Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Две тенденции, которые могут спасти Британию?

Project Syndicate: надежда на приятные "сюрпризы" в экономике Британии сохраняется

© AP Photo / Jon SuperЖенщина в супермаркете Tesco. Манчестер, Великобритания
Женщина в супермаркете Tesco. Манчестер, Великобритания - ИноСМИ, 1920, 09.02.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Британия крайне далека от решения своих региональных проблем, считает автор статьи в Project Syndicate. По его мнению, многое будет зависеть от того, удастся ли преодолеть политический хаос, господствующий в стране после Брексита. Но надежда на приятные "сюрпризы" в экономике у него сохраняется.
Лондон — Как будто ситуация в Великобритании уже не была достаточно мрачной, Международный валютный фонд недавно понизил прогнозы темпов роста экономики страны, хотя улучшил прогнозы для остального мира. Это весьма странный и дерзкий ход. Британия, конечно, испытывает проблемы, но далеко не очевидно, что они стали сколько-нибудь более серьёзными с октября 2022 года, когда МВФ опубликовал предыдущий прогноз. Скорее всего, укрепление глобальной экономики принесёт пользу и экономике Британии.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В дискуссиях по поводу бесконечного уныния в Британии обычно игнорируются две тенденции, которые позволяют надеяться на приятные сюрпризы, даже несмотря на нынешнее горемычное политическое руководство. (Я говорю "надеяться", потому что многое будет зависеть от того, сумеет ли Британия преодолеть политический хаос, господствующий в стране после Брексита).
Первая тенденция касается цен на жильё в Великобритании. Эти цены являются одновременно излюбленной темой для застольных бесед домовладельцев и постоянными источником фрустрации для тех, кто оказался не так удачлив, чтобы начать взбираться по лестнице домовладения. Наряду с отсутствием социальной мобильности, эта экономическая проблема является одной из центральных в стране. Но вопрос не только в том, что цены очень высоки относительно доходов населения. Не менее важно и региональное неравенство в ценах на жильё.
Многие десятилетия цены на жильё в Лондоне росли более высокими темпами, чем в остальных районах страны. Единственным исключением становились крупные финансовые кризисы, когда цены в Лондоне падали (как правило, это было напрямую связано с кризисами). Но этот тренд оказался нарушен, начиная с 2015-2016 годов. Если этот разворот в поведении цен на жильё действительно представляет собой новую тенденцию, это невероятно позитивно. Но британские экономические комментаторы, похоже, почти ее не замечают.
Митинг пожарных у здания парламента в Лондоне, Великобритания. 6 декабря 2022 года - ИноСМИ, 1920, 09.12.2022
Британия в бедственном положении, но британцы ищут из него выходБританию захлестывает новая волна таких забастовок, каких не видели уже несколько десятилетий, пишет NYT. И забастовщиков поддерживают 65% населения. Граждане, брошенные правительством на произвол судьбы, требуют увеличения государственной поддержки.
Да, самые высокие цены на жильё в Лондоне достигли пика ещё до референдума о Брексите в 2016 году, потому что правительство премьер-министра Дэвида Кэмерона проводило налоговую политику, призванную дестимулировать покупку домов под аренду (а это было главное направление спекулятивных ставок домовладельцев на лондонскую недвижимость). Тем не менее, хотя темпы роста цен на городское жильё в других частях Англии начали обгонять темпы роста цен в Лондоне ещё до референдума, Брексит усилил эту тенденцию. По рынку элитного лондонского жилья сильно ударил разрыв с Евросоюзом, а рынки в большинстве других
А потом начался COVID-19, открывший новую эру удалённой работы и радикально повысивший привлекательность финансово более доступных мест для жизни за пределами Лондона. Затем случилось политическое фиаско премьер-министра Лиз Трасс, которое привело к резкому повышению ипотечных ставок в Великобритании, что сделало лондонский рынок ещё менее доступным для многих потенциальных домовладельцев.
