Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
С приближением зимы Европа охладевает к украинским беженцам

Time: с наступлением холодов европейцы все меньше сочувствуют украинским беженцам

Вид Дублина, Ирландия - ИноСМИ, 1920, 23.11.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С начала конфликта на Украине Европа приняла миллионы беженцев и предоставила им хорошие условия для жизни. Но спустя девять месяцев она исчерпала возможности оказания помощи, а граждане устали делиться кровно нажитыми ресурсами, пишет Time. Украинцам придется искать другие варианты.
Когда Сергей Чудаев прибыл 21 октября в Дублин, он почувствовал огромное облегчение.
Этот комик и телепродюсер из Киева несколько месяцев организовывал благотворительные акции на Украине и в Польше, собирая деньги и вещи для своих сограждан, страдающих от последствий конфликта. Но когда российская армия возобновила удары по объектам инфраструктуры его родного города, ситуация стала настолько невыносимой, что он понял: больше оставаться там нельзя.
После посадки в аэропорту Дублина его отвезли в конференц-центр "Ситиэуст", переоборудованный в перевалочный узел. Там беженцам выдают документы о временной защите, дающие им право жить в Ирландии и получать льготы и пособия. Получив необходимые бумаги, Чудаев надел на руку специальный браслет, предоставляющий разрешение на койку и питание в центре, пока государство не подберет ему постоянное жилье. Но вскоре после того, как чиновник закрепил на его руке красный браслет, его снова срезали.
В транзитном центре "Ситиуэст" людей было вдвое больше, чем коек, и ирландские власти были вынуждены временно закрыть его. "Мы думали, нашей панике, стрессу пришел конец, — рассказал 43-летний Чудаев в интервью TIME. — Но все началось заново".
Следующие три ночи Чудаев и еще 32 человека спали на полу в аэропорту. Впервые с 24 февраля, когда Россия начала военную спецоперацию на Украине, в Ирландии не хватило кроватей всем нуждающимся в них беженцам. Правительство предупредило, что ситуация может ухудшиться.
Примерно 7,8 миллиона украинцев бежали от разрушений, которое несет стране уничтожение критически важной инфраструктуры. Большинство из них, 4,7 миллиона, решили искать убежища в Евросоюзе. Вскоре после начала кризиса 27 стран-членов ЕС согласовали Директиву о временной защите, которая в течение года гарантирует украинцам жилье без получения виз, медицинскую помощь, а также доступ к рынку труда (в октябре срок ее действия продлили еще на год до марта 2024 года). Утвержденные для каждой страны цифры очень сильно разнятся, но Евросоюз в целом намерен принимать всех беженцев от этого конфликта.
Амстердам, Нидерланды - ИноСМИ, 1920, 22.11.2022
Амстердам: беженцы нарушают спокойствие в городахПолитики разработали проект совместного проживания мигрантов и молодых голландцев, но он с треском провалился, пишет Causeur. Желание интегрировать беженцев ослепило власти, игнорировавшие жалобы на преступления. Ситуацию изменил лишь пожар, спаливший сотни квартир, а вместе с ними — доверие к переселенцам.
Но он затягивается, а европейские страны сталкиваются с собственными проблемами, такими как рост стоимости жизни, увеличение цен на энергоресурсы, а в случае с Ирландией еще и острый дефицит жилья. Поэтому гостеприимство принимающей стороны подвергается серьезным испытаниям. Зима близко, а Россия продолжает атаки на украинские электростанции — как говорят некоторые обозреватели, "в попытке спровоцировать очередную волну миграции". И в такой ситуации появляются первые признаки того, что решимость европейцев начинает ослабевать.
12 сентября 12 из 16 земель Германии, которые в совокупности приняли примерно миллион украинских беженцев, сообщили, что исчерпали лимиты жилья и образовательных возможностей для украинцев. 1 ноября Австрия ограничила бесплатный проезд в поездах для украинцев, оставив его только тем, кто приехал в страну впервые. В Британии у трети прибывших по программе "Дома для Украины" заканчивается установленный срок проживания, а четкого плана их повторного расселения пока нет. Польша недавно изменила правила для украинцев, и теперь каждый, кто живет в стране дольше четырех месяцев, должен частично оплачивать свое жилье.
"Здесь хорошо. Здесь нет конфликта", — говорит 34-летняя Наталья, приехавшая в Дублин из Украины 17 марта вместе с двумя детьми, сестрой и двумя детьми сестры. (TIME согласился не публиковать фамилию Натальи, так как она опасается за родственников, оставшихся на Украине.)
