Связи между Трампом и Кремлем
Генеральный прокурор США Джефф Сешнс сказал, что знал о российских связях бывшего советника Трампа по внешней политике Джорджа Пападопулоса, что противоречит заявлению, сделанному им перед Конгрессом перед вступлением в должность (The Guardian, 15.11). По словам Сешнса, он лишь недавно вспомнил о встрече с Пападопулосом, на которой тот рассказал ему о своих контактах с россиянами. Хотя Сешнс и сослался на то, что не помнит подробностей разговора, он заявил, что предостерег Пападопулоса от попыток организовать встречу между Трампом и Путиным.
Трамп осудил тех, кто критикует его попытки наладить отношения с Путиным, назвав их «ненавистниками» и «глупцами» (The Telegraph, 12.11). Кроме того, Трамп заявил о доверии к Путину, отрицающему свое вмешательство в американские выборы, и выразил надежду на то, что Россия поможет США разобраться с проблемами в Северной Корее, Сирии и на Украине.
Бывший директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер назвал стремление Трампа преуменьшить российское вмешательство в американские выборы «угрозой для страны» (Independent, 12.11). К нему присоединился экс-директор ЦРУ Джон Бреннан, назвавший «очевидной» угрозу со стороны России, по его мнению, Трамп уязвим для манипуляций со стороны иностранных глав государств, которые могут воспользоваться его жадностью до лести и нежеланием признавать причастность посторонних к его победам. Сенатор Джон Маккейн выразил озабоченность тем, что Трамп готов поверить бывшему полковнику КГБ в большей степени, чем собственной разведке.
Российское вмешательство в британскую политику
В ходе американского расследования российской информационной кампании в Твиттере выяснилось, что аккаунт, спровоцировавший травлю против женщины-мусульманки в Великобритании и принадлежавший якобы «гордому техасцу и американскому патриоту», на деле управлялся из России (The Telegraph, 13.15). После террористической атаки в Лондоне аккаунт опубликовал фотографию женщины, смотревшей в телефон, пока рядом лежали погибшие, — «техасец» заявил о равнодушии мусульманки к жертвам среди британцев и призвал к запрету ислама. Помимо этого, с того же аккаунта периодически выказывалась поддержка Брексита и надежда на то, что выход Великобритании из ЕС приведет к зачистке мусульман на ее территории. В Твиттере у «техасца» было 17 тысяч подписчиков, и он был заблокирован социальной сетью в числе прочих связанных с Кремлем аккаунтов.
Исследователи в Эдинбургском университете установили российскую принадлежность 400 с лишним аккаунтов в Твиттере, пытавшихся повлиять на исход Брексита (Independent, 15.11). Большинство высказывалось в пользу выхода Великобритании из состава ЕС и критиковало иммигрантов и беженцев. Некоторые из них были целиком автоматизированы, другие продолжали управляться вручную, и на протяжении референдума с этих аккаунтов было написано более 45 тысяч комментариев о Брексите.
Обычно оппозиционная по отношению к правящей партии The Guardian (14.11) поддержала Мэй, отметив контраст ее выступления с «абсурдными» комментариями Трампа, который выказал доверие Путину после встречи президентов во Вьетнаме. Тем не менее газета напомнила об общем нежелании Мэй сталкиваться лбами с Кремлем: она перестала критиковать российскую кампанию в Сирии, а в бытность министром внутренних дел пыталась заблокировать расследование дела Александра Литвиненко.
Российские хакеры
Глава Национального центра кибербезопасности Великобритании Кирен Мартин сообщил о хакерских атаках на энергетическую сеть страны, осуществленную из России в прошлом году (The Telegraph, 15.11). По его словам, Россия стремится «подорвать международную систему», — Мартин согласился с заявлением Мэй об опасности, которую представляет Кремль для мирового порядка. Газета напомнила о вирусе WannaCry, заразившем компьютеры Национальной службы здравоохранения Великобритании, и написала о десятках миллионов хакерских атак, отраженных центром кибербезопасности после его создания в прошлом году.
Российские меры против иностранных СМИ
Financial Times (14.11) написала о законопроекте, принятом Госдумой на первом чтении и позволяющем Министерству юстиции блокировать любые СМИ, получающие финансирование из-за границы, если те не зарегистрированы в качестве иностранных агентов. Законопроект был разработан в ответ на регистрацию российского канала RT как иностранного агента в США, однако зашел куда дальше, считает газета. Если в США эта пометка является «бюрократической формальностью», в России «иностранные агенты» непосредственно ассоциируются со шпионажем против страны и сталкиваются с ужесточенными проверками и сложностями во взаимодействии с местным бизнесом.
Эксперт по правам человека, процитированный Independent (15.11), назвал формулировку законопроекта нарочито расплывчатой даже по меркам Госдумы, что позволяет Кремлю произвольно принимать меры против тех СМИ, которые не устраивают власти. Тем не менее медиаэксперт из Высшей школы экономики напомнил о контексте законопроекта и счел американское освещение происходящего примером «двойных стандартов», поскольку меры против RT в США тоже были обусловлены скорее геополитическим противостоянием между странами, чем действиями самого канала.
Фальшивые доказательства американской поддержки ИГИЛ
Министерство обороны РФ опубликовало в социальных сетях фотографии, которые назвало «неопровержимым доказательством» поддержки ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.) со стороны США (The Guardian, 14.11). Однако на деле оказалось, что это были скриншоты из компьютерной игры-симулятора, а также прошлогодние фотографии из Ирака, на которых вооруженные силы страны бомбили силы «Исламского государства». Вскоре после разоблачения министерство обороны удалило соответствующие посты и пообещало расследовать действия ответственных за них сотрудников. Как пишет The Guardian, это уже не первый случай, когда Россия выдает чужие съемки за свои собственные: в интервью с Оливером Стоуном президент Путин выдал кадры американской операции в Афганистане за российские.