https://inosmi.ru/20230301/sotrudnichestvo-260996299.html
Россия определила, как Европа будет вести себя с Китаем
Россия определила, как Европа будет вести себя с Китаем
Россия определила, как Европа будет вести себя с Китаем
Украинский конфликт продемонстрировал важность России в политике Европы по Китаю, пишет The Paper. ЕС начал ставить Москву и Пекин в один ряд и рассматривать... | 01.03.2023, ИноСМИ
2023-03-01T01:37
2023-03-01T01:37
2023-03-01T10:30
the paper
политика
дипломатия
китай
европа
российско-украинский конфликт
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/02/04/252874580_0:0:3111:1751_1920x0_80_0_0_d1da7903e355f1e11b2db64d8b8f0dcc.jpg
26 февраля Центр исследования китайско-европейских отношений Института международных исследований при Фуданьском университете и Шанхайский институт исследований Европы организовали совместную конференцию, в рамках которой зачитывались доклады о политике и был проведен академический семинар по отношениям Китай-ЕС. После этого были опубликованы два отчета: "Доклад о европейской политике в отношении Китая в 2022 году" и "Европейская политика великих держав и региональная политика в 2022 году". В первом излагаются и анализируются содержание, политическая подоплека и мотивация, будущие тенденции развития политики ЕС и некоторых других стран континента в отношении Китая в 2022 году. В докладе говорится, что позиция Европы касательно КНР в 2022 году стала более похожей на позицию Соединенных Штатов, но это не означает, что они станут аналогичными. В 2023 году курс ЕС будет по-прежнему корректироваться, а отношения между двумя сторонами продолжат развиваться, несмотря на проблемы. Китай и ЕС также, возможно, возьмут на себя больше совместной ответственности в сотрудничестве и международных делах. Стороны должны придерживаться содействия и построения более стабильного и процветающего международного сообщества.Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram2022 год стал историческим для Европейского союза, и такой же была политика блока в отношении Китая. Из-за наложения многочисленных последствий эпидемии нового коронавируса, конфликта между Россией и Украиной, а также энергетического и инфляционного кризиса ЕС изо всех сил пытается скорректировать свой курс в отношении Китая. В октябре 2022 года встреча министров иностранных дел стран Евросоюза, состоявшаяся в Люксембурге, была посвящена китайскому вопросу в новых условиях, а экономическая конкуренция и институциональная конфронтация стали главными предметами для обсуждения политиков. На этой встрече рассматривались новые изменения в отношениях между Китаем и ЕС в контексте украинского конфликта, а также была сформирована тенденция развития европейской политики.По сравнению с предыдущими годами позиция ЕС в отношении Китая в 2022 году была осложнена конфликтом на Украине, и тот в какой-то степени затмил все. Продолжая укреплять первоначальную "триаду" (сотрудничество, конкуренция и конфронтация) политики по Китаю, ЕС также добавил новые реалии и новое мышление, особенно это коснулось областей политики, экономики и безопасности. За этими изменениями стоят внутренние факторы ЕС и влияние США, а также российский вопрос. Некоторые идеи Евросоюза о Москве стали проявляться и в разговорах, и на практике политики в отношении Пекина.Вместе с этим политика ЕС по Китаю в 2022 году демонстрировала редкие признаки прагматизма и рациональности. Канцлер Германии Олаф Шольц и председатель Европейского совета Шарль Мишель во время визита в компанию Huawei в ноябре 2022 года пытались от лица блока улучшить отношения с Поднебесной и проявить заинтересованность в развитии связей. Это показало, что ЕС не обязательно хочет идти по пути конфронтации с Китаем, руководствуясь мышлением холодной войны: в случае откровенного диалога он все еще может вести себя прагматично, учитывая европейские интересы.Новые тенденции и изменения в политике ЕС в отношении Китая в 2022 годуС момента начала украинского конфликта политика ЕС в отношении и Китая, и России практически слилась воедино. В дискуссии о Москве и Киеве часто добавляли Пекин. Таким образом, начавшийся кризис не только укрепил уже устоявшееся европейское мышление, но и привел к некоторым новым тенденциям и изменениям в политике ЕС. Эти изменения в основном коснулись политики, экономики и безопасности.