Глава Бюро национальной безопасности Польши Павел Солох (Paweł Soloch) в интервью wPolityce.pl (28.04) подводил итоги своей встречи с представителями американской администрации, которая состоялась в Вашингтоне. По его словам, США заняли решительную позицию в отношении России, считая, что при ее нынешнем курсе с ней невозможно поддерживать дружественные, партнерские или просто нормальные отношения. Американцы, объясняет он, не отказываются от возможности продолжить переговоры с Москвой и надеются на разрядку напряженности, однако, они четко осознают, что «современная российская политика агрессивна и представляет опасность в том числе с военной точки зрения». В связи с этим США продолжат выполнять свои обязательства в отношении Польши и других стран восточного фланга НАТО.
Представители Пентагона и Государственного департамента США задавали много вопросов о польском видении действий России и будущем Украины, что свидетельствует об их открытости к новым идеям, рассказывает политик. Между тем, добавляет он, в разговоре несколько раз прозвучало заверение, что украинское государство не станет предметом торга с Москвой в контексте Ближнего Востока.
Владимир Путин встречался с Ангелой Меркель на Черном море в прекрасный солнечный день, но хотя погода способствовала нормализации политической атмосферы между Москвой и Берлином, судя по всему, время оттепели еще не пришло, пишет Polityka (02.05). Российский президент, которого еще недавно считали в Европе партнером, в последние годы стал ассоциироваться с угрозой для интересов и стабильности Запада. В свою очередь, канцлер Германии взяла на себя роль выразительницы жесткой позиции ЕС в отношении Кремля.
В Сочи она хотела обсудить не только июльский саммит «Большой двадцатки», но также темы Украины, Сирии и нарушения прав человека в России. Ни в одном из этих вопросов перелома достичь не удалось, хотя оба лидера были в нем заинтересованы. «Пока о визите Меркель на черноморский курорт можно сказать максимум то, что она воспользовалась случаем прощупать, в какой форме находится Путин», — подводит итог еженедельник.
Приезд Меркель в Сочи после двухлетнего отсутствия в России можно было счесть определенным успехом российского президента, однако Путин вряд ли сможет внести эту встречу в список удачных, вторит Rzeczpospolita (04.05). Переговоры с Меркель, как полагает газета, не дали российскому президенту надежд на скорое смягчение европейской политики в отношении Кремля.
Берлин продолжает поддерживать контакты с представителями Москвы лишь из опасения, что оказавшись в изоляции, та станет еще более непредсказуемой. Канцлер не оставила ни тени сомнения в том, что без прогресса в реализации минских соглашений никакой речи об отмене санкций быть не может. Кроме того она упомянула о дискриминации в России «Свидетелей Иеговы», не забыла поднять тему преследования гомосексуалистов в Чечне и напомнила о праве оппозиции проводить массовые мероприятия.
«Конечно, Путин может пропустить слова Меркель мимо ушей, но он знает, что дискуссия о правах человека из бесед с Западом не исчезнет, тем более что через год в России пройдут президентские выборы, и тогда тема гражданских свобод приобретет особенную актуальность. Равно как и вопрос вмешательства Москвы в избирательные кампании западных стран», — предсказывает издание.
Меркель отправилась в Сочи по двум причинам. Во-первых, из-за осенних парламентских выборов, поскольку многие немцы хотят возобновления диалога с Москвой и отмены санкций, негативно относясь к падению торговых оборотов с Россией. Во-вторых, из-за предстоящего саммита G20 в Гамбурге: его хозяйка старается составить программу встречи лидеров крупнейших мировых держав, указывает Gazeta Wyborcza (02.05). Диалог с хозяином Кремля оказался сложным: на пресс-конференции в перерыве переговоров стало понятно, что по ключевым вопросам от Украины до Сирии позиции Меркель и заметно нервничавшего Путина диаметрально расходятся.