Наталья только что закончила готовить завтрак для детей. У себя в Бердичеве она жила в большом доме с садом. Но в Дублине все шесть человек теснятся в одной комнате, заставленной синими двухъярусными кроватями. Комната находится в бывшем хостеле рядом с автостанцией. Наталья входит в число 44 тысяч украинских беженцев, которым ирландское правительство оплачивает жилье и питание (еще 4800 человек живут в частных домах). Государство также спонсирует занятия по английскому языку, на которые Наталья ходит вместе с сестрой, когда дети в школе.
Ирландия оказалась в числе самых великодушных и щедрых стран по отношению к украинцам, особенно если учесть, что она маленькая и находится далеко от сторон, задействованных в конфликте. 55 тысяч прибывших туда с февраля украинцев составляют примерно 1% ее населения (Франция, например, приняла 100 тысяч человек, или 0,1% от численности своего населения в 67,5 миллиона). Беженцам в Ирландии предоставляют не только жилье, питание, медицинские услуги и обучение, но и еженедельные социальные выплаты. "Я бы сказала, что Ирландия находится в первых рядах по уровню поддержки и помощи украинцам, — говорит посол Украины в этой стране Лариса Герасько. — Она приветствует их с распростертыми объятиями".
Но даже у ирландцев есть свои пределы. Когда в октябре они временно закрыли "Ситиуэст" (Герасько тогда раскритиковала Дублин за эти действия), правительство заявило, что будет и дальше принимать украинцев, однако больше не может гарантировать им жилье. Оно выделило средства на строительство новых модульных домов, но дома будут построены только в будущем году. Между тем каждую неделю в страну приезжает примерно 200 украинских беженцев, и это не считая 17 тысяч просителей убежища из других стран, которых приютила у себя Ирландия. Примерно четверть гостиниц она частично или полностью отдала на нужды переселенцев, но у многих отелей контракты скоро закончатся, и далеко не все хотят их продлевать. Правительство считает, что нехватка коек к концу года достигнет 15 тысяч.
Общество по-прежнему поддерживает Украину и ее жителей как в Ирландии, так и в Европе в целом, однако степень этой поддержки постепенно ослабевает. Отчасти это объясняется острым дефицитом жилья, который возник еще до текущего кризиса, а с его началом обострился. В какой-то момент в августе во всей стране было всего 716 домов под сдачу в аренду.
Противодействие планам властей ощущается особенно остро в сельской местности Ирландии, в том числе в графствах Майо и Слиго. 7 ноября пожар уничтожил центр конного спорта в деревне Килдар. Полиция еще не установила причину, однако в тот день там проходила акция протеста против планов правительства по переоборудованию центра в жилье для беженцев, и местный совет ее поддержал. Член совета Финтан Бретт (Fintan Brett) заявил, что деревня с ее населением в 4 тысячи человек не сможет разместить 300 человек. Но власти все равно решили осуществить свои намерения, и это вызвало "страх и истерию".
Во многом такая смена настроений отражает общую усталость и недовольство людей необходимостью делиться ресурсами. Ситуация усугубляется из-за экономических условий и попыток политизировать присутствие беженцев. В сентябре тысячи дублинцев вышли на марш протеста, потребовав от правительства мер по снижению стоимости жизни. Аналогичные демонстрации прошли в середине ноября по всей стране. Старший советник благотворительной организации World Vision International и автор доклада "Теплый прием, усиливающаяся напряженность" Чарльз Лоли (Charles Lawley) отмечает, что в этой усталости нет ничего необычного.
"Существует неверное представление, связанное с кризисом беженцев на Украине. Есть мнение, что он почему-то уникален по степени гостеприимства в отношении этих людей. Но это не совсем верно, — считает он. — Реакция в таких странах, как Молдавия, Румыния и Польша очень и очень положительная, но она следует общей закономерности".
Флаг Украины на Парламентской площади в Лондоне - ИноСМИ, 1920, 22.11.2022
Великобритания обязана была помочь украинским беженцам. А мы их подвелиГосударственная программа помощи беженцам в Великобритании была рассчитана на полгода, но конфликт на Украине длится уже девять месяцев, поэтому мигранты могут лишиться крыши над головой, пишет The Guardian. Автор статьи обвинила правительство в нарушении данного украинцам обещания.
Украинский кризис длится девятый месяц. Рекордная инфляция поднимает цены на продовольствие, электроэнергию и отопление на новые высоты. На это накладываются локальные кризисы, от финансирования системы национального здравоохранения в Британии до нехватки жилья в Польше, и в такой обстановке нервозность продолжает усиливаться.
"Напряжение нарастает, — говорит Лоли. — Мы видим, как антиукраинские настроения наслаиваются на глобальный контекст в виде повсеместного ухудшения условий жизни, что вызвано ростом цен на сырье, продовольствие и товары первой необходимости".
