Русские поддержали операцию Турции в Африне и сумели убедить сирийское правительство в том, что эта операция приемлема и, может быть, даже полезна, делает вывод «Дюнья» (29.01). Но пока неизвестно, что Турция пообещала взамен. Хотя Анкара еще не отказалась от тезиса «Асад должен уйти», она уже не говорит об этом во весь голос, как раньше.
По выражению автора «Хюрриет» (31.01), Россия открыла сирийское воздушное пространство для Турции по нескольким причинам. Прежде всего этот ход согласуется с общим курсом, доминирующим в последнее время в российско-турецких отношениях, и политикой России по усилению влияния на Ближнем Востоке. Диалог и сотрудничество с Турцией способствуют также усилению позиций Москвы за столом переговоров в период, когда Россия предлагает инициативы в рамках астанинского и сочинского процессов.
Кроме того, события, на фоне которых Турция ввела войска в Африн, еще больше углубляют разногласия между США и Турцией, создают трещины внутри НАТО, мешают США с помощью курдов занять устойчивое положение в северной Сирии и сформировать здесь свою зону влияния. Наконец, в то время как внимание мировой общественности приковано к операции Турции в Африне, режим Асада в процессе наступления на оппозицию в провинции Идлиб будет ощущать на себе меньшее международное давление.
На самом деле Москва не в восторге от операции Турции «Оливковая ветвь», констатирует колумнист «Ени Шафак» (29.01). Но Москва не препятствовала этой операции, поскольку любой ход против Анкары в период подготовки Конгресса национального диалога Сирии в Сочи ставил под угрозу проведение этой встречи. В этой связи Кремль предпочел сохранить образ «хорошего посредника в Сирии», продолжить сотрудничество с таким важным в регионе государством, как Турция, и отказаться от защиты курдской Партии «Демократический союз» (PYD) / Отряды народной самообороны (YPG).
По мере продвижения к финалу начавшейся в 2011 году гражданской войны в Сирии единственное желание России, — чтобы не пострадали руководимые ею астанинский и сочинский процессы, и не возникло препятствий на пути политического урегулирования проблемы, добавляет автор «Джумхуриет» (30.01). Москва, построившая в Сирии временный союз с Турцией, как и с Ираном, по крайней мере сейчас, пока не опрокинут стол переговоров и не пересечены установленные ею красные линии, кажется, терпит исходящие от ее союзников требования.
Тем не менее Россия не окончательно закрыла двери перед PYD / YPG, заключает автор «Милли газете» (29.01). И, возможно, даже движется к тому, чтобы обвинить и Турцию вместе с США в ситуации, с которой сталкиваются сегодня сирийские курды, допускает обозреватель.
В рамках астанинского процесса, начатого по инициативе России, Турции, Ирана и позволившего создать зоны деэскалации в Сирии, в Сочи проходит исторический Конгресс, нацеленный на поиски путей политического урегулирования сирийского кризиса, сообщают издания («Ени Акит», 29.01; «Ени Шафак», 30.01).
Подчеркивается, что астанинский процесс, одним из этапов которого является конгресс в Сочи, возник после того, как переговоры в Женеве, проводимые под эгидой ООН, при активном участии западных стран и прежде всего США, застопорились и не дали конкретных результатов («Сёзджю», 29.01; «Биргюн», 29.01). Этот инициированый Россией, Турцией и Ираном процесс сирийского урегулирования проводится параллельно с женевским процессом и ставит целью не заменить его, а возродить межсирийские переговоры под наблюдением ООН.
Тем не менее, по мнению западных стран и ряда арабских государств, как обращает внимание «Дюнья» (30.01), переговоры в Сочи представляют собой попытку России сформировать отдельный мирный процесс, который навредит усилиям ООН, и подготовить почву для обеспечения сирийского урегулирования в пользу Башара Асада.
Конгресс, организованный с целью положить конец гражданской войне в Сирии в период, когда сирийский режим продолжает наносить удары по Идлибу, а Турция проводит операцию в Африне, пройдет под влиянием неопределенности на поле боя, ожидает «Стар» (29.01). Сообщается, что даже в тот момент, когда начались предварительные переговоры в рамках конгресса в Сочи, дамасский режим не воздержался от атак на Идлиб, не опасаясь саботировать сочинский процесс («Стар», 30.01).
Курдская PYD и связанные с ней силы по настоятельному требованию Турции не представлены на переговорах в Сочи, указывают «Сёзджю» (29.01) и «Дюнья» (29.01). В конгрессе решили не принимать участия некоторые группы сирийской оппозиции, поддерживаемые Саудовской Аравией, в частности Высший комитет по переговорам («Дюнья», 29.01). К отказу этих групп от участия в конгрессе, по выражению «Стар» (29.01), привела «упрямая настойчивость» США и стран Персидского залива продолжать мирный процесс в рамках женевских переговоров.
Со ссылкой на дипломатические источники СМИ сообщают, что делегация оппозиции в составе арабов, туркменов и курдов, прибывшая в Сочи из Турции, отказалась от въезда в страну и участия в конгрессе, передав свои полномочия турецкой делегации в знак протеста против того, что на символике конгресса был изображен только флаг дамасского режима («Ени Чаг», 30.01; «Тюркие», 30.01; «Ватан», 31.01). Издания обращают внимание на то, что логотип был обнародован за несколько дней до конгресса, следовательно, у этой делегации, судя по всему, возникли какие-то другие основания для отказа от участия в форуме. «Сочи» проходит без оппозиции, резюмирует «Джумхуриет» (30.01).
