Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из-за военного конфликта на Украине уже чертится новая нефтегазовая карта

Нефтяная качалка - ИноСМИ, 1920, 26.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Санкции побудили многие крупные энергетические компании из Европы и США пересмотреть свою политику и заявить об уходе из России, пишет Dnes.Dir. Азиатские фирмы предпочли остаться в стране. На этом фоне уже вырисовывается новая нефтегазовая карта мира. Расчёты уходящих могут оказаться неверными, а последствия санкций выйдут дороже, чем предполагалось, считает автор статьи.
Военный конфликт на Украине, в том числе санкции Евросоюза и США, побудили многие крупные энергетические компании пересмотреть свою политику. Инвестиции в российскую нефть и газ оказались нежелательными. Это ударило по глобальному бизнесу компаний, и они одна за другой начали публиковать заявления об уходе из страны. По итогам второго квартала станет ясно, каковы убытки, за сколько продано участие в российских проектах и месторождениях, кто новые участники.
На данном этапе еще рано говорить о новой нефтегазовой карте мира, но примечательно, что все уходящие из России европейские и американские компании ищут покупателей в Азии. Вполне вероятно, что азиатские компании также окажутся среди покупателей в не менее важном секторе нефтегазового сервиса.
На данный момент Европа ввела пять пакетов санкций против России. Она готовит шестой пакет и настаивает на включении в него эмбарго на российские нефть и газ. Бизнес против, политики за. Политики хотят американский СПГ, несмотря на то, что удовлетворить спрос до 2025 года не удастся, а дефицит очевиден.
Вопрос в том, насколько взвешено решение заменить в результате санкций европейские компании на азиатские, в том числе сервисные. И что будет с рынком.

Компании, ушедшие из России

Первой была BP. Компания заявила, что избавится от 19,75% акций "Роснефти", с которой она владела тремя совместными предприятиями, в том числе месторождениями. Это приведет к потере добычи в размере 1,1 миллиона баррелей в сутки, или одной трети от общей суммы BP. В дальнейшем это приведет к списанию балансовой стоимости - примерно 25 миллиардов долларов.
Норвежская Equinor покинет свои совместные предприятия, большинство из которых также с "Роснефтью", в том числе четыре нефтяных месторождения примерно на 25 тысяч баррелей в сутки собственной добычи стоимостью почти 1,2 миллиарда долларов.
Британско-голландская Shell отказывается от трех совместных предприятий с "Газпромом", включая 27,5% акций "Сахалин-2 СПГ" и 50% акций Салымского и Гыданского месторождений. Она также заявила, что выходит из проекта газопровода "Северный поток — 2". По предварительным оценкам Shell, обесценивание российских активов составляет порядка 4-5 миллиардов долларов.
Бочки с логотипом Газпромнефть - ИноСМИ, 1920, 04.04.2022
Bloomberg (США): если Россия продолжит экспорт нефти и газа, то может неожиданно получить за них в 2022 году рекордную прибыль в 321 миллиард долларовКак прогнозирует Bloomberg, несмотря на ситуацию вокруг Украины и западные санкции Россия может заработать более $320 млрд на экспорте нефти и газа в 2022 году. Это примерно на 35% больше, чем годом ранее.
Американская ExxonMobil выходит из своей доли в 30% совместного управления в "Сахалине-1" с "Роснефтью". Ее активы оцениваются в 4 миллиарда долларов.
Итальянская компания Eni объявила о продаже своей 50-процентной доли в газопроводе "Голубой поток". Компания прекратила участие в совместном предприятии с "Роснефтью" по освоению Арктики в 2014 году после присоединения Крыма к России.
Некоторые европейские компании, такие как BP, Equinor, Shell и Total, объявили о прекращении закупок российской сырой нефти на спотовом рынке. Они заявляли о своих намерениях на будущее, но в то же время заверили, что выполнят обязательства по уже начатым контрактам. Shell заявила, что намерена закрыть свои заправочные станции и прекратить работу с авиационным топливом и смазочными материалами в России.
Все заявленные компании ведут переговоры о продаже брошенных в России активов покупателям из Азии.