В некоторых европейских странах усиливается впечатление, что их национальные правительства относятся к украинским беженцам лучше, чем к собственным гражданам. В сентябре лидер правоцентристского Христианско-демократического союза Германии обвинил украинцев в том, что они воспользовались немецкой щедростью. Месяцем позже был подожжен отель в Ростоке, где размещались беженцы. Полиция назвала это "поджогом с политической подоплекой". Протестующие крайне правого и крайне левого толка в Чехии объединились и создали платформу под названием "Чешская Республика прежде всего", а потом выступили с требованием "прекратить плановое разбавление нации" украинскими беженцами, которым со временем могут дать постоянный вид на жительство. 11 ноября, когда в Польше отмечали День независимости, примерно 100 тысяч человек вышли на марш, организованный ультраправыми политическими партиями. Они выкрикивали антиукраинские лозунги типа "Прекратить украинизацию Польши".
Социолог Рафаль Панковский (Rafal Pankowski), возглавляющий польскую антирасистскую организацию Never Again, говорит, что в его стране беспрецедентно сильна поддержка украинских беженцев, особенно в сравнении с мигрантами с Ближнего Востока и из Африки. Однако он предупреждает, что некоторые объединения, такие как националистическая партия Конфедерация независимой Польши, усердно ослабляют такой теплый настрой. Ультраправые группировки пытаются "провоцировать и усиливать враждебное отношение к украинским беженцам, называя их угрозой польскому национальному самосознанию", отмечает Панковский.
По всей Европе подобные идеи часто распространяются через проверенные каналы дезинформации в социальных сетях. "Во многих случаях речь идет об одних и тех же организациях и даже об одних и тех же активистах, которые последние два года активно проводят кампании против вакцинации и распространяют конспирологические теории о пандемии. Теперь они формируют ненависть к украинским беженцам", — говорит социолог.
Нетрудно найти вариации на другие знакомые темы по всей Европе, причем не только в социальных сетях. Веб-сайт эстонской информационной сети Delfi размещает истории об украинцах, распространяющих болезни в стране, а британский таблоид Daily Mail публикует статьи, в которых украинцев обвиняют в чем угодно, например, в злоупотреблении гостеприимством местного населения или в краже мужа у некой женщины. В этом месяце швейцарская газета 20minutes опубликовала материал об украинцах, приезжающих в страну на "шикарных машинах" и все равно получающих помощь.
Ситуация на польско-украинской границе - ИноСМИ, 1920, 22.11.2022
Украинские беженцы – это балласт, но при этом они составят будущий электорат ПиС на возвращенных Восточных КресахРазрушение энергетической системы Украины вызовет огромную волну миграции, пишет NDP. В Польше к этому не готовы: там считают беженцев балластом. Однако в Варшаве признают, что кое-кому украинцы могут пригодиться.
Лоли из World Vision говорит, что он был свидетелем лжи, распространяемой об украинских беженцах, которых обвиняют в совершении насильственных преступлений и в политическом экстремизме. "Они нагнетают напряженность, называя украинцев нацистами или обвиняя их в антисоциальном поведении, или когда говорят, например, что украинцы напиваются, а потом разбивают витрины магазинов", — заявляет он.
Как и во время выборов или пандемии, источником некоторой дезинформации является Россия. "Видимо, наше общество не в полной мере защищено от российского влияния и пропаганды, — приходит к выводу старший научный сотрудник вашингтонского аналитического центра Институт Ближнего Востока Юлия-Сабина Джоджа (Iulia-Sabina Joja). — А цель Кремля состоит в том, чтобы расколоть наше общество и усилить существующие в нем разногласия". Эти действия настолько обеспокоили Google, что в конце лета его дочерняя компания Jigsaw начала распространять видеоинструкции в Польше, Словакии и Чехии, чтобы обезопасить зрителей от дезинформации об украинских беженцах.
Но наиболее эффективным инструментом России по подрыву европейской решимости может стать сама миграция. "Усиление евроскептицизма, правого популизма, партий, включающих в свой дискурс проблемы миграции с целью прихода к власти в Западной и Восточной Европе. Это очень умная и хитрая тактика, в которой проблемы переселения берутся на вооружение и оказывают косвенное воздействие".
Многие видят в недавних ударах по украинской инфраструктуре целенаправленную попытку спровоцировать новые волны миграции и тем самым усилить напряженность в принимающих беженцев странах. На сегодня в стране выведено из строя около 40% энергетической системы.