В политике Европейский союз "связывает" Россию и КитайКонфликт на Украине усилил тенденцию ЕС к политическому "объединению" Китая вместе с Россией и побудил его переосмыслить свои отношения со странами с иными политическими режимами. До начала кризиса Евросоюз и Соединенные Штаты уже начали осуществлять стратегическую координацию с Китаем с позиции идеологии. Хотя из-за связи с США ЕС принимал более жесткую политику в отношении Поднебесной, в основном она не претерпела кардинальных изменений. Евросоюз соблюдал "правило триединства" по отношению к Китаю и ставил сотрудничество на первое место. "Поиск баланса между тремя аспектами" был лейтмотивом китайской политики блока.Конфликт на Украине начал разрушать этот баланс. ЕС начал рассматривать Китай как "институционального противника", а конкуренция вышла на первое место. Украинский кризис привел к двум взаимосвязанным переменам в китайской политике ЕС на политическом уровне. С одной стороны, изменилось восприятие блоком характера китайско-российских отношений, и европейская тенденция "связывать" эти два государства в официальном дискурсе стала более ярко выраженной. С другой стороны, взвешенная позиция КНР в отношении конфликта была интерпретирована Европейским союзом как "пророссийский нейтралитет", что привело к сближению объединения и США в стратегическом плане и более серьезному отношению ко многим ключевым вопросам, связанным со стратегической конкуренцией между Пекином и Вашингтоном.ЕС пересматривает торгово-экономическое сотрудничество с КитаемКонфликт на Украине заставил ЕС переосмыслить два важных вопроса, связанных с торгово-экономическим сотрудничеством. Одним из них является теория экономического и торгового сотрудничества, основанная на факторе устойчивости. Долгое время экономическое партнерство считалось важнейшей опорой и стабилизирующим фактором отношений Китая и ЕС. В соответствии с концепцией содействия развитию связей через торговлю, которую отстаивала Германия, ЕС положительно рассматривал углубление торгово-экономического сотрудничества с КНР. Однако эту идею начали подвергать сомнениям после вспышки украинского кризиса. Министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что торговая политика страны в отношении Китая "уже не так наивна". В настоящее время Берлин разрабатывает новую стратегию, а весь Европейский союз готовит несколько законопроектов, которые повлияют на экономические и торговые отношения с КНР. Общая основа этих новых политик заключается в том, что экономическая и торговая зависимость — это уже не "стабилизирующий фактор". Вместо этого необходимо балансировать преимущества и риски за счет снижения зависимости от Поднебесной.Второй вопрос — это превращение торгово-экономической созависимости в "оружие". Антисанкции, вводимые Россией, используют энергию в качестве инструмента давления. Они усугубили опасения Европы, что Китай может поступить точно так же. До начала конфликта ЕС называл "экономическим принуждением" торговые санкции Пекина в ответ на нарушение Литвой "принципа одного Китая" и использовал это как повод активно продвигать внедрение так называемого "механизма против давления". Украинский кризис вынудил Европейский союз ускорить законодательный процесс введения этого механизма, чтобы он смог работать в новой геоэкономической обстановке. Китай и ЕС являются крупнейшими торговыми партнерами друг друга, и внедрение этой новой структуры обязательно окажет негативное влияние на экономическое и торговое сотрудничество между двумя сторонами.ЕС начал включать Китай в свою стратегию безопасностиТрадиционно политические вопросы "высокого уровня", такие как геополитика и безопасность, не играли значительной роли в отношениях между Китаем и ЕС. Во многом это было связано с тем, что две стороны не имеют фундаментальных геополитических конфликтов в соответствующих регионах, что также является отличительной чертой китайско-европейских отношений — в противовес китайско-американским. Однако в условиях конкуренции между крупными державами и глобальной напряженности геополитическая борьба и традиционные вопросы безопасности постепенно входят в китайскую политику Евросоюза и занимают там все более важное место.