При условии

Однако некоторые компании решили остаться на российском рынке при определенных условиях.
Немецкая компания Wintershall Dea продолжает участие в действующих нефтегазовых проектах (на Уренгойском, Южно-Русском и Ачимовском месторождениях). Но, в соответствии с санкционными требованиями, не вкладывает деньги в новые проекты в России. Кроме того, она заявила, что выведет около 1 миллиарда евро из финансирования проекта газопровода "Северный поток — 2". Подобные решения также приняли другие партнеры по этому проекту — Shell, Uniper, ENGIE и OMV.
Австрийская компания OMV пересматривает свои инвестиции в Южно-Русское месторождение, не исключая возможный выход. OMV приостановила переговоры с "Газпромом" о приобретении нового месторождения и официально отказалась от импорта российской нефти.
Французская компания TotalEnergies до сих пор сохраняет свою долю в России, в том числе 19,4% акций "Новатэка" (ведущая российская независимая компания по "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2") и 20% акций "Ямал СПГ". TotalEnergies также владеет 20% Харьягинского нефтяного месторождения и 49% месторождения "Тернефтегаза". Однако TotalEnergies отказывается от вложений в новые российские проекты, в том числе в "Арктик СПГ 2", строящийся после принятия окончательного инвестиционного решения в 2019 году. Планировалось ввести в эксплуатацию три линии – в 2023, 2024 и 2026 годах.
TotalEnergies решила остаться в России на основании принципов поведения компании с акционерами и обществом. Согласно мартовскому заявлению TotalEnergies, компания продолжит поставлять газ в Европу через проект "Ямал СПГ" в соответствии с решением ЕС сохранить поставки российского газа.
TotalEnergies не найдет нероссийского покупателя на свои активы в России, учитывая санкции ЕС и соответствующие законы. Отказ от этих активов обогатил бы российских инвесторов, что противоречит целям санкций.
TotalEnergies не является оператором ни одного из своих проектов в России, а значит, выход из этих проектов никак на них не повлияет.
Строящийся нефтеперерабатывающий завод в Луанде, Ангола - ИноСМИ, 1920, 17.03.2022
Foreign Policy (США): сможет ли Африка заменить российские нефть и газ?Крупнейшие добытчики Черного континента готовы удовлетворить европейский спрос, но им не хватает мощностей и инвестиций, пишет Foreign Policy. При этом эксперты журнала считают ошибочной мысль, будто африканские нефть и газ могут быстро заменить российские энергоносители.

Нефтегазовые сервисные компании

Ведущие международные сервисные компании, в том числе Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford также заявили, что не будут инвестировать в новый бизнес в России, но будут выполнять существующие контрактные обязательства в соответствии с международными санкциями и законами.
Официальных заявлений от сервисных компаний, участвующих в строящемся "Арктик СПГ 2", нет. К ним относятся франко-американская компания Technip Energies, получившая контракт на 7,6 миллиардов долларов, а также итальянская компания Saipem и турецкая Renaissance.

Азиатские компании

Все азиатские компании предпочли остаться в России. В основном они заняты на месторождениях Сахалина, а также в трех российских проектах по производству сжиженного природного газа ("Сахалин-2", "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2").
CNPC владеет 20% акций "Ямал СПГ" и 10% акций "Арктик СПГ 2".
CNOOC владеет 10-процентной долей в "Арктик СПГ 2". 30 марта во время оглашения годовых результатов CNOOC за 2021 год председатель правления компании Ван Дунджин заявил: "Пока рано принимать решение, поскольку российско-украинская ситуация постоянно меняется".
Некоторые ограничения поставила компания Sinopec - приостановлены переговоры по двум будущим проектам — совместной компании с "Сибуром" и совместного предприятия по маркетингу газа с "Новатэком".
У индийской нефтегазовой корпорации (ONGC) три нефтяных проекта в России, в основном с "Роснефтью" (20-процентная доля в "Сахалине-1", 26,6-процентная доля в Ванкорском месторождении вместе с тремя другими индийскими компаниями и 100-процентная доля в Imperial Energy, занимающейся добычей нефти в России). ONGC производит в России почти 62 тысячи баррелей в день, что составляет 44% ее международной добычи в финансовом 2021 году. По сообщениям прессы, ONGC и другие ее партнеры ("Роснефть" и японский нефтегазовый консорциум Сахалина SODECO), обсуждают, как продолжить работу "Сахалина-1" после решения ExxonMobil покинуть Россию.
Японские компании участвуют в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в дополнение к "Арктик СПГ-2". В проекте "Сахалин-1" вместе с SODECO (30%) участвуют ExxonMobil (оператор проекта), "Роснефть" и ONGC.
Нефтяная качалка - ИноСМИ, 1920, 08.11.2021
Декарбонизация: Москва делает ставку на газ и нефть (Les Echos, Франция)Россия заявила о развороте к декарбонизации, но пока это всего лишь разговоры, пишет автор Les Echos. Для Москвы газ остается важным внешнеполитическим инструментом, а разгорающееся между углеводородными гигантами соперничество вносит сумятицу в и без того беспокойный рынок.
Mitsui участвует в проекте "Сахалин-2" с долей 12,5%, а также в "Арктик СПГ 2" (10% с японским партнером JOGMEC). Ранее в марте компания заявила, что соблюдает международные санкции и консультируется с японским правительством.
Пока японская компания Mitsui планирует остаться в СПГ-проектах с "Новатэком" и опасается, что в случае их выхода доля будет приобретена китайскими конкурентами. Такое положение дел противоречило бы интересам японской компании.
Mitsubishi владеет 10% акций "Сахалин-2" и вместе со своим японским партнером Mitsui (12,5%) консультируется с японским правительством, чтобы урегулировать ситуацию, возникшую после решения Shell покинуть проект. По данным Mitsubishi, около 60% из 9,6 миллионов тонн сжиженного природного газа, ежегодно производимого на "Сахалине-2", поставляется в Японию.

Последствия

Похоже, расчёты могут оказать неверными, а последствия санкций выйдут дороже, чем предполагалось. Замена европейских и американских компаний на азиатские не только стесняет Европу, но и порождает много, очень много вопросов. Похоже, в случае успешных переговоров — где под давлением, где без — начатые проекты будут продолжаться. Вероятно, в какой-то момент вопросы с финансированием будут решены. "Северный поток - 2", увы, недосягаем. По крайней мере, на данном этапе. Теперь у политиков гораздо более широкое поле для размышлений. Если они думают о Европе и бизнесе европейских компаний.