Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В этом году туристы в Италии ведут себя плохо – и вот почему

CNN: как иностранные туристы разрушают Италию

© AP Photo / Gregorio BorgiaТуристы в римском Капитолии, Италия.
Туристы в римском Капитолии, Италия. - ИноСМИ, 1920, 15.10.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Этим летом туристы плавали в каналах Венеции, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Съезжали на автомобилях по самой знаменитой в мире лестнице в Риме. И даже в припадке ярости разбивали бесценные скульптуры. Италия пришла в ужас от нового притока туристов, сообщает CNN.
Джулия Бакли (Julia Buckley)
Когда летом этого года были сняты все ограничения на поездки и туристы вновь хлынули в Европу, начался нескончаемый поток новостей о неприемлемом поведении туристов в Италии.
В июне два американских туриста нанесли Испанской лестнице в Риме ущерб на сумму 25 тысяч долларов, столкнув, а затем и сбросив с нее свои скутеры.
Вам кажется, что это ужасно? В мае гость из Саудовской Аравии спустился на взятом напрокат Maserati по лестнице из белого итальянского известняка, сломав при этом две ступени.
Тем временем в Венеции туристы регулярно купаются в каналах, находящихся под защитой ЮНЕСКО, которые одновременно являются частью городской канализационной системы. В августе двое австралийцев прокатились на досках для серфинга по Гранд-каналу, а в мае американцы искупались нагишом рядом с венецианским Арсеналом, построенным в 14 веке.
Думаете, это все?
Нет. Также в августе австралиец решил прокатиться на своем мопеде по древнему римскому городу Помпеи, а в октябре американец разбил две бесценные скульптуры в музее Ватикана – очевидно, разозлившись после сообщения о том, что он не сможет увидеть папу. Двумя месяцами ранее американскую пару поймали в тот момент, когда они вырезали свои инициалы на Арке Августа – расположенном рядом с Колизеем памятнике, которому около 2 тысяч лет.
Можно ли сказать, что этим летом туристы вели себя хуже, чем обычно, или мы просто забыли, насколько дурно люди могут поступать, находясь в отпуске за рубежом?
По данным итальянского совета по туризму ENIT, с января по июль 2022 года число иностранных туристов выросло на 172% по сравнению с 2021 годом – и на 57% по сравнению с рекордными показателями, зафиксированными до начала пандемии.
Айке Шмидт (Eike Schmidt), директор галереи Уффици во Флоренции – самого посещаемого музея Италии в 2021 году – говорит, что в плохом поведении туристов нет ничего нового.
"Не думаю, что в этом году стало хуже. Мне кажется, сейчас мы наблюдаем то, на чем мы остановились в 2019 году. Теперь все это просто вернулось, потому что вернулись туристы", – сказал он.
"Всегда есть люди, которые совершенно не уважают ту обстановку, в которой они оказываются". Он рассказал, как однажды, еще до начала пандемии, он заметил в музее женщину, которая сидела среди бесценных творений искусства и делала себе педикюр.
По словам Шмидта, Галерея Уффици настолько хорошо охраняется, что там редко происходят неприятные инциденты. Но за ее стенами ситуация совершенно иная. Галерейный комплекс имеет собственный пешеходный тупиковый переулок со встроенными скамейками, вырезанными из местного камня pietra serena, на которых частенько устраиваются уставшие и проголодавшиеся туристы.
И они не просто там сидят. Совершенно не задумываясь о том, что эти скамейки были вырезаны вручную еще в 16 веке, туристы сидят на них и едят, капая соусом на пористый камень и оставляя после себя пятна. Иногда они даже рисуют граффити на внешних стенах галереи.
Шмидт рассказал, что в 2018 году сотрудникам галереи приходилось каждое утро выходить всем коллективом, чтобы смывать "со стен здания все надписи, которые люди оставляли поздно ночью после слишком большого количества выпивки".
По словам Шмидта, эти усилия принесли хороший результат.
"Люди как правило не оставляют надписи на чистой поверхности, но, если один человек сделал небольшой рисунок или написал плохое слово, добавить к этому свою надпись становится гораздо легче, потому что психологический барьер ниже. Сейчас люди очень редко пишут что-либо на стенах здания галереи. Но после пандемии мы вновь сталкиваемся с проблемой панини, вина, кока-колы и другой жирной и сладкой еды. Люди покупают еду в местах, где негде присесть, потом они оглядываются и первое, что попадается им на глаза, это исторические памятники".
В прошлом году Шмидт призывал к тому, чтобы кафе быстрого питания облагались более высоким налогом, чем заведения, в которых есть места для сидения и туалеты для гостей, но теперь он говорит: "Ничего так и не вышло, никто из политиков не хочет вступать в дебаты".

