Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Финский национальный балет открывает осенний сезон "Лебединым озером" — в Польше русский балет под запретом

Yle: в Финляндии театральный сезон откроется "Лебединым озером"

Балет «Лебединое озеро» - ИноСМИ, 1920, 12.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Польше русский балет под запретом, а Финский национальный балет открывает осенний сезон "Лебединым озером", сообщает Yle. Автор статьи побеседовала с руководителями балетных трупп двух стран и финским танцором, приехавшим в Варшаву из Мариинского театра.
Финский национальный балет открывает осенний сезон классическим произведением, которое запрещено в Польше и Литве из-за действий России на Украине.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Когда в феврале 2022 года начался конфликт на Украине, в Польшу направился поток беженцев. Национальная опера в центре Варшавы стала одним из мест, где было решено разместить беженцев, прибывавших с Украины. Руководитель Польского Национального балета Кшиштоф Пастор (Krzysztof Pastor) вспоминает, как в здании оперы раздавали еду и одежду.
"Начало конфликта было очень драматичным временем. Кабинеты превратились в спальни, здесь было полно людей. К нам на репетиции приехали украинские танцоры. Они уже отправились дальше", — вспоминает Пастор.
Возглавляющий Польский национальный балет с 2009 года Кшиштоф Пастор — всемирно известный хореограф, имеющий за плечами долгую карьеру в Национальном балете Нидерландов. Финский танцор Марко Юусела (Marko Juusela), приехавший в Варшаву из петербургского Мариинского театра, характеризует язык движений Пастора как более сильный по интенсивности, чем тот, к которому он привык в России.
"Если в традиционном классическом балете все должно выглядеть легко и непринужденно, то в стиле Пастора часто приходится преодолевать сопротивление движениям", — поясняет Марко Юусела.
Николай Цискаридзе и ученики Академии русского балета имени А. Я. Вагановой - ИноСМИ, 1920, 30.04.2018
Подающему надежды 17-летнему финскому танцовщику балета Марко Юуселе приходится терпеть оскорбления, шлепки и строгую дисциплину в российской балетной академии: «Мы к этому уже привыкли»Подающему надежды 17-летнему финну приходится терпеть оскорбления, шлепки и строгую дисциплину в российской балетной академии. Но это не просто издевательства, а работа по созданию идеального балетного танцовщика, какими Россия славится на весь мир. Так что Марко Юусела не обижается, даже когда ректор Николай Цискаридзе называет его «жирной финской птицей».
Пастор сравнивает свое танцевальное мышление со стилем нидерландского художника Пита Мондриана (Piet Mondrian). "У Мондриана есть работы с одними линиями. В Амстердаме я узнал, что танец — очень независимая форма искусства. Она необязательно должна рассказывать какую-то историю".
Поскольку в Польше сильны театральные традиции, Пастору пришлось уступить. Один из его самых популярных полнометражных балетов, "Дракула", премьера которого состоялась в Западно-Австралийском балете в 2018 году, также будет включен в репертуар Национальной оперы в наступающем сезоне.
Балеты с классическим сюжетом любимы публикой, и профессионалы балета во всем мире знают их ключевые вариации. Трудно найти более популярное классическое произведение, чем "Лебединое озеро", а "Щелкунчик" для многих финнов — важная рождественская традиция, как миндаль в рисовой каше. Эти балеты показывают еще и потому, что они собирают полные залы.
Многие классические балеты объединяет русское происхождение.

Русский классический балет под запретом

В связи с конфликтом на Украине правительства Польши и Литвы решили, что с осени 2022 года их национальные балеты не будут исполнять русские классические произведения.
Папа римский Франциск отвечает на вопросы журналистов на борту самолета по пути из Казахстана, 15 сентября 2022 г. - ИноСМИ, 1920, 05.09.2023
Папа Франциск во время полета из Монголии: "Империализм? Это русская культура, которую нельзя отменить"Комментируя в интервью Corriere della Sera свои недавние слова о великой России, папа римский Франциск заявил, что имел в виду культуру, а не географию. В русской культуре "много хорошего и красивого", ее нельзя отменять из-за политических проблем, подчеркнул он.
Классические произведения всегда создавались в разных версиях, однако их суть, музыка, оставалась прежней. "Лебединое озеро" невозможно представить без музыки Петра Чайковского. Поэтому бойкот направлен, в частности, на балеты на музыку русских композиторов. Пастор говорит, что поддерживает это решение, хотя оно и вызывает трудности для балетной группы.
"Мы не исполняем Чайковского, Прокофьева, Стравинского. Это, конечно, создает сложности, но зато дает пространство для других постановок. Чайковский или Прокофьев не имеют никакого отношения к нынешнему российскому режиму, но их произведения используются как инструмент пропаганды", — уверен Кшиштоф Пастор.
Музыку русских композиторов также запретили использовать на Международном музыкальном конкурсе имени Кароля Шимановского, крупнейшего музыкального конкурса Польши, который пройдет в сентябре 2023 года. Директор мероприятия Эва Богуш-Мур (Ewa Bogusz-Moore) говорит, что такое решение было принято в знак солидарности с украинским народом. Ситуация для участников непростая, так как об ограничениях было объявлено всего за две недели до начала конкурса.

