Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Австрия, последний бастион европейской нейтральности

Вена, Австрия - ИноСМИ, 1920, 19.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока большинство стран мира сохраняет нейтралитет по отношению к конфликту на Украине, в Европе с ним распрощались, пишет Advance. Только одна страна пока еще держится. Надолго ли?
После почти шести месяцев боевых действий на Украине одна вещь становится ясной: в этом конфликте одну из сторон выбрали не только непосредственные его участники, но и страны всего западного мира, то есть Европейского Союза вместе с США и Канадой в Северной Америке. А что же остальной мир? Почти весь он сохраняет нейтральность. Да, одни страны, возможно, больше симпатизируют России, а другие Украине, но их политическая позиция по-прежнему далека от той поддержки, какую оказывают Украине, скажем, некоторые страны Европейского Союза и США.
В самом начале боев ЕС и США пытались преподнести этот конфликт как борьбу России с Украиной, мира против России, но не вышло. Остальной мир не хочет поддерживать подобное деление, поскольку оно идет вразрез с их собственными интересами. А сейчас они заинтересованы не в том, чтобы ратовать за одну из сторон, а в том, чтобы оставить все двери открытыми, кто бы ни вышел в итоге победителем.
Подобная позиция понятна, но остается кое-что удивительное. Что? Да то, что, как предполагалось, влияние ведущей мировой державы, Соединенных Штатов, будет больше. В итоге же выяснилось, что Вашингтон все еще может как-то влиять на Европу, но ею его влияние и ограничивается.
Тем не менее пока остальной мир сохраняет нейтралитет и, похоже, не собирается сворачивать с этого пути, в Европе не только на концепцию нейтралитета вообще, но и на любые политические аспекты, которые могут восприниматься как нейтральные, смотрят как на нечто совершенно неприемлемое, почти изменническое.
Действительно, ситуация очень изменилась с 24 февраля. Две скандинавские страны, которые были символом военного нейтралитета, Швеция и Финляндия, вместе отказались от давней традиции и попросились в НАТО. Их просьбу можно считать практически удовлетворенной (каждая страна-член альянса должна ратифицировать их запрос, но после того как решился вопрос турецкого вето, других препятствий возникнуть не должно).
Даже Швейцария, которая не входит ни в ЕС, ни в НАТО, отказалась от собственного нейтралитета в момент, когда поддержала экономические санкции против России. Да, можно сказать, что Швейцария при этом сохранила и саму себя. Очень хорошо известно, на чем зиждется швейцарская сила, и в столь напряженной геополитической ситуации Швейцария, не прибегни она к санкциям, вероятно, сама оказалась бы под ударом тех, кто пользуется ее финансовыми услугами.
Однако, выйдя из зоны нейтралитета, она теряет статус одного из главных мест, где "заканчиваются войны". А таким местом нередко становилась Женева. Швейцария больше не приветствуется в качестве посредника, что подтвердила сама Москва, которая недавно отвергла ее предложение о дипломатическом представительстве украинских граждан в России.
Тогда кто же еще остался в старой Европе, если вообще остался? На самом деле есть еще одна страна, причем даже на территории Европейского Союза. За его пределами, на Балканах, найдутся политически относительно нейтральные страны, такие как Сербия и Босния и Герцеговина. Однако их общее влияние невелико, а поскольку они давно пытаются стать членами Европейского Союза, их нейтралитет — это на самом деле попытка балансировать в данный конкретный момент.
Флаг Швейцарии - ИноСМИ, 1920, 12.08.2022
Москва против того, чтобы Швейцария представляла интересы Украины в РоссииОтказ Москвы признать Швейцарию как представителя интересов украинского государства в России вызвал бурю эмоций среди читателей Figaro. Нашлись среди читателей и франкоязычные швейцарцы, причем они признают обоснованность главной претензии России. Вот она: Швейцария поддержала санкции, а значит, она не нейтральна.
Так какая же страна Европейского Союза по-прежнему сохраняет нейтралитет? Что ж, само название статьи уже раскрыло секрет. Да, об австрийской нейтральности в нынешнем конфликте можно еще много чего сказать, кроме того, что она существует.
Почему я говорю об Австрии как о "бастионе нейтральности"? Разве прежде ими не были Швеция и Финляндия? В действительности нет. Швеция и Финляндия были нейтральны, но уже в самом начале конфликта их общественность изменила позицию, и отношение к вступлению в НАТО резко изменилось. Еще в прошлом году большинство шведов и финнов выступали против вступления в этот военный союз под предводительством США, но сегодня они уже так не думают. Что изменило общественное мнение? Боязнь России, что же еще. Отношения между Швецией и Россией уже движутся по нисходящей, а Финляндия хоть и поддерживала более теплые отношения с Москвой, чем Стокгольм, все еще помнит войну с СССР.
