По случаю 100-летия Октябрьской революции колумнист Habertürk (06.11) отмечает, что строительство социализма и полная трансформация общества в бедной, обессилевшей, неиндустриальной стране, которая потеряла в войнах значительную часть рабочего класса, неизбежно сопровождались массовым насилием, и даже самая беспощадная тирания расценивалась как морально необходимый шаг для создания обещанного рая. С другой стороны, существование СССР в качестве успешного примера альтернативной модели модернизации подразумевало наличие важного сдерживающего фактора как в международной системе, так и в капиталистическом мире. Тем не менее сотая годовщина Октябрьской революции не отмечается должным образом в путинской России.
У российской власти не просто нет намерения вспоминать эту годовщину, но даже есть попытки предать забвению 1917 год, ставший важным краеугольным камнем российской истории, заключает автор Medya Günlüğü (06.11). В ответ на это слабая и утрачивающая влияние КПРФ безмолвствует, а молодежь, родившаяся после 1992 года, не знает, кто такой Владимир Ленин — лидер не отмечаемой сегодня революции, пишет журналист.
Несмотря на то, что созданный Октябрьской революцией СССР распался, и Россия вернулась к капитализму, в этой стране по-прежнему сохраняется наследие и традиции этой революции, вторит автор Aydınlık (07.11). Подчеркивается, что именно патриотическое наследие Октябрьской революции наряду с Великой отечественной войной является важнейшим источником, подпитывающим российский патриотизм, представляемый сегодня Путиным. По итогам проводимых в России опросов, Ленин и Сталин до сих пор входят в число самых влиятельных лидеров истории.
Как бы краше, современнее и аккуратнее ни становилась Москва, сколько бы роскошных автомобилей ни проносилось по улицам российской столицы, это — обманчивое благополучие. На самом деле Россия пока так и не вышла из экономического кризиса, в тисках которого она находится в течение двух лет, констатирует журналист Medya Günlüğü (06.11). Поэтому недовольство, которое экономический кризис вызывает у российского народа, представляет для Путина гораздо большую опасность, нежели немощная оппозиция. В силу того, что Путин не смог продемонстрировать такие же успехи в экономической сфере, как во внешней политике, а некоторые олигархи желают его ухода из власти, полагая, что почву для антироссийских санкций подготовила политика постоянной конфронтации с Западом, не исключено, что Путин, пока так и не объявивший, собирается ли он участвовать в президентских выборах 2018 года, может преподнести сюрприз.
4 ноября турецкий бизнесмен Джавит Чаглар, одно из главных действующих лиц процесса нормализации турецко-российских отношений, был награжден орденом Дружбы за вклад в развитие турецко-российских отношений, сообщает Güneş (06.11). По словам Джавита Чаглара, мир на Ближний Восток может принести дружба между турецким и российским лидерами. «Это великий лидер, — говорит Чаглар о Владимире Путине (Habertürk, 08.11). — Если бы не Путин и не Эрдоган, кризис между двумя странами не был бы преодолен, а 15 июля 2016 года все могло бы быть совсем иначе».
Отношения Анкары и Москвы на протяжении всей истории сопровождаются взлетами и падениями, две страны то сближаются друг с другом, то оказываются на грани разрыва, подытоживает автор Medya Günlüğü (06.11). Период с 2004 по 2011 годы, до самого возникновения гражданской войны в Сирии, был чрезвычайно плодотворным с точки зрения турецко-российских отношений, особенно в экономической и энергетической сферах. По мере развития сирийского кризиса между двумя странами накапливалось напряжение, которое с уничтожением российского Су–24 в ноябре 2015 года вылилось в бурю. Спустя семь месяцев, на протяжении которых двусторонние связи были практически разорваны, произошло быстрое восстановление, и последствия кризиса, хотя и не полностью, все же были преодолены. В дальнейшем решающее значение в отношениях России и Турции будет иметь исход торга по ракетам С–400.
СМИ анонсировали визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию 13 ноября. Ожидается, что в ходе визита турецкого лидера на передний план выйдут международные и региональные темы, прежде всего Сирия и борьба с терроризмом, а также вопросы двустороннего взаимодействия, укрепление торгово-экономических отношений, энергетическое сотрудничество (Güneş, 06.11; Karar, 06.11; Vatan, 12.11; Sabah, 12.11).
Визит Эрдогана в Россию приходится на тот момент, когда Ближний Восток стоит на пороге шиито-суннитской региональной войны (между Ираном и Саудовской Аравией), обращает внимание эксперт по Ближнему Востоку Дженгиз Томар (Star, 08.11). Турция будет всеми силами пытаться не допустить этой войны, и поддержка России важна с точки зрения сдерживания.
