Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чехия отложила эмбарго на российскую нефть. Но двух лет не хватит

© РИА Новости Георгий Гранин / Перейти в фотобанкЮжно-Приобское месторождение нефти
Южно-Приобское месторождение нефти - ИноСМИ, 1920, 11.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европа откажется от нефти из России к концу этого года. Для Чехии сделано исключение ― ей предстоит избавиться от зависимости от российской нефти к июню 2024 года, пишет iDNES. Однако и этих двух лет стране не хватит, чтобы это сделать.
Сара Мазухова (Sára Mazúchová)
Чехия должна избавиться от зависимости от российской нефти к июню 2024 года. При этом большинство европейских государств отрежут себя от черного золота из России уже в течение текущего года. Ситуацию Чехии осложняют сразу несколько вещей, в том числе мощности нефтепровода TAL, по которому нефть поступает из итальянского порта Триест, а также тот факт, что российская нефть отличается от сортов из других стран. За короткое время ее не удастся заменить без проблем.
Европу пронизывают нефтепроводы, работающие с разной нагрузкой. Для Чешской Республики важны три. С востока черное золото поступает по нефтепроводу "Дружба", и ежегодно он обеспечивает Чехии 3,4 миллиона тонн нефти. В итальянском городе Триест начинается Трансальпийский нефтепровод, который через несколько сотен километров доходит до немецкого Фобурга. Далее нефть следует в Чехию по трассе Ингольштад ― Кралупы-над-Влтавой ― Литвинов (IKL).
Нефтрепровод IKLдоставляет в Чехию столько же нефти, сколько "Дружба". Но мощность у него больше (десять миллионов тонн), и поэтому сначала может показаться, что отказ от российского нефтепровода для Чехии не стал бы проблемой в ситуации, когда ей требуется импортировать "всего" семь миллионов тонн нефти в год.
Загвоздка заключается в нефтепроводе TAL, который хоть и может обслуживать 43 миллиона тонн нефти в год, но, помимо Чехии, снабжает еще и Германию с Австрией.
"Объемы, необходимые ЧР, можно доставлять на узел в Фобурге, где нефтепровод TALпереходит в IKL, но все зависит от других клиентов TAL, включая компанию Orlen Unipetrol, перерабатывающую нефть, доставленную в ЧР по этому нефтепроводу", ― объясняет Иван Соучек, директор Союза химической промышленности и председатель наблюдательного совета государственного дистрибутора топлива Čepro. По его словам, Чешская Республика может сейчас получать по TALмаксимум четыре ― пять миллионов тонн в год.
"Если мощности этого нефтепровода освободились бы для других НПЗ, объемы, доставляемые в ЧР, можно было бы увеличить", ― добавляет он. К другим НПЗ, которые снабжаются за счет TAL, относятся, например, австрийский Швехат, баварский Бургхаузен или НПЗ "МиРО" в немецком Карлсруэ.
Газокомпрессорная станция Булгартрансгаз в Ихтимане, Болгария - ИноСМИ, 1920, 06.05.2022
Санкции в отношении российской нефти раскололи ЕСЕврокомиссия предложила запретить импорт российской нефти, однако Венгрия и Словакия заявили, что не могут с этим согласиться, пишет Hürriyet. В ЕС полагают, что проблему можно решить, если предоставить дополнительные права этим двум странам. Но претензии есть и у других членов Евросоюза, отмечает автор статьи.
Если Чехия захочет "отключиться" от российской "Дружбы", то этим НПЗ в Австрии и Германии пришлось бы поступиться частью своих поставок из TAL в пользу чешских НПЗ. Готовы ли они к этому, большой вопрос.
Еще недавно в Германии доля российской нефти в общем импорте достигала 35%, а сейчас, согласно данным немецкого Министерства иностранных дел, она не превышает 12%. К концу лета Германия хочет отказаться от российской нефти, и можно предположить, что ей потребуется каждая капля, поступающая по другим трассам.
В пятницу информационное агентство "Рейтер" сообщило, что Европейская комиссия сделала для Чехии исключение, позволив ей отложить эмбарго на российскую нефть до июня 2024 года. Полученное время государство использует как раз для расширения мощностей нефтепровода TAL. Как отмечает Соучек, компания MERO, которая является оператором нефтепроводов для территории Чехии, еще несколько лет назад заказала экспертизу для возможного увеличения мощности Трансальпийского нефтепровода.
"Возможно открыть дополнительные заборные станции и увеличить объемы, получаемые по этому нефтепроводу. Это позволило бы увеличить импорт нефти примерно на 2,5 миллиона тонн в год. Для реализации подобных мероприятий, связанных с повышением нагрузки на нефтяной терминал в Триесте, предположительно, понадобится два – три года", ― говорит Соучек.
Денежные купюры США и монета номиналом один рубль - ИноСМИ, 1920, 11.05.2022
Зависимость от российской нефти – это проблема прежде всего для европейцевСтраны "большой семерки" (G7) 8 мая пригрозили, что будут двигаться к общему эмбарго на российскую нефть, напоминает Figaro. Однако авторы газеты подсчитали, что платить за это придется почти исключительно странам ЕС. США, Британия, Канада, Япония загребают антироссийский жар чужими руками.