Тем не менее в Европе, где даже Швейцария задумалась, не стоит ли ей войти в НАТО, Австрия являет собой исключение, и, судя по ее нынешней позиции, она сохранит свой статус.
Конечно, Австрия не геополитический остров. Она часть Европейского Союза, разных оборонных организаций Европейского Союза, которые неминуемо связаны с НАТО. Тем не менее Австрия не намерена вступать в альянс.
Обсуждается ли в Австрии возможность членства в НАТО? Нет. По последним опросам, до 80% австрийцев считают, что Австрия не должна быть частью НАТО. Любопытен тот факт, что этого мнения придерживаются представители всего австрийского политического спектра.
Что касается австрийского консервативного канцлера Карла Нехаммера, то еще в начале боевых действий он заявил, что "австрийский нейтралитет" не станет предметом обсуждений. Памела Ренди-Вагнер, лидер Социал-демократической партии Австрии с левого центра, тоже заявила, что "австрийский нейтралитет не обсуждается".
Далее. Правая Австрийская партия свободы также занимает четкую позицию, поддерживая австрийскую нейтральность. Более того, даже австрийские "Зеленые" придерживаются того же мнения и, в отличие от их немецких коллег, ратуют за пацифизм, благодаря которому зеленая политика первоначально и привлекла в 80-е годы столько сторонников. Немецкие же "Зеленые" после ряда внутрипартийных пертурбаций превратились, пожалуй, в самую воинственную партию Германии.
Мы видим, какие изменения претерпели скандинавские страны, Швейцария и, конечно, Германия, которая, например, еще в начале века выступала резко против вторжения в Ирак. Но как же тогда Австрия сохранила свой нейтралитет? Аналитик в области безопасности и политолог Вольфганг Пуцтай заявил в интервью "Аль-Джазире" по этому поводу: "После страшного опыта двух мировых войн, а также нацистского террора нейтралитет глубоко укоренился в умах австрийцев".
Газораспределительная станция Баумгартен-ан-дер-Марте, Австрия - ИноСМИ, 1920, 04.07.2022
Почему Австрия не может отказаться от русского газа
Конечно, политика времен холодной войны и определенные решения поспособствовали тому, что Австрия стала такой, какой является сейчас. Я только коротко напомню, что после Второй мировой войны страны-победительницы, а точнее: США, Великобритания, Франция и СССР — поделили Австрию на четыре оккупационные зоны. Так продолжалось до 1955 года, когда был подписан договор, положивший конец оккупации, но в обмен Австрия взяла на себя обязательство сохранять нейтралитет. Так она превратилась в "буферную зону" между Востоком и Западом.
В конечном счете такая позиция Австрии принесла пользу, а также обеспечила ей безопасность. Более того, благодаря этому даже оборонные расходы Австрии остались весьма низкими.
После договора 1955 года Австрия могла интегрироваться в западную экономическую архитектуру, но в то же время пользовалась преимуществами торговли с Советским Союзом.
Выше упоминалась Женева. Ее дипломатическое влияние, конечно, будет снижаться из-за швейцарских решений, но остается Вена. Во второй половине ХХ века Вена превратилась в один из важнейших дипломатических центров мира. Кроме того, многие важнейшие международные организации, начиная с МАГАТЭ и заканчивая ОПЕК, базируются именно в Вене.
Однако это не означает, что Австрия сама по себе — мощная посредническая держава. Это стало понятно в апреле, когда австрийский канцлер Нехаммер стал первым западным лидером, который встретился с Путиным после начала боевых действий на Украине. От его визита в Москву в памяти не осталось ничего, и на ход боев он никак не повлиял. На самом деле можно сказать, что большим влиянием в этом смысле пользуется турецкий президент Эрдоган (а Турция является членом НАТО).
Австрии же, в отличие от, например, Финляндии, некого бояться в своем непосредственном соседстве. Она граничит с членами Европейского Союза: Германией, Чехией, Словакией, Венгрией, Словенией и Италией, а также с двумя странами, не входящими в ЕС: Швейцарией и Лихтенштейном. Тем не менее это географическое положение вряд ли сможет защитить ее от последствий разрыва энергетических связей между Европой в целом и Россией. Поэтому сейчас Австрия готовится к снижению своей энергетической зависимости от России.
Появятся те (быть может, внутри их будет даже больше, чем за рубежами), кто станет критиковать Австрию за ее нейтралитет, требовать от нее "определиться". Но это не соответствует интересам австрийского народа так же, как не соответствует интересам и многих других европейских народов, которые приняли это решение по инерции, не думая о собственном благосостоянии.