Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что делать с Орбаном? Мы не можем терпеть Троянского коня Кремля

© AP Photo / Olivier HosletПремьер-министр Венгрии Виктор Орбан
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан - ИноСМИ, 1920, 09.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чехия требует оказать на Венгрию геополитическое давление, пишет Seznam zprávy. В Праге считают, что Будапешт следует наказать за нарушение основных принципов функционирования ЕС.
Иван Габал (Ivan Gabal), Эва Кружикова (Eva Kružíková)
Значительно сблизившись с Польшей и Словакией в сфере безопасности и на почве поддержки Украины, Чехия создает геополитическое давление, которое необходимо оказать на Венгрию. Комментарий социолога Ивана Габала и юриста Эвы Кружиковой.
В последнее время венгерский премьер-министр Виктор Орбан натворил дел. Расистские высказывания, которые покоробили даже его ближайшую соратницу. Постоянные возражения против сокращения территории Венгрии в Трианоне после Первой мировой войны. Упорная поддержка провенгерских амбиций венгерских меньшинств на территориях других стран. Блокирование военной помощи Украине и сомнения в целесообразности евросоюзных санкций против России. Заискивания перед Кремлем ради газа, увенчанные желанием получить награду из рук Сергея Лаврова.
Все это ощутимо способствует тому, что Будапешт все больше отдаляется от единой союзной, а теперь и вышеградской, политики. Все это происходит в условиях российской спецоперации на Украине, кровавого вооруженного конфликта, который угрожает всей Европе. Особенно нашему региону, причем намеренно.
Венгрия превратилась в Троянского коня Кремля внутри Европейского Союза и даже внутри НАТО? Так может показаться, особенно учитывая, что недавно, в апреле, Орбан победил на выборах, делая упор на отказ от единой евросоюзной политики против агрессии Кремля, и практически провозгласил своего рода венгерский нейтралитет в этом конфликте.
Так как нам следует вести себя с Венгрией в условиях, когда мы являемся страной-председателем Европейского Союза и сооснователями "Вышеградской группы"? Какие у нас есть стратегические варианты и возможности изменить поведение Орбана? Есть ли у нас политические и правовые инструменты для влияния на него?
Прежде всего, нужно уяснить для себя стратегическую цель. В Европе идет война. Пока мы в ней напрямую не участвуем и не стреляем, но мы участвуем в ней, поддерживая тех, кто подвергся нападению, и вводя санкции против агрессора. И то, и другое нам в целом удается, но главная предпосылка успешности — это единство Европейского Союза и НАТО. Нарушение единства значительно снизило бы эффективность общей политики. Именно этого и добивается Кремль в Европе. Добивается ли этого же Будапешт?
Ни Европейский Союз, ни "Вышеградская четверка" не могут терпеть Троянского коня за своими укреплениями. Позиция Орбана все больше противоречит элементарным ценностям, на которых базируется европейское сообщество, а также "Вышеградская четверка". Она вообще родилась именно после свержения коммунизма и вывода советской армии из Европы на волне перехода всего региона в НАТО и ЕС.
Встреча президента РФ В. Путина с премьер-министром Венгрии В. Орбаном - ИноСМИ, 1920, 28.06.2022
Посол Венгрии в Германии: "Никто не должен нас учить, как строить отношения с Россией"Есть одна страна в ЕС и в НАТО, которая неизменно отказывается принимать участие в русофобском "хоре". Эта страна — Венгрия. Каковы же ее резоны? Это пытается выяснить в разговоре с опытным венгерским дипломатом Петером Дьёркёшем журналист немецкой газеты "Вельт".
В прошлом в "Вышеградской четверке" да и в Евросоюзе уже случалось, что некоторые страны временно "выпадали" из ценностных рамок сообщества. Но ни Словакию с Мечиаром, ни Австрию с ее экстремистским правительством Хайдера не исключили или никак особо не наказывали санкциями.
"Вышеградская четверка" наработала большой опыт в ограничении влияния Москвы в нашем регионе. И это важный аспект сотрудничества и безопасности в восточном крыле Европы особенно сегодня. Поэтому было бы ошибкой пренебрегать "Вышеградской четверкой" в момент, когда Будапешт дает сбой. Более того, чешское правительство Бабиша из-за его личных проблем с Брюсселем и конфликта интересов практически отдало Орбану на откуп нашу союзную политику. Поэтому мы все несем часть ответственности за то, что Будапешт приобрел в Евросоюзе больший вес. Метастазы венгерского национального шовинизма распространяются уже несколько лет. Его последствия, сказавшиеся и на СМИ, и на академическом мире, и на евросоюзной политике и праве, преуменьшала и даже превозносила еще не так давно чешская оппозиция.
Таким образом, сегодня мы должны, прежде всего в интересах собственной безопасности, сохранить влияние "Вышеградской четверки" на Будапешт и направить его против влияния Кремля. Мы не должны отказываться от вышеградского сотрудничества. То же касается работы "Вышеградской четверки" внутри Европейского Союза. У нас есть политические, административные и правовые инструменты.
