https://inosmi.ru/20220518/neft-254177168.html
Болгария оказалась в плену у российской нефти. Ей не вырваться
Болгария оказалась в плену у российской нефти. Ей не вырваться
Болгария оказалась в плену у российской нефти. Ей не вырваться
Болгария входит в группу стран ЕС наиболее зависимых от импорта российского сырья, пишет "Капитал". Вся перерабатываемая нефть в стране на 100% российская... | 18.05.2022, ИноСМИ
2022-05-18T00:30
2022-05-18T00:30
2022-05-18T10:27
россия
болгария
европа
лукойл
brent
urals
капитал.bg
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/03/1c/253582360_0:192:3121:1947_1920x0_80_0_0_867bae0dc49c76227f97c9dc4de4cfbc.jpg
Калина ГорановаТвердо за двухлетнюю отсрочку запрета на импорт российской нефти – такова официальная позиция Болгарии. Она входит в группу стран, наиболее зависимых от импорта российского сырья, — наряду с Венгрией, Словакией и Чехией. Для них отказ от российских поставок означал бы огромный скачок цен на топливо со всеми вытекающими последствиями для экономики.Решение будет принято в Брюсселе на следующей неделе, и, если для Болгарии не сделают исключение, товарный дефицит и высокие цены на топливо будут сохранятся еще несколько месяцев. Есть и политический вопрос: что будет делать Болгария, допустившая, что ее единственный крупный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), специализированный порт, а также импортные альтернативы (дизель и бензин) – все оказалось российское?Один за всехСанкции против России привели к рыночным перекосам. Цена на российскую нефть стала самой привлекательной по сравнению с другими видами, потому что сырье продается со скидкой. В Болгарии всего один крупный производитель и он технологически адаптирован к российскому сырью – "Лукойл Нефтохим Бургас". Из-за низкой цены сырья НПЗ вместо того, чтобы диверсифицировать источники, фактически покупает только российскую нефть.Разница в цене делает импорт готовых нефтепродуктов экономически невозможным, обрекая импортеров на убытки. Сектор описывает альтернативу как "самоубийство".Но есть и хорошая новость – переоснащение НПЗ и работа с большим количеством нероссийского сырья возможны, но это потребует времени и усилий. И тут все зависит от желания владельца - российского "Лукойла".В то же время в материнской компании происходят изменения. Менее месяца назад из руководства "Лукойла" ушел основатель Вагит Алекперов, и, хотя это объяснили попытками избежать санкций, его уход вызвал спекуляции о политическом будущем компании на уровне Москвы. Также рыночные изменения стали вызовом для трейдера Лукойла - Litasco, у которого сейчас есть возможности для получения хорошей прибыли, но будущее неизвестно, а от его функционирования и ликвидности зависит работа НПЗ в Бургасе.100% российская нефтьБолгарский рынок не слишком велик – по последним данным в год страна использует около 4,8 миллионов тонн нефтяного эквивалента. НПЗ в Бургасе импортирует примерно 500 тысяч тонн в месяц, или 6 миллионов тонн в год (мощность 7 миллионов тонн), но часть идет на экспорт. На протяжении многих лет НПЗ в Бургасе обеспечивал 50-70% рынка дизельного топлива и бензина в стране.Но по мере того, как Евросоюз вводит санкции против России, болгарский рынок становится все более зависимым от российской нефти."В настоящее время перерабатываемая нефть на 100 % российская, поскольку предложение альтернативных сортов нефти очень ограничено. Это связано с повышенным спросом на альтернативные сорта, подстегиваемым возможностью введения эмбарго на российскую нефть", - комментирует "Лукойл Нефтохим Бургас". По словам представителей компании, вместо поисков альтернатив российским поставкам из-за цен наблюдается прямо противоположная тенденция: с начала военного конфликта не было увеличения сырья нероссийского происхождения.Объяснение, что нет предложения других сортов нефти, звучит странно. Учитывая, что это единственный НПЗ, им управляет российская компания, рынок микроскопический, понятно, почему в Болгарии нет активных иностранных производителей или трейдеров нефти.Импортеры дизеля и бензина: нероссийское топливо дорогоеНевозможность импорта подтверждают и крупные топливные трейдеры, уже некоторое время сигнализирующие о том, что на практике болгарский рынок становится все более российским, и возможностей для противодействия почти нет. Причина в том, что цены, по которым "Лукойл Болгария" продает на внутреннем рынке, - одни из самых низких в ЕС."