В Варшаве у танцоров есть и другая жизнь помимо балета

Финн Марко Юусела — один из танцоров, покинувших Мариинский театр зимой 2022 года. Юусела уже год танцует в Польском национальном балете под руководством Пастора. Юусела прекрасно проводит время в Варшаве и говорит, что разница между русской и польской балетной культурой огромна. "Гораздо легче работать, когда не нужно все время бояться. В России я постоянно боялся, что кто-то накричит. Всегда что-то было не так. Нам никогда заранее не говорили, что мы будем танцевать на следующий день. Расписание появлялось поздно вечером, и приходилось в спешке осваивать новый материал".
Здание Мариинского театра - ИноСМИ, 1920, 10.09.2019
Helsingin Sanomat (Финляндия): четыре года тело Марко Юусела было объектом критики, но сейчас 19-летний юноша — первый финский танцор Мариинского театраОн приехал учиться балету в Санкт-Петербург из Финляндии в 15 лет, и, окончив Академию русского балета имени Вагановой, называет себя «дитя балетного мира». Теперь 19-летний финн стал первым финским танцором знаменитого Мариинского театра. В разговоре с корреспондентом речь шла и об учебе, и о планах на будущее, и о жизни в Санкт-Петербурге, от которого до его дома всего 3,5 часа на поезде.
Стиль русского балета основан на технике Вагановой, где от танцоров требуется одинаковый диапазон движений, несмотря на особенности тел. Юусела называет культуру Польского национального балета европейской и гуманной. "В Европе люди заинтересованы в хорошем самочувствии танцора. У нас есть йога, пилатес и многое другое. Не считается, что тот, кто может выше всех поднять ногу, всегда лучший. Здесь есть человечность. Балет может быть гуманным и для танцоров.
Поскольку Юусела больше не нужно быть готовым танцевать 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, он может наслаждаться своим свободным временем. Жизнь в Санкт-Петербурге была совсем иной. "В свободное время я как маленький ребенок. Я просто читаю и гуляю по Варшаве. Здесь потрясающие парки!"
В свой первый год в Варшаве Юусела был танцором кордебалета, но много выступал и как солист. В сезоне 2023-2024 годов ему было присвоено звание корифея, что является первым шагом на пути к официальному званию танцора-солиста. По России Юусела не скучает. "Работа по принципам Мариинского театра не имела никакого смысла, это был просто произвол. Отсутствие конкретных планов вряд ли кому-то шло на пользу".

Конфликт на Украине влияет на отбор танцоров Национального балета Финляндии

Осенний сезон Финского национального балета 2023 года начнется с новой версии "Лебединого озера", созданной австралийцем Дэвидом МакАллистером (David McAllister) к 100-летию Финского национального балета. Директор балета Хавьер Торрес (Javier Torres) говорит, что Финские национальный балет и национальная опера не видят оснований запрещать русские произведения искусства, созданные в разные эпохи и не связанные с нынешней ситуацией в мире. "Постановку „Лебединого озера“ следует воспринимать не как политическое заявление, а как дань творчеству и артистизму человека", — говорит Торрес.
Балет Щелкунчик в постановке Дейтонской балетной труппы в Дейтоне, штат Огайо - ИноСМИ, 1920, 23.12.2022
"Щелкунчик": как балет русского композитора оказался хитом американского РождестваБалет "Щелкунчик" на музыку величайшего русского композитора стал настоящим хитом в США, пишет NYP. Рождество кажется невозможным без этого представления, давно ставшего традиционным. Чайковский подарил американским детям праздничное волшебство, уверен автор.
Однако происходящее на Украине оказывает влияние на кадровую политику Национального балета. "Мы не принимаем на работу тех, кто несет ответственность за происходящее на Украине, или их сторонников. Артисты, которые однозначно выступают против конфликта, могут продолжать сотрудничать с нашим учреждением", — уточняет Хавьер Торрес.
Руководитель Польского национального балета Кшиштоф Пастор надеется, что однажды и в Польше можно будет вернуться к русской балетной классике. "Но мы соседняя с Украиной страна, и у нас огромное количество украинских беженцев".
Торрес не хочет комментировать принятое в Польше решение о бойкоте русских балетов. "Не зная польской культуры, общества и истории, неразумно осуждать или выступать против запрета постановки русских балетов", — подытоживает Торрес.
Сейчас не время танцевать "Лебединое озеро" в Варшаве.
Автор: Лииса Вихманен (Liisa Vihmanen)