"Удары по электростанциям, по замыслу Кремля, имеют целью оказать двойное воздействие, — говорит Джоджа. — Первое — обескровить Украину, подорвать ее боевой дух. <...>. Кроме этого, если люди начнут перебираться за границу, это повлияет не только на саму страну, но и на ее соседей".
Недалеко от Центра поддержки Украины в дублинском районе Либертис находится парк треугольной формы, усеянный палатками. 31 октября полиция ликвидировала этот лагерь бездомных, но через неделю люди вернулись. Майк Уолш (Mike Walsh), ставший бездомным год назад, когда умерла его мать, был одним из них.
Сидя ясным осенним днем на скамейке и наслаждаясь кофе, он рассказал, что сочувствует украинцам, которым пришлось бежать от конфликта. "Но если наше правительство находит дома для них, разве оно не должно найти их и для нас тоже?" — спросил он.
В Ирландии рекордные показатели бездомности, и этот вопрос вызывает острые политические дебаты. Когда закрыли "Ситиуэст", лидер оппозиции Мэри Лу Макдональд (Mary Lou McDonald) обвинила премьер-министра Михола Мартина (Micheál Martin) в "лишении наших людей права на доступную по цене и надежную крышу над головой". Премьер-министр ответил, что ее слова станут "утешением" для российского президента Владимира Путина, который "хочет создать впечатление по всей Европе, что она с этим не справится".
Ирландский флаг в Дублине - ИноСМИ, 1920, 10.11.2022
Ирландия – самое слабое звено ЕвропыИрландия – самое слабое звено Европы, пишет автор статьи в Foreign Policy. Проблема заключается в вооруженных силах страны, которые не смогут дать отпор хоть сколько-нибудь значимой угрозе. Однако ирландцев всё устраивает, и менять они ничего не хотят.
Безусловно, правительство Ирландии сталкивается с небывалыми вызовами и хорошо понимает, что энтузиазм сегодня не такой безудержный, как прежде.
"Думаю, с начала военных действий произошли определенные перемены в отношении общества, — говорит министр по вопросам интеграции Родерик О’Горман (Roderic O’Gorman), чье ведомство отвечает за расселение беженцев и просителей убежища. — Все мы испытываем давление из-за роста стоимости жизни, вызванного энергетическим кризисом, который является побочным продуктом тактики Владимира Путина. Поэтому существуют определенные тревоги".
Работающие с перемещенными лицами организации рассказывают, что сложность заключается в нахождении баланса между потребностями беженцев и хозяев. "Есть местные представители и политики, которые призывают выделять больше средств, чтобы люди в их общинах могли приветствовать и принимать у себя беженцев. И я считаю, что к ним надо прислушаться, — говорит руководитель Ирландского совета беженцев Ник Хендерсон (Nick Henderson). — Они ведь не говорят, что мы не можем этого сделать. Они говорят: нам нужно больше средств, чтобы сделать это".
Одна из ключевых рекомендаций Ирландского совета беженцев властям заключается в том, что надо отремонтировать бесхозное жилье. По словам министра О’Гормана, правительство в данный момент рассматривает этот вопрос. Чтобы справиться с наплывом прибывающих, оно также пытается оптимизировать процесс размещения беженцев в частных домах. Недавно правительство довело до 800 евро ту сумму, которую выплачивает владельцам таких домов.
Но, как и многие государства Европы, Ирландия превышает лимиты, говорит О’Горман. "Мы должны сказать об этом предельно ясно. Если раньше мы могли очень быстро расселять людей, то в будущем такое не всегда будет возможно. Наступит время, когда мы будем вынуждены сказать украинцам: если в местах своего постоянного проживания вы в безопасности, не уезжайте оттуда или рассматривайте другую страну, но только не Ирландию".
Вместе с тем министр добавляет, что его страна будет и дальше оказывать поддержку уже находящимся в ней 55 тысячам украинцев. Это хорошая новость для Чудаева. В начале ноября правительство нашло для него и для многих других выселенных из "Ситиуэста" мужчин спальные места в спортзале недалеко от центра Дублина. Койки поставили на баскетбольной площадке, так что ни на какое уединение мужчинам рассчитывать не приходится. А не имея постоянного адреса и не владея английским, они столкнутся с трудностями при поиске работы.
Чудаев говорит, что понимает, почему ирландцы не хотят отдавать жилье украинцам, когда им самим его не хватает. И у него есть план: превратить группу мужчин из спортзала в свою команду, которая будет изучать потребности местных общин в рабочей силе, а затем сводить их с украинцами, готовыми взяться за такую работу.
"У нас есть люди с очень хорошей квалификацией, — объясняет он. — И мы хотим отвечать добром на добро".
Автор: Лиза Абенд (Lisa Abend)