Не получится продать импортный альтернативный дизель или бензин и получить прибыль, даже с небольшим убытком не получится. Единственный вариант – продавать с огромным убытком, около 100 долларов за тонну", - говорят трейдеры. В пересчете на небольшой груз в 6 тысяч тонн это означает убыток в размере 600 тысяч долларов - разница между внутренней ценой "Лукойл Болгария" и международными котировками.Болгарская картина становится все более российской, потому что покупателей на российскую нефть становится все меньше и цена, соответственно, снижается. Все это привело к тому, что международные котировки российской нефти Urals составили 75–80 долларов, в то время как Brent — 108–112 долларов (дороже на 30-35%).Мать ШвейцарияС начала боевых действий на Украине крупные нефтяные компании, занимающиеся добычей, могут похвастаться значительным ростом прибыли. Огромная разница в ценах - возможность получить большую маржу для трейдера из группы "Лукойл", базирующегося за пределами страны. Сырье он покупает в России, вероятно, по ценам местного рынка (намного ниже мирового), плюс налоги и пошлины. Неофициальные источники утверждают, что речь идет о марже в несколько сотен долларов за тонну. Некоторое время назад НПЗ заявил правительству, что ценообразование определяется швейцарской Litasco.В декабре 2020 года "Лукойл Нефтохим Бургас" стала дочерней компанией Litasco – эксклюзивного торгового представителя "Лукойла" по поставкам нефти и нефтепродуктов за пределы России. С начала 2021 года НПЗ в Бургасе работает по договору толлинга для компании "Лукойл Бенилюкс", зарегистрированной в Нидерландах, входящей в группу "Лукойл" и также принадлежащей Litasco, получая выручку за услуги по переработке сырья.Короче говоря, Litasco владеет сырой нефтью, которая перерабатывается на НПЗ "Лукойл Нефтохим Бургас", покупая и экспортируя топливо из Новороссийска в Бургас. НПЗ получает выручку за переработку по давальческому договору. Все нефтепродукты, которые выходят с нефтеперерабатывающего завода "Лукойл Нефтохим Бургас", снова принадлежат Litasco — через "Лукойл Бенилюкс", а последний продает продукцию "Лукойл Болгарии", также принадлежащей Litasco.Таким образом, если уже десять лет НПЗ в Бургасе сообщал о миллионных убытках, то теперь результат становится еще более незаметным, а у Litasco может быть большая прибыль.Нелегко быть "Лукойлом"Нынешняя вероятная хорошая маржа — это только одна сторона медали, у международного трейдера есть ряд рыночных неизвестных, а работа болгарского НПЗ зависит от поставок сырья и способности продавать готовый продукт.Если "Лукойл" или российское сырье попадет под санкции, Litasco будет крайне сложно покупать сырье на свободном рынке, отмечают специалисты. И добавляют, что даже сейчас компания испытывает трудности с поиском торгового финансирования. Это означает невозможность получения аккредитивов от банков, сложности при страховании рыночных рисков, невозможность отсрочки платежа и работы только с предоплатой, что требует ликвидности.Через месяц после начала "спецоперации" Reuters сообщил, что Litasco сократила операции, чтобы гарантировать существенную сумму для маржин-колл после введения санкций. Reuters цитирует представителя Litasco, который сказал, что произошло "естественное временное снижение корпоративной активности, чтобы убедиться, что мы можем работать в рамках нашего достаточного пула ликвидности". Источники Reuters также сообщают, что Litasco прекратила хеджирование, чтобы сохранить денежные средства, и сосредоточилась на снабжении четырех своих заводов в Европе (помимо болгарского есть еще два завода в Италии и один в Румынии) и продаже готовой продукции.Как будет работать НПЗБолгарский НПЗ, как правило, смешивает разные сорта, так как более легкие, богатые легкими фракциями, подходят для бензина и керосина, а более тяжелые - для производства средних и тяжелых дистиллятов, таких как дизельное топливо, газойль и т.д.