"Туристы крадут гондолы"

По словам главного комиссара Джанфранко Зарантонелло (Gianfranco Zarantonello), в Венеции сейчас дела обстоят менее спокойно: в этом году муниципальная полиция расследовала 43 инцидента с туристами, решившими устроить заплывы в каналах. Это почти вдвое больше, чем за весь 2021 год, когда полицейские поймали 24 пловца. Что еще тревожнее, в этом году ситуация даже хуже, чем в 2019 году, когда было зафиксировано 37 подобных нарушений.
В этом году полиция также зафиксировала 46 случаев порчи венецианских памятников туристами.
"Они ведут себя так же, как вели себя всегда, просто в этом году мы вернулись к тем показателям, которые были до пандемии, и число случаев хамского поведения растет", – сказал он.
Пассажиры каирского аэропорта, Египет - ИноСМИ, 1920, 30.09.2022
"Энергетический туризм". Станет ли он новой тенденцией для европейцев, пытающихся спастись от суровой зимы?В Европе намечается новая тенденция — "энергетический туризм", сообщает Asharq Al-Awsat. Некоторые аналитики называют европейцев "энергетическими беженцами", так как они бронируют курорты Египта и Турции в последнюю минуту, спасаясь от высоких цен дома. А ведь компромисс с Путиным мог бы решить газовую проблему.
"Иногда люди не видят в Венеции город. Они ведут себя так, будто это пляж".
И, хотя со стороны кажется, что действия туристов становятся все более грубыми и хамскими, – этим летом турист украл водное такси и пустил его по Большому каналу, –по словам Зарантонелло, в таком поведении нет ничего особенно нового. "Несколько лет назад русский турист угнал вапоретто (водный трамвайчик), – рассказал он. – Туристы крали гондолы. Однажды на Новый год несколько человек выпали из украденной гондолы, и к тому времени, когда мы до них добрались, один из них уже умирал от переохлаждения. Мы его спасли".
Помимо множества случаев купания в канале в этом году Зарантонелло и его коллеги имели дело с чешской туристкой, загоравшей топлесс на военном памятнике, бельгийцем, проехавшим на Vespa по пешеходной набережной, двумя австралийцами, промчавшимися по Гранд-каналу на серфах с мотором, и итальянцем из другого региона, который нанес непоправимый ущерб одной из главных церквей города, нарисовав на ней граффити.
Зарантонелло не считает, что пандемия усугубила ситуацию, но Шмидт сказал следующее: "Это ваша первая поездка за два года, вы молоды, и вам запрещено употреблять алкоголь в вашей родной стране. Вы здесь впервые, и вы можете вести себя так, как вы никогда не станете вести себя дома".

"Побочный продукт огромного числа туристов"

Разумеется, в туристах, демонстрирующих дурное поведение, нет ничего нового. Гости из Великобритании, Австралии и Соединенных Штатов уже давно прославились своим отвратительным поведением в Юго-Восточной Азии.
Но Том Дженкинс (Tom Jenkins), глава Европейской туристической ассоциации, отметил, что в Италии фиксируется большое количество инцидентов определенного характера, и это объясняется особенностями уникальной среды в этой стране. По его словам, итальянцы стараются превратить свои самые хрупкие и ценные памятники культуры и архитектуры в "города искусства", и, если добавить в эту среду туристов, возникает взрывоопасная смесь.
"Италия особенна тем, что там находится огромное количество достопримечательностей, и ее уникальность заключается в том, что люди занимают эти места и пользуются ими так, как не делают ни в одной другой стране", – объяснил он.
По его словам, Венеция и Рим – это города, в которых люди живут в непосредственной близости от культурных сокровищ. "В Италию ежегодно приезжают 65 миллионов туристов, и такое огромное число туристов, посещающих места культурного наследия, неизбежно оборачивается тем, что некая крошечная доля из них может повести себя безответственно. Это не удивляет".
Поскольку исторические и культурные памятники в Италии чрезвычайно хрупки, любое негативное воздействие может уничтожить объект всемирного наследия, тогда как в других странах у людей попросту нет такого количества памятников, которые можно испортить.
"Мне кажется, то, что мы сейчас наблюдаем, – это побочный продукт огромного числа туристов и ужасающего поведения небольшой доли от общего числа", –объяснил он.
"Кроме того, вполне возможно, что Италия привлекает людей, имеющих более широкие интересы, выходящие за рамки исключительно художественного, архитектурного или археологического любопытства. И эти люди далеко не всегда хорошо вписываются в эту среду". Концепция "dolce vita" ("сладкая жизнь"), то есть идея о том, что Италия – это место свободы, где позволено все, не приносит пользы ее наследию.