Именно на этом фоне моё внимание недавно привлекла статья в разделе "Недвижимость" газеты The Sunday Times, посвящённая оценке количества домов в Великобритании, которые стоят больше одного милиона фунтов стерлингов. Выяснилось, что в 2022 году количество таких домов в Большом Лондоне выросло меньше, чем в любом другом регионе страны (хотя на Лондон по-прежнему приходится около 10% их общего количества). И эта картина не ограничивается рынком элитного жилья. Копните поглубже в данные, и вы увидите аналогичные тенденции во многих других ценовых категориях.
Этот тренд, несмотря на его очевидно негативные последствия для тех, кто мало зарабатывает, может указывать на позитивное развитие событий в британской экономике. Если британцы действительно начали понимать, что у них есть больше возможностей для успеха в других районах страны, а не в Лондоне, это будет очень полезно для роста региональной производительности, социальной мобильности, а также для распределения богатства.
Пустые полки магазина в Лондоне, Великобритания. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 08.12.2022
Есть опасность, что Британия скоро не сможет себя прокормитьБритания рискует сползти в продовольственный кризис, если правительство не примет срочные меры, пишет The Telegraph. Рост цен, нехватка рабочей силы и летняя засуха ударили по фермерским хозяйствам страны, и в скором времени она будет не в состоянии себя прокормить.
И здесь мы подходим ко второй тенденции, на которую не обращают достаточного внимания: медленный и постепенный успех деволюции. В прошлом году Национальная статистическая служба Великобритании впервые в истории отчиталась об уровне производительности в стране с разбивкой по отдельным районам. Как и ожидалось, рост производительности был слабым практически везде. Но в период с 2004 по 2020 годы в Манчестере производительность выросла примерно на 18%, а в Большом Манчестере — на 21%, в то время как в Лондоне этот показатель составил всего 15%. Если исключить из расчётов 2020 год (первый год пандемии), тогда превосходство Большого Манчестера над Манчестером почти исчезнет, но сохранится его превосходство над Лондоном.
Эта статистика вдохновляет, причём сразу по нескольким причинам. Цены на жильё в Большом Манчестере не просто следуют более широкой тенденции превосходства региональных показателей над лондонскими в последние годы. Манчестер стал первопроходцем "революции деволюции" (эта броская фраза бывшего министра финансов Джорджа Осборна описывает делегирование политических полномочий от центральной власти местным властям).
К лету 2024 года семь (в основном городских) зон в северной Англии введут такую же базовую структуру мэрии, как в Большом Манчестере. Если они сумеют сравняться с Большим Манчестером в реформаторском рвении, они тоже смогут начать вносить вклад в эту умеренно обнадёживающую тенденцию усиления региональной конвергенции.
Пустые полки в магазине сети Target в Денвере, США - ИноСМИ, 1920, 15.11.2022
В Британии нехватка яиц: Lidl ограничил продажу, Sainsbury’s распродал запасы, а Wetherspoons изменил менюВ Британии возникла нехватка яиц – магазины ограничили продажу, а в пабах вместо них предлагают картофельные оладьи, сосиски и луковые кольца, пишет The Mirror. Читатели издания возмущены тем, что Лондон накачивает Украину оружием, а поставки продуктов наладить не может.
Впрочем, хотя эти тенденции выглядят многообещающими, ещё предстоит увидеть, сохранятся ли они. Британия крайне далека от решения своих региональных проблем. Перспективы Большого Манчестера выглядят немного лучше, но здесь по-прежнему есть некоторые из районов с худшими показателями в стране, а общая производительность по-прежнему ниже, чем в Лондоне, причём на шокирующие 40процентных пунктов. Кроме того, если цены на жильё за пределами Лондона вырастут слишком сильно, мы просто столкнёмся с новыми проблемами финансовой доступности —особенно в случае, если рост стоимости не будет сопровождаться ростом производительности, реальных доходов и уровня жизни.
И тем не менее, сегодня обе описанные выше тенденции заслуживают намного более пристального внимания и изучения.
Автор: Джим О'Нил – бывший председатель Goldman Sachs Asset Management и бывший министр финансов Великобритании. Является членом Общеевропейской комиссии по здравоохранению и устойчивому развитию