Конфликт на Украине увеличил значение безопасности в политике ЕС по отношению к Китаю, и в основном это проявляется в трех аспектах. Во-первых, Европейский союз стал больше беспокоиться о стратегической координации Пекина и Москвы, особенно тревожась об их сотрудничестве в области безопасности. Наиболее это характерно для стран Центральной и Восточной Европы. Державы этого региона считают Россию главной угрозой, а ее сотрудничество с Китаем может изменить восприятие ЕС роли последнего в архитектуре безопасности континента. Во-вторых, ЕС уделяет все больше внимания ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе, особенно трениям на локальном уровне. Блок всегда придерживался сдержанной и прагматичной позиции по тайваньскому вопросу, полагая, что он лежит в основном в сфере стратегического внимания Соединенных Штатов. После начала украинского конфликта протайваньские силы внутри ЕС воспользовались возможностью, чтобы раздуть риск конфликта в проливе и повысить "заметность" этого вопроса в Европе. В-третьих, теперь и Китай, и Россия учитываются в общей стратегии безопасности ЕС. В согласованном в марте 2022 года первом официальном оборонном документе ЕС "Стратегический компас" обе страны фигурируют как "определенные вызовы европейской безопасности". Хотя это не означает, что ЕС рассматривает Китай как угрозу, это все же это новая тенденция, заслуживающая внимания.Причины изменения политики ЕС в отношении Китая в 2022 годуИзменение китайской политики Евросоюза в 2022 году является результатом наложения множества факторов, включая внутренние проблемы в ЕС, США и российский вопрос.Внутренние факторы в ЕСПандемия COVID-19 и украинский конфликт усилили негативное отношение ЕС к Китаю. В условиях, когда "антироссийская тенденция" стала новой политкорректностью, ухудшается и имидж Китая в Европе. Неверное толкование западными СМИ позиции Пекина еще больше укрепило его отрицательное восприятие европейской общественностью, поставив Поднебесную в очень невыгодное положение. На фоне недружелюбно настроенного западного общества "жесткое отношение к Китаю" стало для некоторых политиков кратчайшим путем для получения политического капитала и средством преодоления "поляризации" политики ЕС. Кроме того, после вспышки украинского конфликта возрос статус стран Центральной и Восточной Европы, которые получили больше влияния на принятие решений внутри блока. Однако ухудшение отношений между Китаем и Литвой и сближение его с Россией вызвали недовольство этих государств, что сказалось и на решениях Евросоюза касательно Пекина.Американский факторАмериканское влияние всегда было структурным фактором, воздействующим на политику ЕС в отношении Китая. С тех пор как Джо Байден пришел к власти, Белый дом усилил стратегическую координацию с ЕС по вопросу КНР и начал сближать свою политику со стратегией блока в таких областях, как идеология, экономика, торговля, инвестиции, технологические инновации и геополитика. Американский фактор становился все более заметным в китайско-европейских отношениях. После начала конфликта в 2022 году ЕС стал еще более зависимым от США в вопросах безопасности, стратегии и ключевых отраслях энергетики, а его стратегическая автономия была подавлена, поэтому и его китайская политика стала более уязвимой. В геоэкономических и геополитических вопросах, таких как безопасность и оборона, инвестиции, контроль за экспортом технологий в КНР и тайваньский вопрос, воздействие США на китайскую политику ЕС стало очень заметным.Российский факторЕще одной важной особенностью политики ЕС по Пекину в 2022 году является усиление ее связи с политикой блока по Москве. Начало конфликта на Украине вновь продемонстрировало важность российского фактора в китайской политике Евросоюза, и он же стал ключевым в отношениях между КНР и ЕС. Поскольку украинский кризис продолжается и обостряется, этот фактор со временем может превзойти американский и оказать наибольшее влияние на политику Европы в отношении Пекина.