам международного права. Ибо такой упрек слишком быстро теряет значение, если при этом нормализуются отношения, пишет в заключении газета.
Популярной темой на неделе было столетие Октябрьской революции в России. Автор Handelsblatt (27.10) пытался разобраться, почему спустя сто лет после революции у России столько проблем с демократией. Предстоящий юбилей вряд ли будет праздником для Владимира Путина, предполагает газета, ведь большевистская революция раскачала старые устои государства, а для президента России важнее всего «зацементировать статус-кво». Ни демократические идеи, ни свободная капиталистическая конкуренция так никогда и не смогли пробиться в России, сетует автор.
Неужели демократия не имеет шансов в России уже по чисто историческим причинам? Историк Мартин Ауст назвал Октябрьскую революцию «ключевым моментом универсальной истории», с которого началась эпоха крайностей и противостояния – социализма и капитализма, диктатуры и демократии, Советского Союза и США. Ленин считал, что с победой Октябрьской революции Россия стала «самой свободной страной в мире». Однако за этим последовали многие десятилетия несвободы.
Ни в царское время, ни при Сталине, ни у его преемников не было никакого демократического контроля. И все попытки президента Бориса Ельцина в 90-е годы развить демократическую культуру закончились безработицей, бандитской приватизацией и финансовым кризисом. В результате возникла сильная ностальгия по прежним временам, советским, а также и царским. Ельцина сменил Путин, который убрал остатки демократических начал.
Журналист Томас Франке, работающий корреспондентом в Москве с 2012 года, показывает в своей книге «Русский страх» процесс усиления авторитарного правления, вооружения и агрессии. Он не ждет наступления новой демократической эпохи, а скорее предостерегает о «крепнущей диктатуре» и возвращении страха: страха в России — и перед Россией.