Смешать яблоки и груши

Одного только повышения мощностей нефтепровода TAL недостаточно. По словам Станислава Бруны, бывшего генерального директора компании MERO, могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточной инфраструктурой нефтепровода IKL. Это даже несмотря на то, что данный нефтепровод обладает достаточной транспортной мощностью. "Просто увеличить вдвое объемы, поставляемые по TAL, недостаточно", ― говорит Бруна.
По его словам, российскую нефть нельзя просто заменить по принципу "одно ― другим", и ее сопоставимым эквивалентом будет, по всей видимости, смесь из трех или более сортов. "Представьте себе НПЗ как винокурню, где вы делаете фруктовую водку. И вот к вам приезжают грузовики полные смеси яблок, груш и слив. В какой-то момент меняется поставщик, и он привозит вам партию с другим соотношением слив, груш и яблок, а кроме того, например, еще и с другой сахаристостью. Тогда вам придется приспособить к этому винокурню, то есть НПЗ", ― объясняет специалист.
Он говорит, что поставки по "Дружбе" равномерны и постоянны, благодаря чему требуется минимум операций, связанных с хранением. Что касается нефти, поступающей по TALиз Триеста, то с ней ситуация сложнее.

НПЗ могут столкнуться с проблемами

"Нужно понимать, что отдельные сорта нефти прибывают в порт на танкерах по отдельности, там ее сливают и отправляют по нефтепроводу дальше. Труба снабжает несколько НПЗ одновременно. И вы должны забрать полагающуюся нефть, отправить ее на хранение, подготовить и смешать. Поэтому, как я думаю, существующая инфраструктура в Чехии может не справиться", ― говорит специалист.
"Порой невозможно повлиять на то, какая нефть, когда и в каком объеме приходит. Это зависит от оператора нефтепровода TAL, который снабжает несколько НПЗ", ― отмечает Бруна. Нефтепровод принадлежит консорциуму восьми нефтяных компаний, например OMV, Shell, ExxonMobil и BP. Чешский оператор нефтепроводов MEROвладеет всего пятью процентами в TAL.
"MERO, вероятно, придется расширить инфраструктуру дочерней компании MERO Germany, которая забирает нефть из системы TAL в систему IKL. Как я предполагаю, на чешской стороне придется построить нечто вроде сортировочной станции, где будут распределять. Скажем, это отправится в Кралупы, а это мы отправим на хранение, потому что ожидается другой сорт нефти. Тогда можно смешать две партии и переработать в Литвинове. Придется, скорее всего, построить две или три такие станции, чтобы держать все под контролем", ― полагает Бруна.
Нефтяные качалки в Альметьевском районе Республики Татарстан - ИноСМИ, 1920, 09.05.2022
Европейский запрет на поставки российской нефти должен быть реалистичнымРешение Европы свести экспорт российской нефти к нулю не удастся воплотить в реальность – и это далеко не так целесообразно, как может показаться, пишет Bloomberg.
Вопрос, успеет ли Чехия до 2024 года провести такие изменения. "Нужно учитывать скорости строительных процедур в ЧР, а также то, что MERO, будучи государственным заказчиком, обязан действовать по Закону о государственных тендерах, и то, что последний крупный контракт между MERO ЧР и Unipetrolобсуждался более шести лет. Становится понятно, почему я не уверен в успехе", ― добавляет Бруна.
Тем не менее в компании Orlen Unipetrol, которая является оператором чешских НПЗ в Литвинове и Кралупы-над-Влтавой, настроены оптимистически. "В последние годы мы значительно расширили список стран, от которых получаем нефть, и снизили зависимость от российской нефти с 80% на рубеже тысячелетий до менее 50%", ― говорит пресс-секретарь компании Михал Прохазка.
"На нашем НПЗ в Литвинове мы способны перерабатывать сорта нефти, подобные российской, а на НПЗ в Кралупы давно перерабатываем только нерусскую нефть", ― добавляет он.