Как поясняют представители компании, в первом квартале 2022 года 63% перерабатываемой нефти было российской, однако теперь из-за цен вся перерабатываемая нефть российская. Ранее они пытались поднять более чем на 50% долю "непроектного" (то есть нероссийского) сырья, имея опыт и возможность перерабатывать нефть Ближнего Востока и Северной Африки.Специалисты объясняют ограничения тем, что российская нефть имеет более низкий уровень серы, в то время как, например, уровень серы в иракской Basrah примерно на 1 процентный пункт выше. А значит, на каком-то этапе процесса дистилляции возможны проблемы с десульфурацией, износ оборудования и снижение производительности.В НПЗ утверждают, что с некоторыми сортами нефти, например, Brent, возможно задействовать малое количество российского сырья, в то время как с ближневосточными, с которыми есть опыт, как минимум 50% нефти должно быть российской. НПЗ также инвестировал значительные средства в установку гидрокрекинга для самых тяжелых нефтяных фракций, увеличил свою эффективность и производство легких видов топлива, и изменение сырья, вероятно, будет означать отклонение от их технологических показателей.Это не означает, что перенастроить НПЗ невозможно (за эти годы были некоторые изменения), но сложно говорить о мотивации, когда все хорошо работает. Другая проблема - неопределенность будущего и цен."Никто не может сказать, какие и насколько сложные изменения придется внести в НПЗ, потому что никто не может сказать, какие сорта нефти (какого критического качества) будут доступны на нашем рынке. В настоящее время альтернативы нет, поскольку на болгарском рынке нет других видов нефти. Из-за неизменного предложения и более высокого спроса, вызванного повсеместным запретом на российскую нефть, дефицит альтернативных сортов нефти стал глобальным", - отмечает "Лукойл Нефтохим Бургас".Можно ли без РоссииПока неясно, как будет выглядеть запрет на импорт российской нефти с точки зрения параметров и сроков, и что будет с финансовыми возможностями российской компании по поставкам нефти вне зависимости от ее происхождения.Представители отрасли отмечают, что лучшие для Болгарии рынки сырой нефти, исходя из специфики сырья - Саудовская Аравия, Иран, Алжир, Египет, Объединенные Арабские Эмираты. Нефть, поступающая по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума, который поставляет сырье румынской Rompetrol, принадлежащей "КазМунайГазу", также возможна. Но и тут снова пересечение с Россией – труба заканчивается в российском порту Новороссийск.Без работающего производства страна будет вынуждена рассчитывать на импорт готовой продукции. Возможности для этого есть, например, в Греции и Турции, за эти виды топлива Болгария будет конкурировать с Украиной.И тут мы подходим к вопросу об объемах и способе импорта, поскольку портовый терминал для выгрузки крупных танкеров "Росенец" принадлежит "Лукойлу". В порту Бургаса могут швартоваться только танкеры поменьше – до 6 тысяч тонн, что было невыгодно по сравнению с биржевыми танкерами на 30 тысяч тонн. Другим вариантом мог бы быть "Варна Сторидж", но там требуются значительные улучшения. Без порта для больших танкеров импорт можно производить по железной дороге или в автоцистернах – в меньших количествах и не так выгодно.Непонятно, кто будет финансировать эту операцию, потому что для импорта 25 000-тонного танкера требуется примерно 30 миллионов долларов. На болгарском рынке основные международные западные сети сосредоточены на розничной торговле. Помимо российского лидера, импортом занимаются местные мелкие трейдеры, такие как "Сакса", "Булмаркет" и "Инса Ойл", причем последний, по неофициальной информации, единственный, кто импортирует дизельное топливо и газойль, поскольку у него есть кредитные лимиты и контракты, но топливо все равно российское.Где-то во всем этом сюжете еще есть болгарское государство, которое будет разыгрывать планы действий с учетом условий. А что до цен – нефть есть, но будет дорогой.
/20220512/ekonomika-254119319.html
/20220429/gaz-254022125.html
/20220509/embargo-254091031.html
/20220511/neft-254110280.html
россия
болгария
европа
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/03/1c/253582360_154:0:2885:2048_1920x0_80_0_0_c041d4e4919d488c3c5f47f978a982de.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
россия, болгария, европа, лукойл, brent, urals, капитал.bg