"Место, где правил нет"

По словам итальянских экспертов, не все сводится к хрупкости итальянских памятников. Стоит отметить, что в этом году мы не получаем сообщений о подобном дурном поведении туристов из Франции, Испании и других популярных европейских городов. Говорят, что причиной дурного поведения туристов в Италии является то, как они воспринимают эту страну.
Пирс в Паланге, Литва - ИноСМИ, 1920, 11.07.2022
Туристы из Германии отменяют отпуск в Литве: боятся войныТуристы из Германии побаиваются ехать отдыхать в Литву и другие страны Балтии из-за угрозы войны, пишет Delfi. Насколько это повлияет на туристический сектор, пока неясно.
С точки зрения историка кино Николы Бассано (Nicola Bassano), такие фильмы, как "Сладкая жизнь" – классический фильм Федерико Феллини 1960 года, в котором Марчелло Мастроянни и Анита Экберг прыгают в фонтан Треви, чтобы поцеловаться, – создают ложное представление об Италии у жителей других стран.
"Иностранные туристы – и особенно американцы – видят и оценивают Италию сквозь призму стереотипов, которые навязаны им различными фильмами, в первую очередь фильмами "Сладкая жизнь" и "Римские каникулы", и через образы, которые сложились в сознании иностранцев, наблюдавших за иммигрантами из Италии", –объяснил он.
"Италию воспринимают как страну, где нет никаких правил и законов, где все является искусством, то есть искусства как такового нет".
"Туристы не знают, как нужно относиться к историческому наследию, потому что у них нет никаких связей с нашей историей. Поэтому они обращаются к своему культурному воображению и, соответственно, к нашему кино. Сцена купания в фонтане Треви из фильма “Сладкая жизнь” превратилась в модель для подражания".
"Они не отделяют жителя Рима, одетого в костюм центуриона, который пытается заработать на чаевых, от Колизея. Все это вместе превратилось в часть шоу, в котором правил нет".
Мария Паскуале (Maria Pasquale), журналистка и автор книги "Как быть итальянцем", с этим согласна.
"Мир очарован Италией, а итальянский образ жизни превратился в визитную карточку страны, – объяснила она. – Есть что-то нематериальное, неуловимое в том, как итальянцы относятся к жизни. Италия действительно производит впечатление самой крутой, самой великолепной вечеринки, которую когда-либо устраивали, – все хотят на нее попасть, но количество приглашений ограничено. Потому что быть итальянцем – это состояние души, которое трудно описать. И, чтобы быть частью этого праздника, нужно понимать, что в основе этого чувства лежит очень многое – головокружительные виды, звуки, вкусы, запахи и так далее. Италия – как идея, как образ – кажется захватывающей, динамичной, манящей и опьяняющей. Она предлагает иностранцам убежище, она предлагает свободу".
"На протяжении многих лет туристы часто говорили мне: “В Италии нет правил”. Но они ошибаются. Конечно, правила есть, но, как вам скажет любой, кто живет здесь и вынужден ежедневно бороться с бюрократической, экономической и институциональной нестабильностью, к сожалению, слишком часто тем, кто эти правила нарушает, удается ускользнуть от ответственности".
Дженкинс с этим согласен: "Я думаю, что власти должны показывать, что они активно предпринимают меры, чтобы предотвращать такое поведение. Но насколько их усилия эффективны – это большой вопрос". Мэр Венеции Луиджи Бругнаро (Luigi Brugnaro) постоянно жалуется в твиттере на ограниченность полномочий властей в отношении "имбецилов". Поскольку многие из дурных поступков туристов, такие как купание в каналах, классифицируются как гражданские правонарушения, власти города могут только оштрафовать нарушителей и запретить въезд в черту города на 48 часов. Уголовное преследование возможно только в тех случаях, когда наносится физический ущерб памятникам.