Китайский факторКитайский фактор сам по себе также был важной составляющей, влияющей на политику ЕС. Как указал канцлер Германии Олаф Шольц в статье, опубликованной перед его визитом в КНР, "по мере того, как Китай меняется, должны меняться и наши отношения с ним". С точки зрения Евросоюза, профилактика и контроль коронавирусной эпидемии в Китае, борьба с беспорядочной экспансией капитала и другие вопросы внутренней политики Поднебесной, а также решения по международным проблемам, таким как конфликт между Москвой и Киевом, отражают важные перемены. Под двойным воздействием эпидемии и украинского кризиса доверие ЕС к китайскому рынку и восприятие связанных с ним рисков претерпели определенные изменения. Таким образом, Евросоюз принимает их во внимание и вносит соответствующие коррективы в свою китайскую политику.Перспективы политики ЕС в отношении Китая в 2023 годуОжидается, что в 2023 году политика ЕС по Китаю сохранит прошлогодний импульс, нацеленный на стабилизацию. Возможно, Евросоюз пересмотрит свои отношения с Китаем и вновь решит сблизиться с ним. Таким образом, в 2023 году может открыться новое "окно возможностей" для укрепления двусторонних связей. Однако само по себе это взаимодействие не означает, что Китай и ЕС вернутся к прошлому уровню.Нынешняя политика ЕС в отношении Китая очень противоречива и запутанна. Европа делает упор на конкуренцию, но при этом надеется сохранить пространство для сотрудничества и по-прежнему возлагает на него большие надежды. Поскольку украинский конфликт затягивается, Евросоюзу, с одной стороны, необходимо стабилизировать отношения с Пекином, чтобы смягчить собственные экономические трудности и энергетический кризис. С другой стороны, ЕС ожидает, что Пекин приложит больше дипломатических усилий для разрешения конфликта на Украине. В 2023 году регион может продолжить углубление контактов для дальнейшего развития двусторонних связей. В этом смысле будущее направление политики Европы также будет в определенной степени зависеть от политического выбора КНР.В 2023 году можно выделить три тенденции китайской политики ЕС, которые заслуживают внимания. Во-первых, поскольку Китай открывается, а "стабильный рост" вновь становится приоритетом его политики, ожидается, что экономическое и торговое сотрудничество ЕС с КНР расширится — это поможет блоку смягчить экономические трудности и остановить возможную рецессию. В то же время ЕС, вероятно, продолжит политику снижения зависимости от Китая и поиска альтернативных партнеров в конкретных экономических и торговых областях. Во-вторых, поскольку президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Италии Джорджа Мелони и председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен заявили о своем намерении посетить Китай, Европа может возобновить политические обмены с Пекином на всех уровнях и укрепить с ним политический диалог. Однако такие факторы, как идеология, санкции из-за нарушения прав человека, украинский кризис, тайваньский вопрос, давление со стороны США и будущее председательство Швеции, продолжат ограничивать политику ЕС в отношении Китая. В-третьих, вопросы безопасности различного характера — вооруженные действия на Украине и ситуация в Тайваньском проливе — будут по-прежнему занимать важное место в китайской политике Евросоюза, особенно с учетом того, что некоторые государства-члены блока поставляют Киеву наступательные вооружения. Это может привести к эскалации конфликта на Украине, что внесет неопределенность в отношения Китая и ЕС.Автор: Янь Шаохуа (严少华) — младший научный сотрудник Исследовательского центра отношений Китая и ЕС при Фуданьском университете
/20230227/kitay-260975399.html
/20221221/evropa-259067915.html
/20230222/kitay-260846541.html
/20230223/konflikt-260855176.html
китай
европа
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/02/04/252874580_153:0:2884:2048_1920x0_80_0_0_bb7f514f204cef30040305a55d577c80.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the paper, политика, дипломатия, китай, европа, российско-украинский конфликт