В связи с информацией о якобы гибели сотни российских наемников на севере Сирии в результате авиаудара сил коалиции во главе с США, эксперты рассказывают о частной военной компании (ЧВК) «Группа Вагнера» и отмечают, что располагают только официально не подтвержденной информацией о ней («Хабертюрк», 26.02). По их словам, сначала «негласные военные Путина» вышли на сцену на Украине и в Крыму: воюя на стороне сепаратистских сил, они были облачены в камуфляжную одежду, но не носили символов, указывавших на их службу в российской армии. Когда Россия решила увеличить свой вес на поле боя в Сирии, многие российские ЧВК, в том числе «Группа Вагнера», отправили бойцов в САР.
Отмечается, что «Группа Вагнера» действует в так называемой «серой зоне», но в соответствии с директивами министерства обороны РФ. Важнейшая задача этой группы, которая не только получает финансирование из России, но и создает свой источник доходов, — установление контроля над нефтяными месторождениями. И неслучайно недавнее столкновение, которое, как сообщается, завершилось гибелью российских наемников, произошло в богатом нефтью Дейр-эз-Зоре.
Отправка сил, связанных с режимом Асада, в Африн это сигнал России в адрес Турции, по выражению автора «Миллиет» (26.02), и он — как острый «шип» между партнерами по астанинскому процессу. России, возможно, не понравились переговоры, которые Турция недавно провела с американскими официальными лицами, договорившись о нормализации турецко-американских отношений, подчеркивает журналист. Но Россия должна понять, что Турция так же, как и она, заинтересована в скорейшем решении сирийской проблемы и во избежание еще большего урона желает «сойтись в определенной точке с США, которые, по ее мнению, препятствуют этому решению».
Турция, которая, несмотря на астанинский процесс, не доверяет в полной мере ни Тегерану, ни Москве и располагается в Идлибе на противоположном от них фронте, стремится продолжать сотрудничество с США, невзирая даже на глубокий спор с ними по поводу сирийских курдов, добавляет другой журналист этого издания («Миллиет», 28.02).
Россию проще, нежели США, убедить в необходимости уничтожения террористических организаций курдская Партия «Демократический союз» (PYD) / Отряды народной самообороны (YPG), убежден Хасан Унал, преподаватель Университета Атылым («Ени Чаг», 27.02), а консенсус между Анкарой и Дамаском — в случае его достижения, например, при посредничестве Москвы — создаст колоссальное психологическое давление на эти организации и усилит позиции Турции в борьбе с ними.
Дамасский режим — это более приемлемая альтернатива для Турции, чем присутствие YPG/Рабочей партии Курдистана (РПК) в Африне, заключает автор «Стар» (03.03). Он также подчеркивает, что критическим значением для политического урегулирования сирийского вопроса обладает согласие России, Турции и Ирана на поле боя в САР.
Президент США Дональд Трамп, решительно настроенный взаимодействовать с Россией в направлении обеспечения устойчивого мира в Сирии, готов даже «пожертвовать некоторыми лицами из своего ближайшего окружения, которые выступают против этого», и даже «отправить обратно в Пентагон» своего нынешнего советника по национальной безопасности Макмастера, информирует обозреватель «Хабертюрк» (26.02), неделей ранее анонсировавший визит «главного архитектора ближневосточной политики России» Виталия Наумкина в Вашингтон.
По итогам выступления Виталия Наумкина этот же автор сообщает, что Россия и США намерены как можно скорее возобновить прекратившийся в последнее время диалог и будут работать над поиском совместного решения по Сирии («Хабертюрк», 02.03). Отмечается, что Россия и США поддерживают статус-кво, при котором зоны их доминирования поделены на восток и запад от Евфрата. При этом модель зоны деэскалации на юго-западе Сирии под контролем России, США и Иордании может быть примером для других регионов. Особое внимание обращается на тот факт, что Москва готова согласиться на наличие американской зоны влияния в Сирии при условии, что США откажутся от планов по созданию курдского государства на севере страны.
Нынешние события показывают, что «конфликт» между США и Россией представляет собой «квазиссору», которую начал еще Барак Обама, пригласивший Россию в Сирию с условием, что она не будет вмешиваться в богатый нефтью Ирак, и предложивший поделить Сирию на зоны влияния по Евфрату, убежден колумнист «Стар» (26.02). Отмечается, что в то время, как на оси Вашингтон — Москва закладываются основы нового «биполярного мира», Россия таким образом укрепляет свою безопасность, а США добиваются полной свободы действий в стратегически важных регионах, на которые они нацелены.
Обозреватели, комментируя единогласно принятую резолюцию СБ ООН 2401 по режиму прекращения огня в Сирии, обращают внимание на то, что представители сирийского режима и России дали понять, что действие этой резолюции охватывает и Африн, где Турция проводит военную операцию («Карар», 26.02). В этой связи предполагается, что Дамаск может воспользоваться операцией в Африне, которую Турция не намерена прекращать, как предлогом для продолжения своих военных действий в Идлибе и Восточной Гуте.
