ПАРИЖ — Список противоречий между США и Европой растет. Некоторые уже объявили, что трансатлантический альянс мертв.
17 мая генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг встретился с Дональдом Трампом в Белом доме. Визит состоялся в то время, когда отношения между партнерами по разные стороны Атлантического океана более напряженные, чем когда-либо.
«Запада в том виде, в каком мы его когда-то знали, больше не существует. Сейчас наши отношения с США не могут называться дружбой, их едва ли можно охарактеризовать как партнерство», — написал Клаус Бринкбоймер (Klaus Brinkbäumer), главный редактор еженедельника Der Spiegel.
Он не единственный, кто настроен пессимистически. «Покойся с миром, трансатлантический союз, 1945-2018», написал Джеймс Трауб (James Traub), редактор журнала Foreign Policy, в то время как внешнеполитический комментатор Financial Times Гидеон Рахман считает, что политика Трампа заходит куда дальше, нежели «Америка превыше всего».
«Это все больше начинает выглядеть как «Только Америка», — пишет он.
В среду президент ЕС Дональд Туск разместил в Twitter сенсационное сообщение, в котором написал, что, если взглянуть на последние решения Трампа, «то не исключено, что кое-кто может подумать: с такими друзьями и враги не нужны».
Мрачные высказывания появились через год, когда целый ряд решений и деяний привели к тому, что отношения между США и Европой стали еще хуже.
1. Договор с Ираном
На прошлой неделе Трамп заявил, что выводит США из соглашения с Ираном. Это решение последовало за периодом лихорадочных дипломатических усилий и предостережений со стороны таких близких союзников, как Франция, Германия и Великобритания.
«США оказались в группе одиночек, в компании с Израилем и Саудовской Аравией. В другой группе — Китай, Россия, Европа и Иран», — написал писатель и комментатор Financial Times, Эдвард Люк (Edward Luce), узнав о решении Трампа.
ЕС заявил, что хочет сохранить вариант соглашения, но что сделать это будет непросто. Европейские компании, продолжающие работать в Иране, рискуют подвергнуться санкциям со стороны США, что посол Трампа в Германии предельно четко дал понять в Twitter.
«Это не больше не меньше — массированная атака на суверенитет европейских государств и ЕС», — написал Карл Бильдт, бывший премьер-министр и министр иностранных дел Швеции в колонке в Washington Post.
2. Переезд в Иерусалим
Решение Трампа о переводе посольства США в Израиле в Иерусалим не пользуется поддержкой традиционно важнейших союзников США в Европе. Глава внешней политики ЕС Федерика Могерини весьма критически отозвалась о решении Трампа, 24 из 28 стран ЕС в понедельник бойкотировали церемонию, знаменовавшую переезд посольства. Норвегия также не участвовала в ней.
Более 50 палестинце были убиты в ходе демонстраций против решения о переводе посольства и против 70-летия государства Израиль.
3. Штрафные таможенные пошлины и торговая война
Несмотря на активное несогласие в ближнем круге Трампа в марте этого года США приняли решение о введении дополнительных таможенных пошлин на сталь и алюминий. Тогда европейские союзники Трампа также обрушились на него с критикой. Президент Франции Эммануэль Макрон предупредил, что «национализм — это война, в которой проигрывают все».
После интенсивных переговоров и угроз принять ответные меры, странам ЕС удалось обеспечить себе отсрочку до 1 июля. Впрочем, они этим совершенно не довольны.
«Будучи многолетним партнером и другом США, ЕС не собирается вести переговоры, когда ему угрожают», — заявила Еврокомиссия в конце апреля.
4. Борьба за климат
5. Взнос в НАТО
Трамп обозвал НАТО «устаревшей» и в своей речи на саммите альянса в прошлом году заявил, что «многие страны должны огромные суммы за предыдущие годы». Особенно досталось Германии и Ангеле Меркель, у нового правительства страны нет никаких конкретных планов, направленных на достижение цели НАТО о направлении 2% ВВП на оборону.
В связи с этим все находятся в некотором напряжении, ожидая, какой тон выберет Трамп во время встречи НАТО на высшем уровне этим летом в Брюсселе.