Конгресс в Сочи омрачили несколько помех, пишет «Миллиет» (31.01). Помимо отказа прибывшей из Турции делегации участвовать в конгрессе, во время выступления главы МИД РФ Сергея Лаврова, озвучившего участникам конгресса послание президента РФ Владимира Путина, некоторые делегаты прерывали речь министра обвинительными выкриками о том, что Россия убивает мирное население в Сирии. При этом «близкие к дамасскому режиму делегаты» поддерживали Лаврова аплодисментами и одобрительным возгласами. Звучавшие в зале лозунги «да здравствует Россия, да здравствует Сирия» были восприняты «Ени Шафак» (01.02) как сигнал в адрес США и ООН о том, что «главная сила в Сирии — Россия».
Ситуация, связанная с присутствием Михрача Урала на конгрессе в Сочи, вызывает вопрос: кто пытается испортить отношения России и Турции также, как во время покушения на посла России в Анкаре Андрея Карлова? («Тюркие», 03.02). Отмечается, что, с одной стороны, это могло произойти под влиянием неких прозападных сил в России, желающих подорвать российско-турецкое сотрудничество. С другой стороны, это могли быть происки внутрироссийской оппозиции, которая стремится загнать Владимира Путина в угол перед выборами.
Конгресс в Сочи, по выражению автора «Карар» (01.02), не был достаточно полноценен с точки зрения политической инклюзивности: там отсутствовали ключевые игроки сирийской оппозиции, не было значительного курдского участия. Подчеркивается, что в нынешнем виде сочинский процесс превратился в площадку политического урегулирования для дамасского режима и его сторонников, но, возможно, встреча в Сочи ускорит и альтернативные поиски политического преобразования Сирии.
Итоги форума в Сочи никого не удивили, пишет колумнист «Джумхуриет» (01.02), астанинский процесс с самого начала был нацелен на укрепление режима Асада в Сирии, и это получилось. Но сочинская встреча не стала платформой, на которой все участники сирийского вопроса обсуждают предложения по его урегулированию, добавляет автор «Биргюн» (01.02). «Сёзджю» (31.01) называет единственным конкретным итогом решение создать конституционную комиссию, в которую войдут представители режима Асада, оппозиции, сирийских племен и неправительственных организаций, а также независимые наблюдатели и эксперты.
Принятие совместного решения о создании конституционной комиссии автор «Миллиет» (02.02) считает успехом Конгресса. В то же время возникает вопрос: даже если будет достигнуто согласие по вопросу о том, кто войдет в эту комиссию, насколько в дальнейшем ее члены смогут договориться по поводу текста конституции, которая должна закрепить новое политическое устройство Сирии?
Во время встречи более полутора тысяч представителей межсирийского диалога в Сочи не участвовавшие в этом совещании США опубликовали «кремлевский доклад», отмечает автор «Ватан» (31.01), делая вывод: российско-американская борьба, которая идет на поле боя в Сирии, переносится в дипломатическое и экономическое поле.
К санкционному оружию в схватке между США и Россией, которая началась с украинским кризисом и продолжилась событиями в Сирии, добавился новый список министерства финансов США, констатирует «Хюрриет» (31.01). Тот факт, что в этот «черный список» входит все российское руководство, кроме Владимира Путина, означает «попытку зарубежной страны оказать политическое давление на Россию». Ход США в направлении новых санкций против России нацелен на взвинчивание напряженности внутри России в преддверии президентских выборов, считает автор «Стар» (03.02).
В подконтрольной Турции зоне деэскалации в провинции Идлиб, которая в последние дни становится ареной военных операций сирийской армии и российских военных, боевики «ан-Нусры» (запрещена в РФ – прим. ред.) сбили российский самолет Су-25, предположительно с применением ПЗРК американского производства («Хюрриет», 04.02; «Одатв.ком», 03.02). Со ссылкой на минобороны РФ издания отмечают, что по району, откуда была запущена ракета, сбившая российский штурмовик, Россия нанесла удар высокоточным оружием, убиты 30 боевиков.
Идлиб, где в рамках астанинского процесса была объявлена зона деэскалации, в течение последних двух месяцев подвергается массированным атакам со стороны режима Асада и временами России, сообщает «Гюнеш» (04.02). Только в минувшем январе в результате этих атак погибли 211 мирных жителей.
В центре внимания колумниста «Джумхуриет» (31.01) — ситуация на Украине. Отмечается, что после государственного переворота 2014 года США, стравившие друг с другом людей, которые в течение десятилетий жили как граждане одной страны, породнили Украину с праворадикалами. Сейчас минское соглашение по Донбассу лежит в долгом ящике, а война, проводимая США руками праворадикалов, идет полным ходом. Отныне пособник фашистов Степан Бандера возведен на Украине в ранг «национального героя»; привычным ритуалом в Киеве стали факельные шествия неонацистов. Более того, Киев на фоне решения администрации США одобрить поставки оружия на Украину издал закон, который заколотит последний гвоздь в крышку гроба минского процесса: в нем Донбасс открыто объявляется «территорией войны».