Путин делает ставку не просто на конкретных пророссийских политических деятелей, а на определенную модель политики и видения мира, которая ослабляет сплоченность Запада, говорит в интервью Nowa Europa Wschodnia (28.04) политолог Анджей Шептицкий (Andrzej Szeptycki). Поэтому во французской президентской гонке Москва делает ставку на Марин Ле Пен и считает Эммануэля Макрона неудобным кандидатом. «Он хочет вернуть французам уверенность в себе, улыбку, оптимизм. Такого Европейского союза Россия не хочет, ей нужно общество, которое состоит из испуганных людей, не доверяющих миру», — объясняет собеседник журнала.
Отсутствие у самого Макрона интереса к России может, по мнению аналитика, служить как хорошим, так и дурным предзнаменованием. С польской точки зрения кандидат, который не уделяет внимания российской тематике, выглядит предпочтительнее, поскольку жители Франции либо хотят наладить отношения с Москвой, либо совершенно о ней не думают, а число тех, кто видит в ней угрозу, там не так велико.
Однако равнодушие может переродиться в понимание, как это случилось с Николя Саркози. Вначале он относился к России насторожено, но быстро изменил свою позицию. С одной стороны, скорректировать некоторые взгляды его заставило само вступление на президентский пост. С другой, на саммите «Большой восьмерки» он встретился с Владимиром Путиным, и российский президент, как рассказывают очевидцы, пригрозил Саркози, что если тот не будет вести себя смирно, он с легкостью его уничтожит, вспоминает Шептицкий.
Власти Москвы решили воплотить проект, сравнимый по масштабу с планом знаменитого советского архитектора Бориса Иофана, который в 1930-х годах хотел снести весь старый центр города и заполнить это пространство новыми монументальными зданиями: мэр Сергей Собянин собирается избавить город от всех пятиэтажек, сообщает Gazeta Wyborcza (29.04). Количество жителей таких домов сравнимо с населением современной Варшавы: сейчас в них живет 1,6 миллиона человек. Некоторые пятиэтажные здания, возводившиеся полвека назад из панелей, пришли в полную негодность, однако кирпичные постройки такого типа могут, по данным специалистов, простоять еще больше ста лет, поэтому москвичи активно протестуют против принудительного переселения, рассказывает комментатор газеты.
Московские жители подозревают, что их заставят уехать в отдаленные районы города, или боятся непосильных расходов на оборудование нового жилища, а пожилые люди не могут даже вообразить перспективу переезда из места, где они провели всю жизнь. Однако, с сожалением отмечает журналист, власти на эти голоса не реагируют. «Выходит, как в грустном анекдоте, в котором пациент уверяет санитаров, что он еще жив и слышит в ответ: „Доктор сказал в морг, значит, в морг“».
Операция по сносу пятиэтажных жилых зданий в Москве была призвана стать примером, которому последуют другие российские города. В связи с этим ее доверили успешному и решительному администратору Собянину, который прославился бескомпромиссной акцией по очистке московских улиц от киосков и небольших рынков, развивает тему Newsweek Polska (01.05). Между тем поспешность в претворении плана в жизнь и непрозрачность его условий вызвали волну паники и критики, а тема «хрущевок» обернулась проблемой. Кремль не учел, насколько высок уровень недоверия россиян к своему руководству: они стали сомневаться в искренности стремления власти осчастливить простых людей и начали обвинять Путина в том, что тот продвигает интересы девелоперов, желающих получить привлекательные земельные участки, пишет публицист издания.
Многие пятиэтажные дома, построенные в эпоху послевоенного демографического бума и советской индустриализации, на самом деле находятся в аварийном состоянии, но сам проект переселения миллионов москвичей нанес в итоге гораздо более сильный удар по имиджу российского президента, чем любые митинги оппозиции. Он продемонстрировал, что Кремль не считается с мнением народа, а одновременно возмутил «железный» дисциплинированный электорат президента — пенсионеров, которые составляют основную массу жителей пятиэтажек, завершает свой рассказ журналист.