В России Эрдоган озвучит реакцию Турции в ответ на инициативу России пригласить PYD к участию в политическом урегулировании в Сирии и, в частности, в Конгрессе национального диалога, который планировалось провести 18 ноября в Сочи, предполагают Haber7.com (06.11), Milliyet (07.11), Akşam (12.11).
Но после того как Анкара передала Москве свои возражения на этот счет, официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын объявил, что от этого приглашения отказались. Эрдоган напомнит Путину, что PYD, представляющая угрозу для национальной безопасности Турции, является сирийским крылом террористической организации Рабочая партия Курдистана (РПК), передаст чувствительность Анкары на этот счет и снова обратит внимание на «красные линии» Турции.
После заявления Ибрагима Калына о том, что Россия отложила Конгресс национального диалога Сирии, и PYD не будет приглашена на новый конгресс, глава МИД России Сергей Лавров сообщил, что этот конгресс не был отменен или отложен, дату его проведения не объявляли официально, обращает внимание Birgün (08.11). Противоречия Турции и России по разным вопросам, а также озвучиваемые в этой связи заявления обнаружили новый вид дипломатии, которую можно назвать «дипломатией опровержения», резюмирует издание.
Помимо того, что Россия пригласила на Конгресс национального диалога PYD, которую Турция считает террористической организацией, более половины из всех 33 приглашенных на это мероприятие организаций представляют не оппозицию, а лояльные дамасскому режиму группы, негодует автор Star (07.11). Таким образом, подчеркивает он, Россия планировала ослабить позиции сирийской оппозиции и Турции, осуществить политическое урегулирование по своему усмотрению, обеспечить участие Асада в переходном процессе в САР. Кроме того, Россия, которая вместе с сирийским режимом проливает кровь невинных людей в Сирии, с помощью этой встречи рассчитывала изменить свой имидж и создать образ «желающей мира страны». Однако после того, как Турция передала России сигнал о том, что участие PYD в конгрессе неприемлемо, что Турция не примет участия в мероприятии, в котором будет участвовать PYD, а в таком случае оно не будет иметь значения, эти планы рухнули, добавляет автор.
Курды должны быть представлены в процессе политического урегулирования в Сирии, и на этом сходятся все три страны — гаранты астанинского процесса, пишет Yeni Şafak (08.11). Однако благодаря инициативам Турции на Конгресс национального диалога Сирии будут приглашены курды, не поддерживающие PYD, а точнее «сирийскую РПК».
Даже в период столь тесного сотрудничества с Турцией московское руководство проводит такую политику в отношении PYD/РПК, которая игнорирует тревоги Анкары и показывает, что Россия может использовать эту организацию как инструмент давления на Турцию, приходит к выводу автор Türkiye (08.11). При этом в Анкаре поддержка Москвой этой организации рассматривается как поддержка проекта создания курдского коридора с выходом в Средиземное море. Политика Москвы в отношении этой организации будет иметь решающее значение с точки зрения того, в каком направлении будут развиваться турецко-российские отношения.
Одним из важнейших событий, произошедших на пространстве Евразии в последние месяцы, стало соглашение Турции и России по С–400, отмечает автор Karar (09.11). Однако стороны продолжают делать осторожные и уклончивые заявления на данную тему, и это наводит на мысль о том, что от соглашения могут отказаться. На реализацию сделки по С–400 во многом повлияет то, как в дальнейшем Турция будет развивать свои отношения с Россией и западным миром. Несмотря на то, что в последнее время следы «самолетного кризиса» стираются, и Россия и Турция сотрудничают в рамках сирийского вопроса, по мере приближения к конечным целям в Сирии, сотрудничество между двумя странами может превратиться в конкуренцию.
В этой связи главный вопрос, выходящий на передний план, — роль, которую возьмет на себя PYD в этом процессе и в новой Сирии. Опять же крымский вопрос тоже продолжает входить в число проблемных тем с точки зрения двусторонних отношений. Более того, можно видеть, что обе эти темы Москва и Анкара используют в качестве козыря друг против друга. В то время как Анкара иногда поднимает на повестке дня крымскую тему, Москва, в свою очередь, разыгрывает курдскую карту.
НАТО, которая после «оккупации» Крыма Россией все больше беспокоится по поводу возможной атаки России, делает важные шаги для адаптации своих командных структур к современным угрозам и повышения своей эффективности, сообщает Hürriyet (09.11) по итогам встречи министров обороны стран НАТО 8–9 ноября. Отмечается, что когда Россия при проведении военных учений в сентябре за короткое время сосредоточила тысячи военных и большое количество военной техники у восточных границ НАТО, Североатлантический альянс, не обладающий способностью так же оперативно перемещать свои войска, принял решение ввести «военный Шенген» и применить шенгенскую практику ЕС в военной сфере. Кроме того, было решено создать две новые командные структуры, одна из которых будет заниматься логистикой, а вторая — защитой от угроз с моря.