В результате интенсивных бомбардировок, осуществляемых силами Асада при поддержке России в Восточной Гуте на основании зачистки этого региона от «террористов», разгромлены школы и больницы, информирует «Миллиет» (27.02). Несмотря на объявленную в Восточной Гуте «зону деэскалации», резолюцию СБ ООН о перемирии и введенные вслед за ней ежедневные гуманитарные паузы, силы сирийского режима и его сторонников продолжают наносить удары по этому региону, усугубляя гуманитарный кризис здесь, сообщает «Ени Акит» (03.03; 04.03).
Высокая мобильность боевиков среди большого числа джихадистских групп, по выражению автора «Хюрриет» (27.02), дает России и режиму Асада довольно широкую свободу действий и возможность продолжать военные операции против сил оппозиции.
Восточная Гута, в которой 250 тысяч мирных жителей оказались в заложниках у джихадистских террористических групп, становится площадкой для психологических операций Запада на основе спекуляций «гибнут мирные жители», приходит к выводу автор «Джумхуриет» (28.02). Подчеркивается, что поправка, добавленная в проект резолюции СБ ООН 2401 по инициативе России, обеспечивающая продолжение военных операций в отношении террористических групп и аффилированных с ними организаций, породила надежду на спасение мирных жителей от джихадистов.
Автор «Ени Асья» (28.02), обратив внимание на заявление председателя комитета ГД РФ по обороне Владимира Шаманова о том, что Москва в ходе гражданской войны в Сирии испытала более 200 новых образцов российского оружия, делает вывод: по одному только этому признанию становится понятно, кем или под чьим давлением разжигаются не прекращающиеся войны. «Разве признание российских торговцев оружием не подразумевает, что те, кому было поручено погасить огонь, разливают бензин повсеместно?» — вопрошает журналист.
Турция подвергается несправедливой критике и даже угрозам со стороны своих западных союзников из-за покупки С-400 у России, констатирует «Ени Акит» (27.02). Однако, когда Греция и греческие власти Кипра в качестве враждебного Турции акта решили приобрести российские ракетные комплексы С-300, ни от руководства НАТО, ни от США, ни от любого другого члена альянса не последовало никаких протестов.
Постепенный рост доли СПГ в мировой торговле газом может повлиять на проект «Турецкий поток», полагает колумнист «Дюнья» (01.03). Потребители газа, который будет поступать по второй нитке этого трубопровода, до сих пор не определились, и если СПГ будет более доступной и выгодной альтернативой, то европейские страны могут неохотно отнестись к заключению контрактов на получение газа, поступающего с использованием трубопроводного транспорта.
Ежегодное послание президента РФ Федеральному собранию заинтересовало все ведущие СМИ. Автор «Сабах» (02.03), комментируя его, приходит к выводу: после провала 1990-х годов Владимир Путин восстановил Россию по всем направлениям, усилил её армию, вошел в Сирию, занял важное место на Ближнем Востоке, а сейчас разыгрывает против США во главе с Трампом игру, которую много лет назад разыгрывал Рейган, угрожавший Советам «звездными войнами».
Выступление Владимира Путина 1 марта, с точки зрения колумниста «Джумхуриет» (02.03), можно озаглавить следующим образом: «Довольно». Подчеркивается, что это выступление имело не менее важное значение, нежели речь российского лидера на Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года, когда он предупредил Запад: «Между нами больше нет идеологической разницы, давайте построим равноправные отношения, давайте жить дружно». Теперь же Путин сказал: «Никто нас не слушал. Слушайте сейчас!»
Хотя эта речь, в которой, по выражению автора, был на высшем уровне сделан акцент на сдерживании, комментировалась на Западе как «угроза», для начала нужно ответить на вопрос: кто кому чем грозит? Отмечается, что несмотря на крах Советов и конец идеологической борьбы, НАТО / США никогда не оставляли поползновений окружить РФ. Сейчас в Восточную Европу перебрасывается крупнейший со времен холодной войны общевойсковой контингент. В то время как в Черное море заходят эсминцы с управляемыми ракетными системами, командующий ЦЕНТКОМ (CENTCOM) Джозеф Вотел констатирует: «Россия — угроза нашей доминирующей роли». Советник президента США Макмастер распоряжается: «Мы должны быть готовы к конфликту в космосе». В этих условиях и при таком развитии событий Путин разговаривает с США / Западом на «понятном для них языке».
Владимир Путин бросил вызов миру и устроил демонстрацию военной мощи страны, считают издания («Ени Чаг», 02.03; «Хюрриет», 02.03). Хотя западные СМИ сказали, что Путин «напугал» мир, разве никто, кроме России, не разрабатывает ядерное оружие, недоумевает колумнист «Сабах» (02.03), разве вероятность ядерного конфликта между Северной Кореей и США, растущее напряжение в Тихом океане, угрозы Трампа никого не пугают?
Путин дал миру сигнал: «Я очень сильный», — резюмирует Надир Девлет из Университета Айдын («Хюрриет», 01.03). Путин заявил об успешно проведенных испытаниях ядерной баллистической ракеты «Сармат», которую, как предполагается, не сможет перехватить ни одна оборонительная система в мире, а также ракеты с малогабаритной ядерной установкой и непредсказуемой траекторией полета, обращает внимание эксперт. Однако сможет ли Россия перейти к серийному производству этих вооружений, если учесть, что в стране теневая экономика составляет 40%, особо остро стоит проблема коррупции, внешний долг превышает полтриллиона долларов, 20 миллионов человек живут за чертой бедности?