6. Цифровой налог
Между Европой и США есть разногласия и в вопросе о регулировании и налогообложении крупных международных компаний, таких, как Google, Facebook, Apple и Amazon.
Когда Еврокомиссия в начале этого года представила планы нового цифрового налога, министр финансов Трампа заявил, что США «решительно против» предложения, которое прежде всего направлено против цифровых компаний.
«Конфликты — не новость»
Итак, насколько критична ситуация с сотрудничеством через Атлантику? В интервью Aftenposten генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг указал на то, что и раскол, и конфликты несколько раз случались уже и раньше.
«Сегодня между странами НАТО существуют разногласия по таким серьезным вопросам, как климат, торговля и договор с Ираном. Разумеется, я отношусь к этому исключительно серьезно, но вместе с тем разногласия — не новость», — заявил Столтенберг, который во вторник побывал с визитом у президента Макрона.
В качестве примеров он привел вторжение в Ирак в 2003 году и Суэцкий кризис 1956 года.
«А сейчас мы находимся в Париже, откуда НАТО в 1967 пришлось году переехать из-за разногласий между США и Францией».
«Преувеличить то, что разрушил Трамп, невозможно»
Со своей стороны, Рахман в Financial Times подчеркивает, что в случае вторжения в Ирак США поддержали такие страны, как Великобритания, Испания и Нидерланды. На этот раз Европа объединилась против США во многих весьма чувствительных конфликтах.
Бринкбоймер в Der Spiegel считает, что нынешние конфликты гораздо глубже, чем прежние разногласия.
«Сейчас речь идет о том, существует ли вообще трансатлантическое сотрудничество, связанное с экономической политикой, внешней политикой и политикой в области безопасности», — пишет Бринкбоймер.
Он считает, что ответ на этот вопрос — отрицательный.
«Преувеличить то, что разрушил Трамп за последние 16 месяцев, невозможно».
Надежда на вмешательство ЕС
Шеф НАТО Столтенберг считает, что утверждать, что альянс между Европой и США мертв, «совершенно неверно».
«Я не отрицаю, что есть разногласия, это реальность, но картина сложная. США наращивают свое присутствие в Европе, если отправиться в страны Прибалтики, создается впечатление, что присутствие НАТО здесь сильнее, чем когда-либо ранее. К тому же мы наращиваем борьбу с терроризмом», — заявил Столтенберг.
Вольфганг Ишингер (Wolfgang Ischinger), бывший немецкий дипломат и председатель ежегодной конференции по безопасности в Мюнхене, надеется, что действия Трампа приведут к тому, что Европа станет брать на себя бОльшую ответственность. В последний год Евросоюз стал вынашивать более амбициозные планы в области оборонного сотрудничества.
«Это новый драматичный сигнал для ЕС, говорящий о том, что они, наконец, должны что-то предпринять», — заявил Ишингер в беседе с Der Spiegel.
Являются ли эти проблемы временными?
В большом отчете, посвященном трансатлантическому сотрудничеству, аналитический центр Chatham House делает следующий вывод: «хотя в краткосрочной перспективе все выглядит довольно запутанно, то, что лежит в основе, достаточно сильно в долгосрочной перспективе». По мнению аналитиков, многое говорит в пользу того, что Европа и США в будущем будут иметь совпадающие интересы.
Тем не менее, в докладе перечисляются некоторые факторы, которые действуют в противоположном направлении. В их числе состав населения в США. Когда гораздо больше жителей страны происходят из стран Латинской Америки и Азии, велика вероятность того, что больше внимания будет уделяться другим регионам, а не Европе.
Постоянный представитель Франции при ООН Франсуа Делатр (François Delattre) заявил в беседе с Foreign Policy, что, по его мнению, изменения во внешней политике США уходят своими корнями в нечто большее, чем заявления Трампа.
«Лично я опасаюсь, что изменения будут более продолжительны. Они начались до президента Трампа, и боюсь, что они продолжатся и после него», — сказал Делатр.
Столтенберг говорил, что не испытывает никаких иллюзий по поводу того, что сохранять единство среди 29 стран-членов НАТО, — простая работа.
«Но история показала, что трансатлантические узы оказывались на удивление износоустойчивыми. Это потому, что сотрудничество отвечает интересам всех. Европе нужны США, но США также нуждаются в Европе», — считает он.