В 2017 году произошло множество событий, затронувших мировую политику и внешнюю политику Турции. Северная Корея провела несколько ядерных испытаний, в Сирии и Ираке ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) было нанесено поражение, кипрскую проблему, несмотря на все добрые намерения Турции и турецкой стороны, опять не удалось решить, в Мьянме массовые убийства рохинья достигли масштабов геноцида, новое саудовское руководство предприняло шаги, которые создадут хаос в регионе, Испания отошла от порога распада, в Европе популистские и ультраправые партии начали приходить к власти или становиться альтернативой действующей власти.
Но важнейшим событием, которое оставило свой след в уходящем году и, вероятно, наложит отпечаток на последующие годы, стало то, что 20 января 2017 года Дональд Трамп вступил в должность президента. С того момента он заставил почувствовать разницу. Стена на границе с Мексикой, ограничения на въезд граждан стран с преимущественно мусульманским населением и, наконец, решение о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим породили серьезные трудности. Анкара в надежде на возможность определенного подъема в двусторонних отношениях долго проявляла терпение. Но решение США по Иерусалиму потребовало принятия мер.
В таких газетах, как «Нью-Йорк Таймс» («New York Times»), «Вашингтон Пост» («Washington Post»), на таких каналах, как «Си-эн-эн» («CNN»), в таких журналах, как «Атлантик» («Atlantic»), была высказана серьезная критика. В то время как Трамп, в отношении которого ведется расследование из-за особых связей с Россией, надеялся усилить свои позиции решением о переносе посольства, он стал еще более бессилен благодаря разработанным Турцией дипломатическим инициативам. Его попытки угрожать ООН и тем, кто на ГА отдал свой голос в пользу права, нравственности и справедливости, тоже не помогли. А в решении проблем в наших двусторонних отношениях, характер которых всем известен, пока так и не произошел какой-либо заметный прорыв.
Тем временем с точки зрения российско-турецких отношений 2017 год стал переломным. Отношения, в которых после самолетного кризиса возникла напряженность, в значительной степени нормализовались. Несмотря на наличие некоторых до сих пор не решенных проблем, в таких сферах, как экспорт, туризм, был достигнут существенный прогресс. Был расчищен путь для инвестиционного потенциала Российской Федерации в Турции. Две страны впервые за долгие годы так сблизились друг с другом в сфере безопасности. Турция приняла решение приобрести у России жизненно важный элемент ее системы противовоздушной обороны. То родство и понимание, которые Анкара не встречает со стороны своих союзников по НАТО, она стала все больше искать в Москве.
Это проявилось в невероятно участившихся контактах России и Турции на высшем уровне и в сотрудничестве, развитом при урегулировании такой серьезной проблемы, как Сирия. С присоединением Ирана к попыткам сирийского урегулирования сближение России и Турции сделало возможным постепенное установление режима прекращения огня, а также военное присутствие Турции на территории Сирии как для мониторинга перемирия, так и для защиты жизненно важных интересов нашей страны. В ходе сочинских встреч мы и, конечно, весь остальной мир увидели, что урегулирование, которое никак не воплотится в жизнь в Женеве, может осуществиться в другом каком-нибудь месте.
Благодаря инициативам, принятым несмотря на все проблемы внутри и вовне, Турция доказала, что она является страной, интересы которой нельзя игнорировать на мировой политической сцене. Когда в Сирии Турция не встретила того, что ожидала, от своего союзника по НАТО Америки, она повернулась к России и на основе прагматизма, который большинство аналитиков не могли прогнозировать, углубила сотрудничество с Ираном. Увидев, что условия изменились, Турция выработала соответствующую политику. Когда новое саудовское руководство нацелилось на Катар, Турция взяла эту страну, которой она гарантировала безопасность, под свою защиту. В то же время Турция заботилась о том, чтобы избежать конфликта с саудитами. В отношении Египта, с которым у нашей страны известные проблемы, мы тоже заняли позицию, разделяющую его чувствительность и тревоги.
К концу 2017 года мир все тот же. Как всегда, сегодня тоже есть проблемы конъюнктурного и хронического характера. Но Турция готовится вступить в 2018 год, восстановив силу, которая какое-то время подвергалась эрозии. Президент закрывает этот год новыми торговыми, политическими и даже геополитическими достижениями на африканском континенте. Из ЕС в последние дни года тоже приходят призывы к улучшению отношений и преодолению проблем. В то время как Германия и Нидерланды говорят: «Пусть прошлое останется в прошлом», — обсуждается вопрос о том, что модель, которую произведет Брексит, может стать моделью для Турции. Надеемся, что в 2018 году все наши проблемы, если не будут решены, то хотя бы будут попытки преодолеть их и рационально управлять ими.