Отпускное безумие

Почему подобное дурное поведение характерно именно для тех, кто приезжает в отпуск? С точки зрения психолога Одри Танг (Audrey Tang), члена Британского психологического общества, этот феномен можно сравнить с поведением троллей в соцсетях: "Нас охватывает ощущение анонимности. Нас никто здесь не знает, и это обеспечивает нас некоторой защитой".
По ее словам, важным элементом также становится так называемый "сдвиг к риску" – феномен, в рамках которого в группе люди подталкивают друг друга к более экстремальному поведению, заставляя друг друга совершать такие действия, на которые они никогда не решились бы в одиночку.
"Если вы в компании друзей, может произойти сдвиг к риску. Вероятно, вы даже не будете осознавать, что делаете это, но в группе всех охватывает чрезмерный энтузиазм".
Люди гуляют на Красной площади в Москве - ИноСМИ, 1920, 12.09.2022
Никакого Парижа? Да без проблем! Этим летом российские туристы провели отпуск на родинеИз-за санкций россиянам стало сложно отдыхать за рубежом. Однако рубль по-прежнему силен, уровень занятости и доходов населения стабилен, а транспортная сеть работает исправно. Все это поспособствовало развитию внутреннего туризма в России, пишет CS Monitor.
В целом, все сводится к двум аспектам – практическому и психологическому. Чрезмерное употребление спиртных напитков в отпуске "устраняет тот фильтр, который работает в обычных условиях. Добавьте сюда сдвиг к риску, и мы уже способны сделать нечто такое, чего мы никогда не сделали бы в обычной жизни", – объяснила Танг.
"Юнг говорил, что у всех нас есть темная сторона, и, если мы ее подавляем, она становится похожа на скороварку, которая в какой-то момент обязательно взорвется. Отпуск дает нам возможность “взорваться”. А после начала пандемии ситуация могла ухудшиться, потому что нас принудительно закрыли надолго в наших домах".
Более того, по словам Танг, когда вы платите за свой отпуск, у вас возникает ощущение, что за свои деньги вы имеете право получить максимум. "Мы забываем, что то, на что мы имеем право, должно вписываться рамки социально приемлемого поведения. И что мы все же являемся частью сообщества. Если все начнут вести себя так же, как это делают нарушители, возникнут серьезные проблемы".

Может ли незнание служить оправданием?

Иногда туристы утверждают, что они не знали, что их действия представляют собой нечто запрещенное, – именно так попытался оправдаться австралиец на скутере, которого поймали в Помпеях. И, по словам Зарантонелло, порой так и есть. Если говорить о плавании или серфинге в Венеции, "подобные действия разрешены в их странах, но запрещены здесь. Поэтому туристы считают такое поведение вполне законным".
По словам Танг, иногда люди не считают нужным ознакомиться с правилами и законами другой страны перед поездкой туда. Проходы без очереди, плевки на улице или даже мочеиспускание "совершенно неприемлемы" в Европе, в то время как в других странах никто не видит в этом ничего дурного. Однако Танг добавила: "Это все же не оправдывает такое поведение, потому что, прежде чем отправиться в другую страну на отдых, нужно ознакомиться с ее культурными нормами".
Дженкинс придерживается иного мнения.
"Думаю, совершенно очевидно, что не следует кататься на мотоцикле по Помпеям. Эти ребята – явно идиоты. Люди писали свои имена на статуях и ломали памятники с незапамятных времен, но это же не оправдание. Это отвратительно".
Возможно, дело не столько в невежестве, сколько в желании увеличить свою популярность в интернете. По словам Танг, по мере того как социальные сети все больше захватывают власть над нашими умами, мы наблюдаем все больше примеров возмутительного поведения: "Дурные поступки получают больше лайков, репостов и известности, чем позитивные вещи, поэтому многие люди используют этот феномен, чтобы увеличить число фоловеров и создать себе репутацию. И гадкие поступки могут оказаться чрезвычайно эффективными в этом смысле".
Зарантонелло часто видит подтверждения этому в Венеции. "Социальные сети подталкивают людей к плохим поступкам", – подтвердил он.
Один турист из Англии, преподаватель университета, в июле опубликовал в твиттере видео того, как он переплывает Гранд-канал, а затем убегает от полиции, пытаясь подражать своему герою, поэту 19 века лорду Байрону. Но такие поступки, по словам Зарантонелло, наносят вред городу, который Байрон нежно любил. Зарантонелло умоляет гостей Венеции тщательно обдумывать их действия, даже когда речь идет о чем-то, казалось бы, банальном, например, о купании в канале.
"Это вопрос уважения к городу. Это место с невероятно богатой историей, это не бассейн и не пляж, где можно делать подобное", – сказал он.
"Байрон приезжал сюда 200 лет назад. Лучше прочесть одно из его стихотворений, чем искупаться в Гранд-канале".
И самопровозглашенным фанатам Италии лучше соблюдать осторожность. Когда на прошлой неделе в музеях Ватикана американский турист разбил два старинных бюста, Маунтин Буторак (Mountain Butorac), который организует паломнические поездки в Рим, сказал в интервью CNN, что он обеспокоен, что последствия этого происшествия могут коснуться всех посетителей, а не только самого вандала.
После того, как в 1972 году на скульптуру Микеланджело "Пьета" напал венгр с молотком, ее поместили за пуленепробиваемое стекло. Буторак опасается, что это может быть предвестником того, что нас всех ждет впереди.
"Одна из прекрасных особенностей этого музея – в том, что там посетители могут очень хорошо рассмотреть эти скульптуры вблизи. Боюсь, что из-за подобного поведения вскоре мы можем лишиться такой возможности".