Следует продолжить прежде опробованную практику консультаций обо всех важных вопросах ЕС на уровне "Вышеградской четверки". Особенно это важно, поскольку тогда Венгрии придется обстоятельно обосновывать свою несолидарную позицию и поведение. Причем не только дипломатически и в кулуарах, но и совершенно открыто, публично. Часть ответственности за Европу продолжает лежать на Венгрии и Орбане сегодня, как и прежде. Венгрия не нейтральна, в отличие, например, от Австрии. Напротив, Венгрия старательно подтверждает в НАТО свой союзнический статус и укрепляет свою обороноспособность, закупая оружие и повышая оборонные расходы.
Да, сегодня Будапешт — это региональный центр российской и китайской политики интересов, но при этом Венгрия политически не монолитна. Отъезд сотен тысяч молодых венгров за рубеж серьезно отразился на венгерском обществе в том, что касается демографии, экономики и ценностей.
Значительно сблизившись с Польшей и Словакией в сфере безопасности и на почве поддержки Украины, Чехия создает геополитическое давление, которое необходимо оказать на Венгрию. Попытка исключить Венгрию из "Вышеградской четверки" и заменить ее нейтральной эгоцентричной Австрией или расколотой изнутри Словенией была бы одной из самых глупых идей с 1989 года.
Необходимо добавить, что венгерское общество намного больше поддерживает Европу и Евросоюз, чем сам Орбан, а значит, оно сейчас также проходит проверку на идентичность ("восточная" она или "западная"). Венгерское общество должно ответить себе на вопрос, частью чего оно является.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан - ИноСМИ, 1920, 19.07.2022
Брюссель совершил "ошибку" с санкциями против России, считает Виктор ОрбанЗападные СМИ давно демонизируют Виктора Орбана за патриотизм и христианские ценности. Зачем же он рискует, выступая против антироссийских санкций? Этим вопросом задается "Фигаро". И получает ответ от читателей: потому что несогласие с санкциями — это позиция суверенного лидера.
Многие шаги Орбана — это вызов правовой и ценностной системе Европейского Союза. Чехия, будучи председателем Европейского Союза, и Европейская комиссия должны всерьез задуматься о применении правовых и политических инструментов.
Несколько дней назад в наших СМИ появилась новость особо примечательная именно с перспективы ЕС. Венгрия объявила чрезвычайное положение в энергетике и с августа намерена запретить экспорт энергии. Якобы из-за подготовки к зиме. На удивление, эта новость не вызвала резонанса. А ведь этот акт явно противоречит праву Европейского Союза и принципам функционирования правового государства в понимании ЕС. Это совершенно очевидно в области природного газа, который является единственным источником энергии, имеющимся у Венгрии в распоряжении.
Главный принцип, следующий из договоров о Евросоюзе, — это четыре свободы, на которых основан внутренний рынок: свободное передвижение товаров, людей, услуг и капитала. Без соблюдения этих четырех принципов невозможна обыденная жизнь европейцев и европейских компаний. Лиссабонский договор предполагает, что эти четыре свободы неразделимо связаны. Соблюдение каждой из них обусловлено соблюдением остальных трех.
Природный газ — такой же товар, как и любой другой, а значит, на него распространяются принципы свободного передвижения. Любое количественное ограничение экспорта, за редчайшими исключениями, между странами-членами Европейского Союза запрещено. Виктор Орбан явно без колебаний нарушает базовые договоренности, соблюдать которые его страна обязалась, вступая в ЕС.
Орбан, вводя означенный запрет на экспорт, не только не чтит базовое право, но и не думает об обеспечении энергетической безопасности стран ЕС, объединенных солидарностью. А ведь именно принцип солидарности лежит в основе недавнего договора стран-членов, который призван решить проблему энергоносителей. Венгрия стала единственной страной-членом ЕС, которая не подписала договор, но все равно он в обязательном порядке будет на нее распространяться.
Европейское право, регулирующее рынок природного газа, конечно, включает режим чрезвычайного положения в области энергетики, и в таких случаях предписывает вводить рыночные и нерыночные меры. Однако категоричный запрет на экспорт не относится к разрешенным "чрезвычайным" инструментам. Это односторонняя и, я бы даже сказал, эгоистичная мера одного государства, которое не учитывает потребностей и проблем остальных. То, что подобные меры полностью противоречат базовым принципам Европейского Союза и европейского права, уже много раз подтверждал и европейский суд.
Тогда можно задаться вопросом, каковы в перспективе общего рынка и евросоюзного права подлинные интересы Венгрии? Хочет ли она остаться членом Европейского Союза? Позиция венгерских граждан пока вполне ясная: в подавляющем большинстве они хотят быть в ЕС, хотят чтить его ценности и право. Тогда не пришло ли время применить европейское право к венгерскому правительству? Не наступил ли момент дать оценку шагам Венгрии, исходя из евросоюзного права, в суде?
Российская военная спецоперация на Украине сильно и целенаправленно давит и на нас в Европе. Несомненно, Россия добивается нашего развала. В таких условиях заискивание перед Кремлем, пусть даже этим занимается одна страна, — это риск для единства и самого существования демократической и правовой Европы. Поэтому нельзя закрывать глаза на поведение Венгрии и поступки Виктора Орбана. Нельзя бездействовать и уступать ему.